Американцы во Вьетнаме

 

Часть 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, фотогалерея.

 

Содержание страницы:

 

Большая советская энциклопедия: "АМЕРИКАНСКАЯ (США) АГРЕССИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ"

 

"ТРИБУНАЛ РАССЕЛА ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ВО ВЬЕТНАМЕ"

 

 

 

американец гордо показывает свою добычу - часть трупа убитого вьетнамца.

 

 

 

 

АМЕРИКАНСКАЯ (США) АГРЕССИЯ ВО ВЬЕТНАМЕ, военные действия, развязанные правящими кругами США во Вьетнаме в 1964-65 путём ввода в действие амер. вооруж. сил с целью подавить нац.-освободит, движение в Юж. Вьетнаме, помешать строительству социализма в Сев. Вьетнаме, сохранить Юж. Вьетнам в качестве военно-страте-гич. базы США в Юго-Вост. Азии; самый крупный вооруж. конфликт в период после 2-й мировой войны, таящий в себе угрозу миру во всём мире. А. (США) а. во В. является грубым нарушением междунар. права и междунар. соглашений, попранием Устава ООН. Вмешательство США во внутр. дела Вьетнама началось ещё во время Войны Сопротивления вьетнамского народа 1945-54 против франц. колонизаторов. После установления в соответствии с Женевскими соглашениями 1954 мира на Индокит. п-ове США стали форсировать свои планы проникновения в страны Юго-Вост. Азии. США воспрепятствовали выполнению осн. положений Женевских соглашений по Вьетнаму, констатировавших междунар. признание независимости, суверенитета и терр. целостности Вьетнама, помешали консультациям между Севером и Югом, сорвали проведение намеченных на 1956 всеобщих выборов и последующее объединение страны. Юж. Вьетнам был включён в "сферу защиты" созданного Соединёнными Штатами осенью 1954 агрессивного блока СЕАТО. С янв. 1955 США, в нарушение Женевских соглашений, запрещавших ввод во Вьетнам иностр. военного персонала и ввоз вооружения, стали оказывать прямую воен. помощь сайгонскому режиму, направлять в Юж. Вьетнам воен. советников и специалистов, организовывать и оснащать совр. вооружением сайгонскую армию, строить на терр. Юж. Вьетнама свои воен. базы. С целью подавления освободит, движения в Юж. Вьетнаме и увековечения раскола Вьетнама ими были разработаны спец. планы "особой войны", в их числе план Стейли - Тейлора (1.961), предусматривавший "умиротворение" Юж. Вьетнама в течение 18 месяцев (гл. обр. силами войск сайгонского режима). Для руководства воен. действиями против южно-вьетнам. патриотов в 1961 в Сайгоне был создан амер. воен. штаб во главе с ген. Харкинсом, а в 1962 - амер. воен. командование (Military Aid Command). Воен. персонал США начал непосредственно участвовать в боевых операциях против патриотич. сил. К сер. 1964 в Юж. Вьетнаме находилось ок. 25 тыс. амер. военнослужащих, а числ. сайгон-ской армии превысила 350 тыс. чел. Тем не менее

амер. политика "особой войны" потерпела крах. Сайгонская армия, вооруж. амер. оружием и руководимая амер. воен. советниками, оказалась не в состоянии противостоять ударам патриотич. сил (Армии освобождения Юж. Вьетнама, созд. в 1961). В городах Юж. Вьетнама не прекращались антиправительственные выступления рабочих, учащихся, интеллигенции; активное участие в освободительной борьбе принимали буддисты. К осени 1964 южновьетнам. патриоты под рук. Национального фронта освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ) (создан в дек. 1960) и при поддержке подавляющего большинства населения освободили примерно 3/4 терр. страны, расширив т. о. терр.

освобождённых районов (гл. обр. сельские районы). Стремясь спасти сайгонский режим и удержать Юж. Вьетнам под своим контролем, США были вынуждены пересмотреть свою стратегию во Вьетнаме. После совещаний высшего генералитета США в Сайгоне (март 1964) и Гонолулу (май 1964) амер. правящие круги летом 1964 взяли курс на развязывание воен. действий против суверенного социалистич. гос-ва - ДРВ, к-рая своей поддержкой и помощью оказывала решающее, как они полагали, влияние на ход воен. действий в Юж. Вьетнаме. В июле 1964 США направили в зал. Бакбо (Тонкинский зал.) для патрулирования берегов Сев. Вьетнама воен. корабли 7-го флота. Они вторгались в терр. воды ДРВ, провоцируя вооруж. столкновения. В нач. августа 1964 флот и авиация США без объявления войны подвергли бомбардировке и обстрелу ряд воен. объектов и насел, пунктов на побережье ДРВ. 6-7 авг. конгресс США принял совместную резолюцию (т. н. "Тонкинскую резолюцию"), к-рая санкционировала эти действия амер. военщины, предоставила президенту Л. Джонсону право использовать вооруж. силы США в Юго-Вост. Азии. Сов. Союз и др. социалистич. страны решительно осудили провокации амер. военщины против ДРВ; мировая общественность квалифицировала их как акты неспровоцированной агрессии США.

 

 

 

Дети-уроды являются прямым результатом американских химических атак ("agent orange").

 

7 февр. 1965 реактивные самолёты, базирующиеся на авианосцы 7-го флота США, подвергли бомбардировке и обстрелу г. Донгхой и др. населённые пункты ДРВ в районе 17-й параллели, а с апр. США приступили к систематич. бомбардировкам и обстрелу юж. районов ДРВ. 24 апр. 1965 президент Джонсон объявил всю территорию Вьетнама и мор. пространство вдоль его берегов шир. в 100 миль "районом боевых действий вооружённых сил США". Бомбардировки нарушили мирный созидательный труд ДРВ. За короткий срок сотни тысяч юношей и девушек по призыву Партии трудящихся Вьетнама (ПТВ) добровольно вступили в армию, нар. милицию, дорожно-ремонтные бригады;

начался форсированный перевод нар. х-ва на рельсы воен. экономики, произведена частичная эвакуация населения городов, создана широкая сеть надёжных убежищ и укрытий для защиты населения. С помощью братских социалистич. стран быстро укреплялась ПВО страны. Уже к концу мая над ДРВ было сбито 300 амер. самолётов, а в течение всего 1965 - св. 800 самолётов США.

Непрерывные поражения сайгонской армии зимой 1964 - весной 1965 поставили США перед необходимостью взять на себя осн. роль в ведении боевых операций. 8 марта 1965 в Юж. Вьетнаме (в р-не Дананга) высадились первые части амер. мор. пехоты, а в апр. было создано командование сухопутными войсками США во Вьетнаме во главе с ген. Уэстморлендом. 8 июля гос. департамент США официально объявил о предоставлении амер. командованию в Юж. Вьетнаме полномочий по использованию полностью амер. войск не только в оборонит, боях (как это декретировалось до сих пор), но и в наступат. операциях против партизан. НФОЮВ выразил в связи с этим свой протест и заявил, что считает себя вправе обратиться при необходимости к дружеств. странам, чтобы они направили в Южный Вьетнам своих добровольцев. Эскалация (поэтапное расширение) агрессии США против ДРВ продолжалась. 9 июля 1965 амер. авиация начала систематическую бомбардировку южных районов ДРВ, расположенных между 17-й и 19-й параллелями, а в конце августа приступила к бомбардировке ирригац. сооружений.

На юге Вьетнама в первом полугодии 1965 крупные сражения произошли у г. Шонгбе, в районе Бажа и Куан-гнгай и близ г. Донгсоай (севернее Сайгона). Амер. и южновьетнам. части избежали в этих сражениях полного уничтожения лишь благодаря действиям амер. авиации. Числ. амер. экспедиц. корпуса быстро возрастала и к кон. 1965 превысила 185 тыс. чел. В 1965 США добились согласия своих союзников по агрессивным блокам (Юж. Кореи, Таиланда, Филиппин, Австралии и Новой Зеландии) направить (с сентября) в Юж. Вьетнам воинские контингенты для борьбы против южновьетнам. патриотов.

В течение сухого сезона 1965-66 (октябрь - май) амер. командование пыталось, опираясь на прибрежные базы, серией мобильных ударов захватить освобождённые районы Центр. Вьетнама (Плейку, Контум), рассечь силы южновьетнам. патриотов надвое, прижать их к границам Лаоса и Камбоджи, а затем уничтожить. Операции сухопутных сил США поддерживались массированными возд. ударами. Амер. войска во время воен. действий 1965-66 (впрочем, как И во все последующие годы) прибегали к бесчеловечным методам ведения войны, запрещённым междунар. правом. Военщина США превратила Вьетнам в огромный полигон для испытания и усовершенствования сотен видов вооружения и боевой техники. США, используя войну во Вьетнаме, дали (к 1969) опыт боевых действий более чем двум млн. чел., в т. ч. большей части лётного состава и почти всему личному составу кораблей Тихоокеанского флота США. Амер. вооруж. силы в Юж. Вьетнаме ввели в практику употребление средств массового уничтожения (напалм, фосфор, ядовитые газы и отравляющие вещества) против воинов патриотич. сил и гражд. населения; они уничтожали посевы, растительность и леса в освобождённых районах, применяя тактику "выжженной земли". Это вызвало всеобщее возмущение во всём мире. Сов. пр-во ещё в нач. 1965 направило пр-ву США ноту протеста против применения амер.

