Теракты 11 сентября 2001 года

 

 

США планировали войну в Афганистане задолго до 11 сентября

Патрик Мартин
3 декабря 2001 г.

Нижеследующая статья была опубликована на английской странице МСВС 20 ноября 2001 г.

Документы, опубликованные в последнее время в средствах массовой информации Британии, Франции и Индии, разоблачили факт того, что представители США угрожали Афганистану войной летом 2001 года. Эти материалы включают предсказание, сделанное в июле, что «если военная акция состоится, то она будет иметь место до начала выпадения снега в Афганистане, самое позднее до середины октября». Администрация Буша начала наносить свои бомбовые удары по несчастной, пораженной нищетой стране 7 октября, а наземные атаки американских сил специального назначения начались 9 октября.

Не случайно, что эти разоблачения появились за границей, а не в США. Правящие классы в этих странах должны заботиться о своих собственных экономических и политических интересах, которые не совпадают, а в некоторых случаях прямо сталкиваются со стремлением американской правящей элиты захватить контроль над богатой нефтью территорией в Центральной Азии.

Американские масс-медиа систематически скрывали действительные экономические и стратегические интересы, которые стоят за войной в Афганистане, чтобы поддержать обман, будто война возникла совершенно внезапно, как реакция на террористические атаки 11 сентября.

Мудрецы американских телеканалов и ведущих ежедневных газет прославляют быстрое военное поражение талибского режима как неожиданный подарок благосклонной фортуны. Они отвлекают общественное внимание от вывода, который вынужден был бы сделать любой серьезный наблюдатель из событий двух последних недель: что быстрая победа поддерживаемых США сил разоблачает факт наличия тщательного планирования и подготовки проводимой американской военщиной операции, которые должны были начаться задолго до атак на Всемирный Торговый центр и Пентагон.

Официальный американский миф состоит в том, что «все изменилось» в тот день, когда четыре самолета были захвачены воздушными пиратами, в результате чего погибло около 5 тысяч человек. Военная интервенция США в Афганистане, с этой точки зрения, была наскоро сымпровизирована менее чем за один месяц. Заместитель министра обороны Пол Вулфовиц в телевизионном интервью 18 ноября действительно заявил, что на планирование военного нападения ушло только три недели.

Это только один из бесчисленных обманов, исходящих от Пентагона и Белого дома в отношении войны против Афганистана. Правда же состоит в том, что интервенция США планировалась в деталях и тщательно готовилась задолго до террористических атак, давших предлог для ее осуществления. Если бы история перескочила через 11 сентября и события того дня никогда бы не произошли, то весьма вероятно, что Соединенные Штаты в любом случае вступили бы в войну против Афганистана, причем приблизительно в те же сроки.

Афганистан и борьба за нефть

Правящая элита Соединенных Штатов по меньшей мере десятилетие обдумывала возможность начала войны в Центральной Азии. В 1991 году после поражения Ирака в войне в Персидском заливе журнал Newsweek опубликовал статью под заголовком «Операция "Щит степи"?». В ней сообщалось, что американские военные готовят операцию в Казахстане по образцу развертывания операции «Щит пустыни» в Саудовской Аравии, Кувейте и Ираке.

Если крушение Советского Союза обеспечило возможность для продвижения американской мощи в Центральной Азии, то открытие огромных запасов нефти и газа придало этому побудительный мотив. Хотя каспийское побережье Азербайджана (Баку) уже в течение целого столетия являлось центром нефтедобычи, только в последнее десятилетие были обнаружены новые гигантские запасы на северо-западном берегу Каспия (Казахстан) и в Туркменистане, вблизи юго-западного берега Каспия.

Американские нефтяные компании приобрели права на 75 процентов добычи этих новых месторождений, а представители правительства США приветствовали Каспий и Центральную Азию как возможную альтернативу зависимости от поставок нефти из нестабильного региона Персидского залива. По пятам этих договоров последовали американские войска. В 1997 году силы специального назначения США начали проводить совместные учения с Казахстаном, а годом позже и с Узбекистаном, отрабатывая сценарий вторжения, особенно в горном южном регионе, который включает Киргизстан, Таджикистан и северный Афганистан.

Основная проблема в эксплуатации энергетических ресурсов Центральной Азии заключается в том, каким образом доставить нефть и газ на мировой рынок из не имеющего выхода к морю региона. Представители США противодействовали использованию как российской трубопроводной системы, так и самому легкому в смысле доступности наземному пути через Иран к Персидскому заливу. Вместо этого в течение последнего десятилетия нефтяные компании и представители американского правительства изучали ряд альтернативных маршрутов для прокладки трубопровода: западный — через Азербайджан, Грузию и Турцию до Средиземного моря; восточный — через Казахстан и Китай до Тихого океана; южный — от Туркменистана через западный Афганистан и Пакистан до Индийского океана.