войсками в Юж. Вьетнаме отравляющих веществ. Несмотря на использование США большого количества боевых средств, их военные планы терпели неудачу за неудачей. Патриотич. силы Юж. Вьетнама не только отразили натиск противника, но и расширили освобождённую зону, сорвали стратегич. планы агрессора и вынудили его в течение октября - декабря 1965 вести изнурит, оборонит, бои.

В апреле 1965 президент Джонсон предпринял "дипломатич. наступление" против Вьетнам, патриотов, предложив в своей речи в Балтиморе переговоры "без всяких предварительных условий" и пообещал при этом 1 млрд. долл. помощи населению Юго-Вост. Азии, включая Вьетнам. Со своей сторонЬг НФОЮВ опубликовал 22 марта 1965 заявление из 5 пунктов, к-рое открывало путь к мирному урегулированию Вьетнам, проблемы и отражало чаяния всего южновьетнам. народа. Заявление содержало требование скорейшего вывода войск США из Юж. Вьетнама и предоставления Вьетнам, народу права самому определять свою судьбу. 8 апр. 1965 пр-во ДРВ также выдвинуло развёрнутую программу по-литич. урегулирования Вьетнам, проблемы: в соответствии с Женевскими соглашениями амер. пр-во должно вывести свои войска из Юж. Вьетнама, ликвидировать воен. базы и прекратить воен. действия во Вьетнаме; до мирного воссоединения Вьетнама обе зоны страны должны строго соблюдать Женевские соглашения, воздерживаться от вступления в воен. союзы с др. гос-вами; внутр. дела Юж. Вьетнама должен решать южновьетнам. народ без иностр. вмешательства; вопрос о мирном объединении Вьетнама должен решать сам Вьетнам, народ без всякого вмешательства извне. Эта программа впоследствии стала известна как "4 пункта" пр-ва ДРВ. Сов. Союз полностью поддержал справедливую позицию пр-ва ДРВ и НФОЮВ по мирному урегулированию Вьетнам, проблемы (Ответ Верх. Совета СССР на обращение

Нац. собрания ДРВ к парламентам различных стран мира, 29 апр. 1965; Заявление Верх. Совета СССР, 9 дек. 1965).

В дек. 1965 в Москве были подписаны соглашения об экономич. и технич. помощи Сов. Союза ДРВ в 1966 с учётом потребностей, возникших в ходе борьбы Вьетнам, народа против амер. агрессии. В соответствии с вышеназв. соглашениями ДРВ стала получать из Сов. Союза в необходимом кол-ве зенитные орудия, ракеты и совр. реактивные истребители. Сов. специалисты помогали вьетнамским друзьям овладевать совр. боевой технческой. Большое внимание уделялось, в частности, подготовке ракетчиков и воен. лётчиков. Одновременно Сов. Союз продолжал оказывать ДРВ необходиму помощь в восстановлении и развитию различных отраслей нар. х-ва, в первую очередь работающих на оборону.

 

Ширилось во всём мире движение протеста против А. (США) а. во В. Представители коммунистич. и рабочих партий, собравшиеся в Москве на консультативную встречу, выступили (3 марта 1965) со спец. заявлением, в к-ром решительно осудили амер. агрессоров, выразили интернац. солидарность с народом ДРВ, с героической ПТВ, с НФОЮВ и высказались за необходимость крепить единство действий в поддержку вьетнам. народа. В поддержку Вьетнама, народа вы ступили Всемирный Совет Мира, Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная федерация демократич. женщин, Комитет солидарности стран Азии и Африки, Всемирный конгресс за мир, нац. незави симость и всеобщее разоружение (июль 1965, Хельсинки). Резкое усиление агрессивных тенденций в амер. внеш. политике в 1965 сопровождалось обострением внутр. борьбы в самих США (многочисл. антивоен. демонстрации, "походы мира", митинги, сидячие забастовки, публичные отказы призывников от несения воинской службы, попытки воспрепятствовать отправке во Вьетнам войск и военных материалов). Острая внутр. борьба продолжалась и в руководящих кругах: сторонники относительно умеренного направления, невозражая в принципе против амер. вмешательства, предупреждали пр-во об опасностях "чрезмерного" расширения воен. конфликта в Юго-Вост. Азии, чреватого большой войной. С самого начала А. (США) а. во В. существ, расхождения по вопросу о поддержке политики США во Вьетнаме обнаружились во всём империалистич. лагере. Так, члены ведущей военно-политич. группировки империалистов - НАТО проявили (за исключением Англии и ФРГ) сдержанное отношение к расширению воен. конфликта в Юго-Вост. Азии. США не удалось добиться единодушной поддержки своих действий во Вьетнаме и от своих союзников по СЕАТО: Франция и Пакистан открыто отказались поддержать агрессию США, в знак

несогласия с амер. политикой во Вьетнаме Франция отозвала своих представителей из постоянного штаба СЕАТО; США не удалось привлечь к участию в интервенции в Юж. Вьетнаме и гос-ва Лат. Америки. Отридат. отношение к амер. агрессии во Вьетнаме проявили нейтралистские гос-ва. В ходе общеполитич. дискуссии на 20-й Сессии Ген. Ассамблеи ООН (сент. 1965) представители мн. стран Азии, Африки и Лат. Америки потребовали прекращения войны во Вьетнаме. В дек. 1965 состоялся 12-й пленум ЦК ПТВ, к-рый в своих решениях указал на необходимость готовиться к длительной борьбе против амер. агрессии. Пленум отметил, что "вся страна находится в состоянии войны с США". Партия выдвинула лозунг: "Всё для фронта, всё для победы над американским империализмом". Исходя из этой перспективы, в ДРВ был разработан нар.-хоз. план на 1966-67, ориентирующийся на продолжение вооруж. борьбы. Этот план был единодушно одобрен сессией Нац. собрания ДРВ (апр. 1966).

В 1966 амер. агрессоры усилили возд. войну против ДРВ. Если до этого осн. способом её ведения было нанесение ударов группами в 30-60 самолётов со средних высот, то с сер. 1965, ввиду нарастания противодействия средств ПВО ДРВ, амер. авиация стала переходить к действиям мелкими группами на малых высотах - 400м и ниже, нередко до 20м на равнинной местности и 50-200 м в горных условиях. Широко применялись радиолокац. помехи и средства подавления ПВО ДРВ. Амер. авиация совершала ежедневно до 450, а в нек-рые дни до 500 самолёто-вылетов против Сев. Вьетнама. Чтобы парализовать экономику Сев. Вьетнама, Пентагон стремился прежде всего разрушить

транспорт страны, нарушить движение по железным и шоссейным дорогам и водным путям. Летом министр обороны США Р. Мак-намара объявил о плане дальнейшего расширения бомбардировок в ДРВ. В июне налётами на предместья столицы ДРВ Ханоя и главного порта страны Хайфона начался этап неогранич. возд. войны США против Сев. Вьетнама. В дек. 1966 амер. авиация приступила к бомбардировке жилых кварталов в черте столицы. Однако расчёты Пентагона на разрушение экономич. и воен. потенциала ДРВ и на отказ народа Сев. Вьетнама от помощи и поддержки своих соотечественников на Ю. не оправдались. В Юж. Вьетнаме в нач. 1966 американские войска вновь пытались перейти в общее наступление. Основные силы американское командование сосредоточило в провинциях Центр. Вьетнама: Куангнгай, Биньдинь и Фуйен, прилегающих к побережью. В ходе операций "поиск и уничтожение" ("search-and-destroy operations") агрессоры широко применяли тактику "выжженной земли". Однако наступление было сорвано активными действиями Армии освобождения. Весной 1966 в прибрежных провинциях Центр. Вьетнама и в р-не Контум - Плейку бои возобновились с новой силой. Интервенты предприняли попытку окружить части Армии освобождения, но сами оказались окружёнными и понесли тяжёлые потери, несмотря на мощную поддержку авиации, в т. ч. стратегич. бомбардировщиков Б-52. Ряд операций на "поиск и уничтожение" в провинциях, прилегающих к Сайгону, также не имел сколько-нибудь значит, успеха. Наращивая свою воен. мощь, США вводили в Юж. Вьетнам всё новые контингенты войск и боевой техники. К кон. 1966 числ. амер. экспедиц. армии удвоилась и составила 380 тыс. чел. Амер. командование начало подготовку ко второму "стратегическому контрнаступлению" в сухой сезон 1966-67. К этому времени США сосредоточили в Юж. Вьетнаме 7-ю возд. армию, а в Таиланде - значит, часть 13-й возд. армии и 3-йдивизии стратегич. авиац. командования (самолёты Б-52). У берегов Вьетнама постоянно находились 3 ударных авианосца, самолёты к-рых действовали гл. обр. против ДРВ. В этом районе было сосредоточено ок. 4000 боевых, вспомогательных и трансп. самолётов и вертолётов США.

В 1967 амер. авиация резко усилила интенсивность (по сравнению с 1966) бомбардировок в ДРВ - плотин, дамб и др. ирригац. сооружений, рассчитывая вызвать наводнения в долине р. Хонгха (Красной реки) и затопить посевы риса, а в сухое время года оставить посевы без влаги. Пр-во ДРВ провело массовую эвакуацию из городов населения, не занятого на произ-ве и не участвующего в обороне. Жизнь перешла в джунгли, в укрытия горных скал, в подземные убежища. Одновременно продолжала укрепляться противовоздушная оборона Сев. Вьетнама. Нарастало противодействие средств ПВО ДРВ - зенитной артиллерии, зенитных управляемых ракет и истребит, авиации. Воен. действия в Юж. Вьетнаме в сухой сезон 1966-67 приобрели характер затяжной очаговой борьбы за отд. пункты и районы Юж. Вьетнама. Крупнейшие операции ("Этлборо", "Сийдер фоле", "Джанкшен сити") по прочёсыванию районов, удерживаемых патриотич. силами,- т. н. операции по "умиротворению" - не принесли агрессорам успеха. Одной из отличит, сторон боевых действий сухопутных войск и мор. пехоты США к этому времени стало широкое использование вертолётов для перебросок войск и грузов и подавления огня в зонах высадки (напр., в мае - июне 1967 в среднем ежесуточно совершалось 8- 11 тыс. вертолёто-вылетов, перебрасывалось св. 10 тыс. солдат и офицеров и значит, количество грузов). Патриоты Юж. Вьетнама противопоставили тактике американцев свой приём борьбы - они широко использовали систему подземных тоннелей и опорных пунктов, укреплённых бункерами в наиболее важных районах. Эта разветвлённая система, с большим количеством соединит, ходов и запасных выходов, была приспособлена как для боя, так и для маневрирования под землёй. Кроме того, Армия освобождения и партизаны часто прибегали к воен. действиям ночью, что мешало противнику эффективно применять авиацию и артиллерию. В результате амер. агрессорам пришлось перейти к стратегич. обороне. Стратегич. инициатива по-прежнему оставалась у патриотич. сил.

В авг. 1967 НФОЮВ принял новую Программу. Она предусматривала создание в Юж. Вьетнаме представительного демократич. коалиционного пр-ва нац. единства, к-рое станет проводить политику мира и нейтралитета, и постепенное объединение Вьетнама на основе мирных переговоров между Севером и Югом без вмешательства извне. Сов. Союз и др. социалистич. страны решительно поддержали Программу Фронта, как отражающую жизненные интересы населения Юж. Вьетнама. К началу сухого сезона 1967-68, когда американцы запланировали крупные воен. операции, в Юж. Вьетнаме насчитывалось 475 тыс. амер. военнослужащих, на кораблях 7-го флота у побережья Вьетнама - 40 тыс., США сосредоточили в Юж. Вьетнаме 6 армейских дивизий (1-я, 4-я, 9-я и 25-я пехотные, 1-я аэромобильная и 101-я воздушно-десантная), 2 дивизии мор. пехоты (1-я и 3-я) и 4 отд. бригады (11-я, 196-я и 199-я лёгкие пехотные и 173-я воздуш-нодесантная). Кроме того, там находилось 11 дивизий сайгонских войск, 2 дивизии и 1 бригада южнокор. наёмников, австрал., новозел., таиландские и филиппинские войска. Общая числ. этих войск составила в кон. 1967 ок. 1300 тыс. военнослужащих. Если расходы США на войну во Вьетнаме достигли в 1966/67 финанс. году 24,5 млрд. долл., то в 1968/69 было запланировано истратить на эти цели более 26 млрд. долл.

Осенью 1967 в районе демилитаризованной зоны развернулось 70-дневное сражение у Контхьена, где мор. пехота США вынуждена была перейти к изнурит, позиционной обороне, к к-рой она оказалась совершенно не приспособленной. В янв. 1968 начались длит, бои в долине Кхесань (в 25 км к югу от 17-й параллели). Тогда же были нанесены удары по крупнейшим базам американцев, что явилось как бы прологом к общему широкому наступлению нар. вооруж. сил. Продолжая бомбардировки терр. ДРВ, в окт.- нояб. 1967 США поставили своей осн. задачей путём систематич. налётов на порт Хайфон

отрезать ДРВ от помощи социалистических стран. Но благодаря самоотверженности и мужеству Вьетнам, народа этот замысел агрессоров не был осуществлён. ДРВ продолжала укреплять свою обороноспособность, усиливать отпор агрессору. Братские страны, прежде всего СССР, помогали ДРВ совершенствовать ВВС и ПВО и оснащать их совр. оружием и техникой. В сент. 1967 в Москве были подписаны очередные соглашения об оказании СССР помощи ДРВ в 1968. Сов. Союз продолжал поставлять ДРВ безвозмездно самолёты, зенитно-ракетные и зенитно-арт. оружие, стрелковое вооружение, боеприпасы и др. воен. имущество. ДРВ получала также необходимую материальную помощь

для развития своей воен. и гражд. экономики.

Начало 1968 ознаменовалось развёртыванием широкого наступления вооруж. сил НФО против амер. агрессоров и их пособников. В ночь с 29 на 30 янв. 1968 нар. вооруж. силы освобождения при широкой поддержке и в ряде случаев при прямом вооруж. содействии населения начали внезапное и умело координиров. по времени наступление против амер. и сайгонских войск на всей терр. Юж. Вьетнама. Были одновременно атакованы такие важнейшие города, как Сайгон, Хюэ (Гуэ), Дананг, Нячанг, Куинён, Далат (всего 43 города), и сотни более мелких населённых пунктов. Атакам подверглись все крупнейшие авиабазы США. Размах и мощь этого наступления были для амер. командования совершенно неожиданными. Сайгон был фактически осаждён патриотическими силами, вокруг него образовался "красный пояс". В ходе гор. боёв в Сайгоне и Хюэ патриоты из числа представителей интеллигенции, торг, и пром. буржуазии, чиновничества, офицеров сайгонской армии и духовенства объединились в Союз национальных, демократических и миролюбивых сил Южного Вьетнама (СНДМС). Союз был поддержан НФОЮВ. СНДМС выступил за достижение усилиями всех

патриотич. сил Юж. Вьетнама независимости и суверенитета для Юж. Вьетнама, а в дальнейшем - мирного воссоединения всего Вьетнама. Несмотря на систематич. бомбардировки терр. ДРВ амер. авиацией, Вьетнам, трудящиеся под рук. ПТВ с помощью братских стран смогли перестроить экономику страны на воен. лад. Окрепло морально-политич. единство народа. Огромная работа была проделана и НФОЮВ. В Освобождённых районах были осуществлены широкие агр. преобразования, проведены выборы в местные органы власти (к нояб. 1968 завершены в 17 провинциях, 5 городах и 38 уездах). Продолжала расширяться во всём мире морально-политич. поддержка героич. борьбы Вьетнам, народа. Воля сов. коммунистов, всего сов. народа была ясно выражена в Заявлении 22-го съезда КПСС по поводу агрессии США во Вьетнаме (апр. 1966). На совещании политич. консультативного к-та государств - участников Варшавского договора в Бухаресте (июль 1966) было подчёркнуто, что страны социализма оказывают и будут оказывать ДРВ всё возрастающую помощь. Братские страны выразили готовность, в случае просьбы пр-ва ДРВ, "предоставить возможность своим добровольцам

направиться во Вьетнам, чтобы помочь Вьетнам, народу в его борьбе против американских агрессоров". Это заявление было подтверждено на другом совещании политического консультативного к-та государств - участников Варшавского договора, проходившем в Софии (6-7 марта 1968). В поддержку Вьетнам, народа было принято обращение на конференции представителей коммунистич. и рабочих партий европ. стран, состоявшейся в Карлови-Вари (апр. 1967), и послание солидарности Вьетнам, народу - на консультативной встрече представителей коммунистических и рабочих партий в Будапеште (февр.- март 1968). В июне 1967 состоялась Всемирная конференция по Вьетнаму. В окт.

1967 по призыву Междунар. координац. к-та, созд. в Стокгольме, был проведён день (21 окт.) единых междунар. действий за мир, против войны США во Вьетнаме. В ходе общей дискуссии на 22-й сессии Ген. Ассамблеи ООН (1967) из 110 ораторов представители лишь 7 стран безоговорочно поддержали политику Вашингтона во Вьетнаме. Представители же 44 государств призвали США прекратить бомбардировки ДРВ. Среди них было 5 делегатов гос-в - союзников США по агресс. блоку НАТО. Многочисл. декларации и митинги в защиту борющегося Вьетнама прошли в самих США. В окт. 1967 в Вашингтоне состоялась грандиозная манифестация, в к-рой участвовало св. 150 тыс. чел.- представителей 47 штатов США. По решению ВФП 20 июля 1968, в годовщину подписания Женевских соглашений, во мн. странах были проведены митинги и манифестации солидарности с борющимся Вьетнамом. В этот период из общего состава вооруж. сил (1400 тыс. чел.), участвовавших в войне против де-мократич. сил Вьетнама, ок. 600 тыс. чел. (по состоянию на нач. 1969) составляли амер. военнослужащие. Для ведения воен. действий во Вьетнаме США использовали 37% мор. пехоты, 41% боевых саобщего решения южновьетнамской проблемы с целью содействия восстановлению мира во Вьетнаме", исходящую из осн. положений Женевских соглашений и ситуации, создавшейся во Вьетнаме. Новый этап в борьбе против А. (США) а. во В. наступил с провозглашением Врем, революц. пр-ва Республики Южный Вьетнам (РЮВ) в июне 1969. Этому предшествовало создание в освобождённых районах Юж. Вьетнама подлинно нар. выборных органов власти на местах - от сел. коммун до провинций, которые пришли на смену существовавшим там марионеточным адм. органам. 13 июня 1969 СССР признал Врем, революц. пр-во РЮВ. К августу оно было официально признано 26 государствами. Нар. вооруж. силы освобождения активизировали (во 2-й пол. 1969) боевые действия против амер.-сайгонских войск на всей терр. Юж. Вьетнама. Удерживая инициативу в своих руках, южновьетнам.

патриоты наносили противнику всё более ощутимые удары. Уклоняясь от решения неотложных вопросов, касающихся справедливого и мирного урегулирования Вьетнам, проблемы,- безоговорочного и полного вывода войск США и их сателлитов из Юж. Вьетнама и признания права южновьетнам. населения на самоопределение без иностр. вмешательства,- пр-во США прибегло к пропагандистскому манёвру, объявив о выводе из Юж. Вьетнама к кон. 1969 до 60 тыс. амер. военнослужащих (заявление Р. Никсона от 8 июня и 16 сент. 1969). Этим шагом пр-во США попыталось успокоить и ввести в заблуждение мировое общественное мнение, настойчиво требующее немедленного прекращения амер. агрессии во Вьетнаме. В 1968-69 продолжало развиваться во всём мире движение солидарности с борющимся Вьетнамом.

Ежемесячно на театр воен. действий из США в течение 1968-69 перебрасывалось более 2 млн. т различных воен. грузов. С начала войны и до конца 1968 ВВС США совершили св. 900 тыс.

самолёто-вылетов на ДРВ, на расположение сил освобождения Юж. Вьетнама и Лаоса и сбросили ок. 2,3 млн. т бомб. За то же время в Юж. Вьетнаме против Армии освобождения войска агрессоров провели более 500 поисково-карат. операций силами от батальона до неск. бригад,

из к-рых большинство оказалось безуспешными. Если в первые годы войны во Вьетнаме командование США пыталось проводить крупные наступат. операции, то под ударами Армии освобождения оно было вынуждено отказаться от них и перейти с нач. 1968 к оборонительно-сдерживающим действиям, гл. обр. к "мобильной обороне", имея осн. силы сосредоточенными в важнейших базах и опорных пунктах.

 

Потери авиации США в 1968 в среднем составили св. 70 самолётов в месяц, а всего за период с 5 авг. 1964 по 31 окт. 1968- 3243 самолёта; за тот же период было потоплено и повреждено 143 амер. воен. судна; потери США убитыми и ранеными во Вьетнаме к сер. 1969 достигли, по офиц. данным амер. воен. командования, 280 тыс. чел., что значительно больше потерь США в Корее в 1950-53 и приближается к размерам людских потерь США в годы 1-й мировой войны.

Неудачи американцев в боевых операциях как на Севере, так и на Юге, постоянно растущее давление на США со стороны мирового общественного мнения, падение престижа пр-ва США вынудили Вашингтон с 31 марта 1968 ограничить район бомбардировок ДРВ юж. провинциями республики. Президент Джонсон заявил о согласии США на переговоры с ДРВ. Двухсторонние беседы между представителем ДРВ Суан Тхюи и представителем США А. Гарри-маном, начавшиеся в мае 1968 в Париже, после сложной дипломатич. и политич. борьбы, сопровождавшейся дальнейшей эскалацией американцами войны во Вьетнаме, завершились достижением договорённости о полном и безусловном прекращении Соединёнными Штатами с нояб. 1968 бомбардировок и др. воен. действий против Сев. Вьетнама. Была достигнута

также договорённость о проведении в Париже четырёхсторонних заседаний с участием представителей ДРВ, НФО, сайгонского режима и США для поисков путей политич. урегулирования Вьетнам, проблемы.

(Большая советская энциклопедия)

 

 

 

Слева: китайский плакат в поддержку вьетнамцев. Посредине: чешский плакат. Справа: кубинский плакат.

 

А как же Женевская конвенция? Ведь нельзя показывать лица пленных! По крайней мере, от иракцев американцы требовали её соблюдения.
 

 

 

 

ТРИБУНАЛ РАССЕЛА ПО РАССЛЕДОВАНИЮ ВОЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ ВО ВЬЕТНАМЕ

ЧАСТЬ 1  

 "Мы не судьи. Мы - свидетели. Наша задача сделать человечество свидетелем ужасных военных преступлений и объединить человечество на стороне справедливости в войне во Вьетнаме"

Бертран Рассел 

 

В 1966 году, во время продолжающейся войны во Вьетнаме, всемирно известный философ Бертран Рассел выступил с инициативой проведения Трибунала по расследованию военных преступлений во Вьетнаме. Он был убежден, что "преступление молчания" необходимо предотвратить. Что мировое сообщество должно - на основе достоверной информации - сделать свои, не зависимые от политической коньюнктуры, выводы. 

В 1967 году Международный трибунал по расследованию военных преступлений провел два своих заседания - в Стокгольме и в Роскилде (Нидерланды), где были заслушаны свидетельства о ведении войны во Вьетнаме. Приглашения участвовать в слушаниях, посланные от имени Трибунала американскому правительству, были проигнорированы. Многим тогда казалось, что ситуация выглядит нелепо: Трибунал не имел властных полномочий расследовать конфликт, да и, кроме того, симпатии Трибунала были заведомо известны. Однако у этого Трибунала имелся прецедент - Нюрнбергский трибунал, который также исходил из установленного им самим права выносить вердикты о военных преступлениях международного характера. Судья Верховного суда Соединенных Штатов тогда провозгласил: "Если определенные действия и нарушения договоров являются преступными, то они суть преступления, независимо от того, кто их совершает, будь то Соединенные Штаты или Германия. Возлагая на кого-то ответственность за преступные действия, мы сами должны быть готовы нести ответственность".  

Трибунал Рассела - просто поймал Америку на слове  

Трибунал заслушал свидетельства историков, ученых, журналистов, американских солдат и вьетнамских гражданских лиц и пришел к выводу о недопустимости политического потворства несправедливой войне, - войне, в которой совершаются масштабные преступления против гражданских лиц, атакам подвергаются больницы и школы, практикуются пытки политических заключенных, когда происходит расчетливое уничтожение среды обитания и социальной инфраструктуры Вьетнама.  

Свои цели Трибунал сформулировал на Учредительной сессии в Лондоне, 15 ноября 1966 года. Здесь был принят документ, в котором говорилось:  

"Мы учреждаем Трибунал, который, пусть не имея власти применять какие бы то ни было санкции, должен, среди прочего, дать ответы на следующие вопросы:

Совершило ли Американское правительство (а также правительства Австралии, Новой Зеландии и Южной Кореи) акты агрессии в соответствии с международным правом?

Применяла ли, испытывала ли американская армия новые вооружения или оружие, запрещенное законами войны?

Имели ли место бомбардировки сугубо гражданских объектов, как то госпиталей, школ, санаториев, дамб и т.д. и в каких масштабах это происходило?

Подвергались ли вьетнамские заключенные негуманному обращению, запрещенному законами войны и, в особенности, подвергались ли они пыткам и увечьям? Имели ли место незаконные репрессии против гражданского населения, и особенно, казни и взятие заложников?

Создавались ли принудительные трудовые лагеря, производились ли депортации населения, совершались ли какие-то иные акты геноцида?" 

Трибунал взялся исследовать те свидетельства, - представленные как устно, так и в документальной форме, - которые могли пролить свет на поставленные вопросы. Не отвергалось ни одно свидетельство, имеющее отношение к делу, не делалось различие между различными источниками свидетельств. Кредо Трибунала была объективность. Свое намерение содействовать предоставлению информации для Трибунала выразили Национальный Фронт освобождения Вьетнама, правительство Демократической Республики Вьетнам, глава Камбоджийского государства, принц Сианук. Начавшись, Трибунал еще раз обратился к правительству Соединенных Штатов с предложением принять участие в работе Трибунала, выдвинуть своих представителей и представить свои свидетельства, публично отстаивать свои позиции.  

В Международный Трибунал по военным преступлениям вошли:  

Бертран Рассел (Почетный Президент)  

Жан-Поль Сартр (Президент)  

Владимир Дедьер (Председатель и ведущий сессии Трибунала)  

Вольфганг Абендрот (доктор права, профессор политических наук, Марбургский университет); Гюнтер Андерс (писатель и философ); Мехмет Али Айбар (международный адвокат, член Турецкого парламента, президент рабочей партии Турции); Джеймс Болдуин (афро-американский писатель и эссеист); Лелио Бассо (международный адвокат, депутат итальянского парламента и член комиссии по иностранным делам, профессор Римского университета); Симона де Бовуар (писатель и философ); Лазаро Карденас (бывший президент Мексики); Стокли Кармичел (председатель студенческого координационного комитета по ненасилию); Лоуренс Дейли (генеральный секретарь национального союза шахтеров); Владимир Дедьер (доктор права, историк); Дэйв Деллингер (американский пацифист, редактор Либерасьон); Исаак Дойчер (историк); Хаика Гроссман (юрист); Гизель Халими (адвокат, автор работ о войне в Алжире); Амадо Хернандес (поэт, президент национальной организации писателей, председатель Демократической партии труда Филиппин); Мельба Хернандес (председатель кубинского комитета солидарности с Вьетнамом); Махмуд Али Касури (адвокат в Высшем суде Пакистана); Сара Лидман (писатель); Кинью Морикава (посол, вице-президент Союза за гражданские свободы, Япония); Карл Оглесби (бывший президент союза студентов за демократическое общество, драматург, публицист); Шойчи Саката (профессор физики); Лаури Шварц (профессор математики, Парижский университет); Петер Вайс (драматург).  

Суть имперской власти, империалистического государства, - говорил Бертран Рассел, - в том, что его граждане последними узнают о том, что происходит в колониях, да и озабочены они этим - тоже в последнюю очередь. Средства массовой информации, если и не подвергаются прямой цензуре, то осуществляют само-цензуру. Рассел полагал, что публикация материалов Трибунала окажет действенное влияние на американское общество, он был уверен, что рядовому американцу чужда приверженность к насилию, что он будет должным, цивилизованным образом реагировать на ставшие ему известными факты. Он надеялся "разбудить общественное сознание", смутить самодовольство Европы и Северной Америки - правдой свидетельств.  

И хотя материалы Трибунала так и не были официально востребованы, его влияние на общественное мнение оказалось значительным. Такие издания, как Либерасьон, Ле Монд регулярно сообщали о работе Трибунала. Одновременно в прессе появлялось все больше материалов военных корреспондентов, работавших во Вьетнаме. В конце концов, даже Пентагон, до этого настаивавший, что бомбардировки велись "крайне сдержанно" и только по точно установленным целям, - был вынужден признать, что в Северном Вьетнаме применялось оружие массового поражения (anti-personnel).  

Работа Трибунала часто становилась предметом жесткой критики. Участники, "присяжные" и свидетели обвинялись в предвзятости. (Впрочем, сами они не пытались отрицать свою "предвзятость", не скрывали своей глубокой ненависти к убийствам и тем чудовищным разрушениям, которые чинили американские войска, применяя всю свою техническую мощь.) Обвинения, выдвинутые Трибуналом, были названы "излишне жесткими", его выводы - чрезмерными.  

Отношение к войне во Вьетнаме разделило американское общество. Но достоверная информация и объективная оценка происходящего, в конце концов, сделали свое дело - военные действия были прекращены. Вспомним, однако, что во время вьетнамской войны споры в американских "ответственных кругах" велись в основном о том, "можно ли выиграть эту войну приемлемой ценой". Трибунал же заботило совсем иное. Он не задавался вопросом, могут ли Соединенные Штаты "выиграть", заплатив "приемлемую цену", но скорее - "должны ли Соединенные Штаты выиграть", должны ли вообще Соединенные Штаты вмешиваться во вьетнамские внутренние дела, есть ли у них право пытаться решать и даже влиять на внутренние процессы во Вьетнаме, применяя силу.  

Так или иначе, Трибунал Рассела стал напоминанием о трибуналах Нюрнберга и Токио, напоминанием о том, что принципы Нюрнберга имеют универсальную значимость. Конечно, можно сказать, что трибуналы Нюрнберга и Токио были судами победителей, что их целью было скорее возмездие, чем справедливость. И даже, возможно, такое обвинение заслуженно. Однако - даже это не повод ставить под сомнение легитимность принципов, лежащих в основании трибуналов по военным преступлениям. Либеральные ценности современного мира предполагают обязанность граждан сопротивляться и сдерживать насилие, чинимое государством. Тот, кто снимает с себя эту гражданскую обязанность, - не становится ли он пособником насилия, пособником военных преступлений, совершаемых его государством вопреки установлениям международного права?  

Это и есть тот вызов и тот вопрос, который обратил к общественному сознанию расселовский Трибунал.  

Устроители этого общественного трибунала надеялись, что их работа - первый, небольшой, но важный шаг. Пафос их работы был (в терминологии того времени) "антиимпериалистическим" и "антиколониальным". Они полагали, что инициативы, подобные расселовскому трибуналу, должны быть предприняты для расследований Чехословацких событий и событий в Греции, в других странах, где правят силы империалистических государств или местная власть, опирающаяся на их поддержку. Бертран Рассел был убежден: как частные лица, так и государства должны нести ответственность за насилие и угнетение, а все мы должны продвигаться по пути социальной справедливости, именно справедливость должна быть, наконец, возведена в незыблемое международное правило.  

Речь Бертрана Рассела на первом заседании Трибунала по военным преступлениям. Лондон, 13 ноября 1966 года  

<...> Мы собрали этот Трибунал, чтобы изучить и оценить характер ведущейся Соединенными Штатами войны во Вьетнаме.  

Этот Трибунал не имеет исторического прецедента. Нюрнбергский трибунал, хотя и расследовал очевидные военные преступления, стал возможным только благодаря тому, что страны-победительницы заставили побежденных выдать своих вождей для предания их суду. Вот почему Нюрнбергские процессы, которые проходили при содействии заинтересованных государств, в значительной мере стали проявлением realpolitik. Но даже несмотря на эти ограничения, вследствие которых сегодня можно поставить под вопрос ряд юридических процедур Нюрнбергских процессов, трибунал в Нюрнберге выразил всеобщее чувство возмущения преступлениями, совершенными нацистами в Европе. В то время многие полагали, что должны существовать некие критерии, с помощью которых можно было бы осудить эти злодеяния и в соответствии с которыми можно было бы вынести приговор нацистским преступникам. Многие считали своим моральным долгом во всеуслышанье заявить обо всех ужасных преступлениях. И многие надеялись сформулировать такой юридический подход, с помощью которого было бы возможно дать правовую оценку преступлениям нацистов в целом. Эти не слишком четкие, но глубоко прочувствованные намерения и легли в основу Нюрнбергского трибунала.  

Наша с вами задача представляется куда более сложной, при том, что мы несем такую же ответственность. Мы с вами не представляем какое-либо государство, мы не можем призвать к ответу политиков, ответственных за преступления, совершенные против народа Вьетнама. Мы не обладаем необходимыми полномочиями. Мы не в состоянии добиться исполнения решений нашего суда.  

Но мне представляется, что эти очевидные недостатки являются на самом деле нашим преимуществом. Мы вольны провести серьезное и исторически важное расследование, не принимая во внимание государственные интересы или иные подобные обязательства. Почему ведется эта война во Вьетнаме? В чьих интересах она ведется? У нас, я уверен, есть обязательство изучить эти вопросы и после тщательного расследования вынести им нашу оценку, ибо, поступив таким образом, мы поможем человечеству понять, почему маленькая аграрная страна вот уже на протяжении двенадцати лет является жертвой агрессии крупнейшей индустриальной державы мира, располагающей самой совершенной и жестокой военной машиной.  

Я уверен, мы с полным правом можем сказать: было просто необходимо учредить этот высокий Трибунал, в который вошли выдающиеся люди - выдающиеся отнюдь не по причине их приближенности к государственной власти, но исключительно благодаря их интеллектуальному и нравственному вкладу в развитие того, что мы оптимистически называем "человеческой цивилизацией".  

Я убежден, что наш трибунал сыграет историческую роль, если мы сумеем провести исчерпывающе полное расследование. Мы обязаны сказать правду о событиях во Вьетнаме. Мы обязаны вынести свой вердикт относительно той правды, которую мы обнаружим. Мы обязаны предупредить о последствиях этой правды. Мы, более того, обязаны отвергнуть ту точку зрения, будто беспристрастными могут быть лишь незаинтересованные люди. Мы должны отвергнуть убогое представление об относительности частной правды - представление, которое не делает различий между свободной и пустой душой.  

<...>Размышляя о предстоящей нам работе, я не могу не вспомнить о некоторых событиях своей жизни, связанных с преступлениями, свидетелем которых я был, и с надеждами, которые я лелеял. Я хорошо помню дело Дрейфуса, я участвовал в расследовании преступлений, совершенных режимом короля Леопольда в Конго. Я помню множество войн. Рассказы о несправедливостях, которые чинились в течение десятилетий, передавались людьми из поколения в поколение. Но оглядываясь на прожитую жизнь, я не могу припомнить ничего подобного. Я не могу припомнить, чтобы какой-нибудь народ подвергался таким ужасным страданиям, а его мучители не понесли за это наказания. Я не могу припомнить ни одного вооруженного конфликта, в котором уровни военно-технического потенциала воюющих сторон были бы настолько несоизмеримыми. И я не припомню, чтобы какой-либо народ сражался бы с такой же стойкостью и имел бы столь же несгибаемую волю к сопротивлению.  

Не буду скрывать от вас всю глубину моего восхищения народом Вьетнама и сострадания к нему. И я не собираюсь отказываться от своего морального долга судить о совершенных в отношении этого народа преступлениях по той лишь причине, что я испытываю к нему подобные чувства. Наш с вами долг - докопаться до правды и поведать о ней миру. Я убежден, что не может быть задачи более высокой, чем попытка обрести истину путем настойчивого и бескомпромиссного ее поиска.  

Пусть этот Трибунал предотвратит преступление, имя которому - молчание.

 

Часть 2 

Первая сессия Трибунала прошла 2-10 мая 1967 года в Стокгольме.  

Ее открыл Жан-Поль Сартр.

Краткое изложение выступления Сартра.  

В ходе первой сессии Трибунал должен прояснить свои цели, задачи, пределы компетентности - то есть прояснить вопрос о своей "легальности".  

В 1945 году в истории произошло чрезвычайное событие - Нюрнбергский трибунал впервые правовой вердикт о преступлениях, совершенных воюющей стороной. С тех пор было подписано несколько международных соглашений, направленных на ограничение jus ad bellum, однако не было создано соответствующего органа, ответственного за их исполнение. Властные отношения продолжают регулироваться "законом джунглей". Да и как может быть иначе: современные нации, создавшие свое благополучие за счет имперской колониальной политики, не потерпят, чтобы их судили за их действия в Африке или в Азии.  

Однако то, что государства-союзники признали подсудными действия нацистской Германии, - одновременно означало, что вменяемые нормы должны действовать и в отношении их самих. Иначе говоря, Нюрнбергский трибунал стал манифестацией фундаментального события: замены jus ad bellum на jus contra bellum.  

Однако, Нюрнбергский трибунал был судом победителей, кроме того - он не был интернациональным судом. Одна группа наций судила другую группу. Возможно, следовало бы привлечь в качестве судей - нейтральные страны? И хотя решения Трибунала были этически справедливыми, - они не смогли убедить всех немцев. И по сегодняшний день оспаривается легитимность магистратов и их решений. Даже говорят о том, что если бы результаты войны были иными, то мог быть поставлен вопрос о вине союзников за бомбардировку Дрездена и Хиросиму.  

В любом случае, следовало бы - и это не так уж сложно сделать - поддерживать международными усилиями деятельность органа, подобного Нюрнбергскому трибуналу, в компетенцию которого входило бы расследование и суд над военными преступлениями, независимо от того, какой страной они совершаются. Таким образом было бы реализовано универсальное значение Нюрнбергского трибунала. Был бы совершен настоящий прорыв в сфере международных отношений.  

Действительно, так ли уж все мы чисты? Разве не было совершено военных преступлений после 1945 года? Разве мы не прибегали к насилию и агрессии? Разве не было "геноцида"? Разве сильные страны не нарушали силовыми действиями суверенитет слабых?  

Последние двадцать лет - у нас у всех на глазах - идет борьба слаборазвитых стран за свою независимость. Империи разваливаются, колонии становятся свободными. И все это совершается через страдания, пот и кровь. Разве в этих условиях постоянный Трибунал, по образу Нюрнбергского - не нужен?  

Для подобного органа существуют два источника власти. Первый - государство и его институты. Однако, в периоды творящегося насилия, правительства, которые его применяют, сами боятся оказаться однажды обвиненными в насилии. Поэтому станут ли Соединенные Штаты ратовать за такой международный суд, который бы занялся расследованием Вьетнамского конфликта?  

Второй источник власти для нового судебного органа - это народ. Именно он становится источников власти в переходные, революционные периоды, во время смены общественных институтов. Но как реально могут народы объединиться и создать "Суд Народов"?  

Трибунал Рассела рожден из этого двойного противоречия: решения Нюрнбергского трибунала сделали необходимым существование постоянного института для расследования военных преступлений и для, при необходимости, суда над нами; сегодня ни правительства, ни народ не в состоянии учредить такого рода орган. Мы отчетливо осознаем, что, собственно, не имеем мандата от кого-либо; мы проявили инициативу, и понимаем, что и не можем получить ни от кого мандат на нее. Поэтому - наш Трибунал - не институция. Однако он и не замещает, не подменяет какую-либо существующую институцию. Он создан "из ничего" и в ответ на реальную необходимость. У нас нет реальной силы, которой обладают правительства; однако, как мы видели, и юридическая легальность Нюрнбергского трибунала не безусловна.  

Мы, учредившие Расселовский Трибунал, полагаем, что его легитимность происходит как раз из его абсолютного властного бессилия и его универсальности.  

Мы не располагаем силой власти: и это гарантия нашей независимости. Мы представительствуем от какого-либо правительства или от какой-то партии, - поэтому мы не следуем чьим-то распоряжениям. Мы свободны в исследовании фактов. Никто из нас сегодня не может сказать, как пойдет ход расследования, к каким выводам мы придем, и придем ли вообще. Быть может, мы решим, что свидетельства недостаточно доказательны. Однако наша слабость не заставит нас отказаться от выводов осуждения, если к таковым мы придем. Нас спросят - каков же смысл выносить обвинения, когда нет власти довести их до дела. Но наше дело - показать и заявить, что те или иные действия подпадают под юрисдикцию принципов Нюрнбергского трибунала, что они являются военными преступлениями и должны быть осуждены по закону. Расселовский трибунал не имеет другой задачи, кроме как убедить всех в необходимости международной юрисдикции над военными преступлениями, воскресить jus contra bellum, рожденную в Нюрнберге, утвердить легальность и законы этики вместо законов варварства.  

Мы просто граждане, и это дает нам возможность придать этому Трибуналу более универсальную структуру. Я имею ввиду не только то, что в сегодняшнем Трибунале представлено гораздо большее число стран. В Трибунале Нюрнберга было привлечено лишь небольшое число свидетелей-немцев, - в нашем же Трибунале несколько судей из Соединенных Штатов, из той страны, действия которой рассматриваются нашим Трибуналом. Их мнение, их отношение будет также отражено в решениях Трибунала.  

Тем не менее, мы осознаем, что этот больший универсализм еще не легитимизирует наше предприятие. Однако, нам хотелось бы надеяться, что это может произойти a posteriori. При помощи средств массовой информации мы надеемся достичь контакта со всеми теми людьми в мире, которые болезненно переживают трагедию, происходящую во Вьетнаме. Они узнают то, что будем узнавать в ходе расследования мы. Они будут наблюдать и думать, они придут к своим выводам. Мы хотели бы, чтобы каждый пришел к своим выводам самостоятельно и независимо от нашего мнения. Если с нами согласятся - это и будет истиной. Это и будет утверждением нашей легитимности. И это будет подтверждением необходимости учреждения постоянно действующего "Трибунала по военным преступлениям". < >  

В ходе первой сессии Трибунала были заслушаны представители Демократической Республики Вьетнам, было отмечено нежелание США прислать на Трибунал своих представителей, были заслушены репортажи о происходящих событиях, представлены свидетельства и экспертные оценки, показания жертв войны. Всего на сессии выступили 20 человек. Были также предъявлены письменные свидетельства, фотографии и киносьемки. 10 мая 1967 года Трибунал подвел итоги работы и принял Вердикт первой сессии.  

Краткое изложение Итогов сессии и Вердикта  

На повестке дня Сессии стояли два вопроса:  

Совершило ли правительство Соединенных Штатов (а также правительства Австралии, Новой Зеландии и Южной Кореи) акты агрессии в соответствии с международным правом? Проводились ли бомбардировки сугубо гражданских целей, как то госпиталей, школ, санаториев, дамб и т.д. и в какой степени это имело место?  

Относительно первого вопроса Трибунал пришел к следующим выводам.  

Применение силы в международных отношениях было запрещено несколькими международными соглашениями, основное среди которых - Парижский Пакт 1928 года (известный как договор Бриан-Кэлог). Статья 2 Устава ООН подтвердила эти положения после Второй мировой войны. Шестая статья Нюрнбергского Статута также квалифицирует преступления против мира. Кроме того, следует напомнить, что резолюция ООН от декабря 1960 года признает за всеми народами фундаментальное право на национальную независимость, суверенитет, уважение целостности их территории и что посягательство на эти фундаментальные права может рассматриваться как преступление против национального существования.  

Женевскими соглашениями 1954 года Вьетнам был признан как правовое, независимое и целостное государство. Несмотря на то, что страна была разделена демаркационной линией по 17-й параллели, в соглашениях подчеркивалось, что эта линия создана для решения военных вопросов, и ни в коей мере не является политической или территориальной границей. В 1956 году на всей территории Вьетнама предполагалось провести выборы.  

Ответственность за то, что мирного развития ситуации не произошло - лежит на Соединенных Штатах, стремившихся доминировать в регионе и систематически нарушавших Женевские соглашения 1954 года. Именно их действия создали ситуацию, когда Национальный Фронт освобождения Вьетнама начал борьбу - сначала политическими средствами, а затем и военными - против иностранного вмешательсва. За атакой против Юга последовала атака против Севера, начавшись в 1964 году эти действия были интенсифицированы в 1965-м, когда производились бомбометания, велись обстрелы на море и на суше.  

Трибунал тщательно проанализировал официальные заявления Соединенных Штатов, в которых оправдываются эти действия, в которых США настаивают на легитимности своей интервенции во Вьетнаме. Особо рассматривался нами документ под названием: "Правовой меморандум о легальности участия Соединенных Штатов в защите Вьетнама", представленный Комиссии Сената по иностранным делам в марте 1966 года. Главный аргумент этого документа - что американская интервенция во Вьетнаме является просто помощью правительству Сайгона в отражении агрессии Севера. Аргумент э тот не выдерживает ни правовой, ни фактической критики. Согласно праву, необходимо признать, что Вьетнам представляет собой единое национальное образование, которое не может быть агрессором в отношении себя самого.  

Соединенные Штаты несут ответственность за применение силы и, как следствие, за преступление агрессии, за преступление против мира. США нарушили установленные положения международного права, закрепленные в Парижском Пакте и в Уставе ООН, а также установления Женевских соглашений о Вьетнаме 1954 года.  

Действия США подпадают под статью: Нюрнбергского трибунала и подлежат юрисдикции международного права.  

Соединенные Штаты попрали фундаментальные права народа Вьетнама. Южная Корея, Австралия и Новая Зеландия стали соучастниками этого преступления.  

Трибунал коснулся и ситуации в Камбоде. Были заслушены сообщения комиссии по расследованию, посланной в регион Трибуналом. Согласно этой информации, Соединенные Штаты и подчиненное им правительство в Бангкоке и в Сайгоне совершают постоянные и серьезные акты агрессии против Камбоджи. Эти действия угрожают сегодня миру в Юго-Восточном регионе и во всем мире.  

Относительно второго вопроса Трибунал пришел к следующим выводам.  

Бомбардировки гражданских объектов в воздуха, с моря и с суши носили массированный, систематический и преднамеренный характер.  

Массированный характер бомбежек подтверждают данные из официальных американских источников - сообщения о тоннаже сброшенных бомб. О систематичности и преднамеренности этих действий говорят многочисленные свидетельства о том, что предварительно велась рекогнасцировка; только на военно-водушной базе в Тайланде тратилось 300 000 метров пленки для фотографирования территории Вьетнама. Кроме того, мы знаем, как настойчиво американские самолеты возвращались к одним и тем же целям. Свидетели подтверждают, что гражданские объекты хорошо различимы на территории. Вьетнамская комиссия по расследованию военных преступлений представила данные о более чем 95 разрушенных госпиталях, комиссия Трибунала, работавшая во Вьетнаме, располагает подтвержденными данными о 34 таких случаях в восьми провинциях из двенадцати, подвергавшихся обстрелам. Трибунал располагает свидетельствами обстрелов школ, пагод, церквей и дамб, бомбардировок мирного населения урбанизированных центров и сельских местностей.  

Трибунал располагает свидетельствами применения самых разнообразных военных средств, в том числе высокотоннажных бомб (high-explosive bombs), напалма, фосфора, фрагментных бомб (fragmentation bombs), поражающих большое число лиц, в том числе из мирного населения.  

Эти действия нарушают Гаагские конвенции (статьи 22, 23, 25, 27), предусматривающие ограничения на средства поражения, используемые в военных действиях, запрет на намеренное причинение бессмысленных страданий, запрет атак на невоенные и незащищенные гражданские объекты, в особенности на объекты науки и культуры, религиозные объекты, исторические памятники и др. центры гражданской жизни. Шестая статья Нюрнбергского Устава квалифицирует как военные преступления бесцельное разрушение городов и деревень, опустошение территорий, не оправданное военными необходимостями. Соединенные Штаты подписывали эти соглашения и, согласно их собственной Конституции, международные правовые нормы имеют для них приоритет перед национальным законом.  

Трибунал считает, что Соединенные Штаты, осуществлявшие бомбежки гражданских целей и гражданского населения, виновны в военных преступлениях. Действия США во Вьетнаме должны быть квалифицированы в целом как преступление против человечества (согласно статьи 6 Нюрнбергского Статута) и не могу рассматриваться как простые следствия агрессивной войны.  

Трибунал, помимо прочего, высказывается за то, чтобы бомбы типа CBU (фрагментные бомбы) были запрещены как оружие войны, ибо они имеют целью поражение наибольшего числа гражданских лиц.  

Вердикт Трибунала гласил:  

Ответ на первый вопрос - "Да" (единогласное решение)  

Ответ на второй вопрос - "Да" (единогласное решение)  

Единогласно было принят вывод о том, что правительства Австралии, Новой Зеландии и Южной Кореи являются соучастниками агрессии и нарушений международных норм.  

В своем заключительном выступлении на первой сессии Трибунала  

Бертран Рассел говорил о том, что современные социальные институты, в которых жив дух расизма, должны быть изменены. Трибунал должен стать началом моральных перемен на Западе; вершимое холодным разумом кровопролитие должно быть решительно осуждено. Что возвращение к каменному веку невозможно, и мы должны искать решения и ответы на вечные вопросы борьбы бедности и богатства и силы, борьбы за достойное существование и свободу. 

Трибунал, подобный этому, говорил Рассел, сохранит свою актуальность, пока мир не избавится от эксплуатации большинства меньшинством. Насилие угрожает культурным достижениям нашей цивилизации. Там, где человек страдает, мы - его голос. Перед лицом насилия - мы обязаны возвысить свой голос. И самое важное - наше желание не молчать, но действовать. 

 

Часть 3 

Вторая сессия Трибунала Рассела состоялась 20 ноября - 1 декабря 1967 г. в Роскилде, Нидерланды  

На сессии были заслушаны выступления свидетелей и экспертов, принято единое Заключение и вынесен Вердикт. На сессии был представлен доклад Жан-Поля Сартра "О геноциде". По завершении Второй сессии Трибунала было также принято обращение к американскому и мировому общественному мнению.  

Свидетели и эксперты говорили о применении напалмовых бомб и последствиях их использования, о фактах применения химического оружия, о практике заключения и пыток, об условиях содержания заключенных, о соучастии в войне Японии, Тайланда и Филиппин.

О соучастии Японии, Тайланда и Филиппин в войне  

Япония предоставляла американской армии базы для дислоцирования, широкую техническую поддержку, снаряжение, оказывала иное содействие, укрепляя тем самым стратегическую силу американской армии в войне во Вьетнаме. По признанию главы подкомитета по вооруженным силам американского Сената, без японской помощи проведение военных операций в Юго-Восточной Азии столкнулось бы с серьезными трудностями. На Первой сессии Трибунал обвинил в соучастии в войне против Вьетнама Австралию, Новую Зеландию и Южную Корею. Причем в последнем случаен Трибунал располагал несомненными свидетельствами того, что армией Южной Кореи совершались и прямые военные преступления. Трибунал не располагает подобными сведениями относительно других соучастников войны.  

По имеющимся в распоряжении Трибунала данным, правительство Тайланда оказывало США дипломатическую помощь, предоставило базы для дислокации военных частей. Именно с этих аэродромов поднимались военные самолеты, совершая смертоносные атаки на Вьетнам. Использование баз в Тайланде существенно облегчало американцам выполнение военных задач, создавало благоприятные экономические условия для военных операций. Кроме того, правительство Тайланда выделило экспедиционный корпус, воевавший на стороне американской армии.  

Правительство Филиппин, политически полностью зависимое от США, также предоставило возможность американцам пользоваться военными базами, расположенными на филиппинской территории. Филиппины являют собой пример государства, находящегося под нео-колониальным доминированием Соединенных Штатов Америки. Правительство Филиппин также направило войска, на сегодняшний день общей численностью 2000 человек, в Южный Вьетнам.

О применении запрещенного оружия и иных средств  

Трибунал напомнил об основополагающих принципах международного законодательства, а также о принципах Гаагских конвенций 1907 года: принцип иммунитета гражданского населения; запрет использования токсичных веществ; запрет использования оружия, способного нанести массовый, излишний ущерб. В Преамбуле Гаагских конвенций сказано, что законы войны определяются принципами национальных законодательств, опирающимися на цивилизованные основания взаимоотношений между нациями, законы гуманности и требования человеческой разумности. Эти положения закреплены и в официальном руководстве для американской армии, выпущенном в 1956 году, где предписывается, что армия не должна прибегать к насилию, превышающему необходимость достижения чисто военных целей.  

Трибунал на своей Первой сессии осудил применение во Вьетнаме кассетных бомб, нацеленных на поражение мирного населения и малоэффективных против экипированных войск. Сегодня мы располагаем данными о том, что использование этого типа оружия не только продолжается, но и дополнено использованием так называемых бомб отсроченного действия. Имеет место полномасштабное и неизбирательное применение напалма, используется фосфор, горение которого приводит к крайне негативным и устойчивым последствиям отравления организма. Что касается применения газа, то Америка отказалась ратифицировать Женевский Протокол 1925 года, запрещающий применение токсических и аналогичных им газов, она проигнорировала и резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, призывающую государства примкнуть в этому протоколу.  

По компетентному свидетельству экспертов Трибунала, применяемые американскими войсками газы CS, CN и DM - обладают высоким токсичным, если не смертоносным действием, когда они запускаются в жилища, подземные туннели, иные укрытия, где вынуждено находиться мирное население.  

Трибунал также имеет свидетельства широкого применения во Вьетнаме дефолиантов и гербицидов, уничтожающих посевы, не предназначенные для непосредственного продовольственного снабжения армии (это также делается в обход соответствующего принципа, зафиксированного в упомянутом уже Руководстве для американской армии).

Обращение с военнопленными  

Принципы обращения с военнопленными зафиксированы Женевскими Конверциями 1949 года и требуют гуманного обращения. Соединенные Штаты подписали эти конвенции и включили их принципы в свои официальные военные руководства. Согласно этим установлениям, не только запрещены, но и требуют наказания факты применения пыток, нанесения увечий, причинения физического и психического ущерба. За военнопленными признается право на жизнь и право на медицинскую помощь.  

Согласно как американским, так и вьетнамским свидетелям, эти принципы американской армией не соблюдаются. Американские солдаты пристреливают раненых на поле боя, производят массовые казни, пленных сбрасывают с вертолета. Практикуются различные виды пыток: электричеством, водой, огнем, практикуются повсеместно и постоянно. Свидетели подтверждают, что пытки производятся под руководством и в присутствии американских солдат, даже когда они сами не участвуют в процедуре. Пытки направлены на получение признательной информации. Раненым, которые отказываются говорить, не предоставляется медицинская помощь.  

Американцы идут также против принципов Женевских Конвенций, практикуя выдачу пленных так называемому Сайгонскому правительству, известному своими репрессивными действиями, применением пыточных методов, в том числе к женщинам.

Обращение с гражданским населением  

Принципы защиты гражданского населения во время военных действий прописаны в целом ряде международных документов: Гаагской Конвенции 1907 года, постановлениях Нюрнбергского и Токийского Трибуналов, во Всеобщей Декларации Прав Человека, в 4-й Женевской Конвенции от 12 августа 1949 года. Руководство для американской армии также устанавливает обязательность исполнения данных соглашений.  

На основании свидетельств американских ветеранов войны, отчета об опросе, проведенном специальной исследовательской миссией, свидетельств вьетнамцев - жертв войны, показаний других свидетелей, - Трибунал установил следующее.  

В ходе военных рейдов были убиты тысячи мирных жителей, причем это уничтожение происходило постоянно и систематически. По некоторым достоверным американским источникам с начала войны были убиты 250000 детей, 750000 - ранены и получили увечья. В отчете сенатора Кеннеди от 31 октября 1967 года говорится о 150000 раненых ежемесячно. Сравниваются с замлей селения, уничтожаются поля с посевами, разрушается хозяйственная инфраструктура. Есть сообщения об уничтожении целых деревень со всеми местными жителями. Американцами установлены также "зоны свободного огня", в пределах которых все движущееся считается враждебным объектом. Иными словами, военной целью является все население.  

Треть населения Вьетнама, согласно американским данным, лишена своего места проживания и загнана в специальные поселения, называемые сегодня "деревнями новой жизни". Условия жизни здесь, согласно имеющимся у нас данным, близкие к условиям концентрационного лагеря. Интернированные - в основном женщины и дети. Им не хватает пищи и медикаментов для простого выживания. Разрушена социальная структура, разрушены традиционные семейные структуры. Согласно заслуживающей доверия информации, в тюрьмах Южного Вьетнама число заключенных более 400000.  

Все свидетельства указывают на то, что использование американскими войсками антигуманных и неправовых методов обращения с гражданским населениям стало повсеместной и обыденной практикой.

Трибунал также отметил угрозу распространения войны на Лаос и Камбоджу  

Трибунал также заслушал доклад Жан-Поль Сартра "О геноциде"  

Результатом Второй сессии Трибунала стал вынесенный Вердикт:  

На вопрос "Виновно ли правительство Таиланда в соучастии в агрессии, совершенной Соединенными Штатами Америки против Вьетнама?"  

Трибунал проголосовал "да" - единогласно.  

На вопрос "Виновно ли правительство Филиппин в соучастии в агрессии, совершенной Соединенными Штатами Америки против Вьетнама?"  

Трибунал проголосовал "да" - единогласно.  

На вопрос "Виновно ли правительство Японии в соучастии в агрессии, совершенной Соединенными Штатами Америки против Вьетнама?"  

Трибунал проголосовал "да" - 8 голоса; 3 члена Трибунала высказали особое мнение: они согласны, что японское правительство оказывало помощь правительству Соединенных Штатов, однако не согласны признать соучастие Японии в совершении преступления агрессии.  

На вопрос: "Совершили ли Соединенные Штаты агрессию в отношении Лаоса, в соответствии с определением, даваемым международным правом?"  

Трибунал проголоcoвал "да" - единогласно.  

Использовали ли Соединенные Штаты оружие, запрещенное законами войны?  

Трибунал проголосовал "да" - единогласно.  

Подвергались ли военнопленные, захваченные армией Соединенных Штатов, обращению, запрещенному законами войны?  

Трибунал проголосовал "да" - единогласно.  

Подвергалось ли гражданское население негуманному обращению, запрещенному международным правом, со стороны вооруженных сил Соединенных Штатов Америки?  

Трибунал проголосовал "да" - единогласно.  

Виновны ли Соединенные Штаты Америки в геноциде населения Вьетнама?  

Трибунал проголосовал "да" - единогласно.  

В своем обращении к американцам и к мировому общественному мнению, Трибунал призвал к активным действиям, способным остановить военные преступления и геноцид, совершаемые на глазах "цивилизованного человечества". Он впервые сказал о том, что и "демократические общества" способны на геноцид - о чем свидетельствует современная история Америки. Участники Трибунала надеялись на то, что американское общество, как и европейское и мировое общественное мнение, смогут погасить эту новую вспышку агрессии.  

Со своей стороны, Бертран Рассел до последних дней своей жизни надеялся, что будет создана авторитетная и действенная Международная Комиссия по военным преступлениям и обращался с письмами к ведущим политическим деятелям различных стран с просьбой о содействии.

 

 

 

Как и в любой "освобождённой" американцами стране, первым "завоеванием демократии" оказалось открытие борделей для "освободителей".

 

 

 

 

несут свободу

 

 

 

День Победы

 

 

ТЁМНАЯ СТОРОНА АМЕРИКИ

 

Положение этой страницы на сайте: начало > интервенции 

 

страна люди 11 сентября 2001 интервенции развал СССР США и Россия фотогалереи
  "культура" Запада библиотека ссылки карта сайта гостевая книга

 

Начало сайта