План сооружения трубопровода через Афганистан проталкивала базирующаяся в США нефтяная компания «Unocal», которая принимала участие в интенсивных переговорах с талибским режимом. Однако эти переговоры закончились в 1998 году провалом, после того, как отношения США с Афганистаном обострились вследствие взрывов посольств США в Кении и Танзании, ответственность за которые была возложена на Усаму бен Ладена. В августе 1998 года администрация Клинтона нанесла удары крылатыми ракетами по предполагаемым учебным лагерям бен Ладена в восточном Афганистане. Правительство США потребовало, чтобы Талибан выдал бен Ладена, и наложило экономические санкции. Переговоры о трубопроводе прервались.

Подрывная деятельность против Талибана

В течение 1999 года давление США на Афганистан возрастало. 3 февраля того года помощник Госсекретаря Карл И. Индерфурт (Inderfurth) и руководитель отдела по противодействия террору Госдепартамента Майкл Шихан (Sheehan) ездили в Исламабад (Пакистан) для встречи с заместителем министра иностранных дел Талибана Абдул Джалилем. Они предупредили его, что США возложат ответственность на правительство Афганистана за любые новые террористические действия бен Ладена.

Согласно сообщению Washington Post (3 октября 2001 года), администрация Клинтона и Наваз Шариф, тогдашний президент Пакистана, в 1999 году согласились на совместную тайную операцию по убийству бен Ладена. США должны были предоставить спутниковые разведданные, воздушную поддержку и финансирование, в то время как Пакистан обеспечил бы участие пуштуноговорящих оперативников, которые просочились бы в южный Афганистан и осуществили убийство.

Post сообщила, что к октябрю 1999 года пакистанская группа коммандос была готова нанести удар. Один бывший чиновник сказал газете: «Я участвовал в этом предприятии. Оно продвигалось». Помощники Клинтона потирали руки в преддверии успешного убийства, и один из них заявил: «Это было похоже на Рождество».

Но планы нападения обрушились 12 октября 1999 года, когда Шариф был свергнут в результате военного переворота генерала Первеза Мушаррафа, который остановил запланированную тайную операцию. Администрация Клинтона должна была вынести на рассмотрение Совета Безопасности ООН резолюцию, требовавшую от Талибана передачи бен Ладена «соответствующим властям», но не требовала, чтобы он был выдан Соединенным Штатам.

Макфарлейн и Абдул Хак

Подрывная деятельность США против Талибана продолжалась в 2000 году, как следует из опубликованного 2 ноября в Wall Street Journal отчета, который был написан Робертом Макфарлейном, бывшим советником по национальной безопасности в администрации Рейгана. Макфарлейн был нанят двумя богатыми спекулянтами-торговцами из Чикаго, Джозефом и Джеймсом Ричи (Ritchie), чтобы помочь им завербовать и организовать антиталибских партизан среди афганских беженцев в Пакистане. Их главным афганским контактом был Абдул Хак, бывший лидер моджахеддинов, который был казнен Талибаном в прошлом месяце после безуспешной попытки поднять восстание в своей родной провинции.

Макфарлейн встречался с Абдул Хаком и другими бывшими моджахеддинами в течение осени и зимы 2000 года. После прихода к власти администрации Буша Макфарлейн в серии встреч с представителями Госдепартамента, Пентагона и даже Белого дома сделал ставку на свои связи в стане республиканцев. Все поддержали подготовку антиталибской военной кампании.

В течение лета этого года, задолго до начала авианалетов США на Талибан, Джеймс Ричи совершил поездку в Таджикистан вместе с Абдул Хаком и Питером Томсеном, который был специальным посланником при афганской оппозиции во время правления администрации Буша-старшего. Там они встретились с Ахмад Шахом Масудом, лидером Северного Альянса, чтобы скоординировать свои опирающиеся на Пакистан атаки с единственной военной силой, все еще оказывавшей сопротивление Талибану.

Хотя оба Ричи изображались американскими средствами массовой информации в качестве «вольных стрелков», действующих под влиянием эмоциональных связей с Афганистаном — страной, где они недолго жили, в то время как их отец работал там гражданским инженером в 1950-е годы, — по меньшей мере одно сообщение намекает на связь, существующую между переговорами о нефтепроводе и властью режима Талибов. В 1998 году Джеймс Ричи посетил Афганистан, чтобы обсудить с Талибаном план поддержки малого бизнеса в этой стране. Его сопровождал представитель компании Delta из Саудовской Аравии, которая стремилась построить газопровод через Афганистан в партнерстве с аргентинской фирмой.

Тайная война ЦРУ

Откровения Макфарлейна были сделаны в то время, когда против ЦРУ были выдвинуты суровые обвинения в «предательстве» Абдул Хака и провале поддержки его действий в Афганистане. ЦРУ обвинялось в том, что он был оставлен в руках Талибана, обреченный на смерть. Очевидно, ЦРУ считало как Макфарлейна, так и Абдул Хака незаслуживающими доверия, и оно проводило свою собственную тайную войну в том же регионе, в южной половине Афганистана, население которой говорит главным образом на пуштунском языке.

Согласно передовой статье в выпуске Washington Post от 18 ноября, ЦРУ осуществляло военизированные операции в южном Афганистане с 1997 года. Статья содержит упоминание имени пишущего для Post Боба Вудварда (Woodward), получившего известность благодаря Уотергейту. Он часто используется в качестве канала для утечки информации от высокопоставленных представителей военных и разведслужб.

Вудвард сообщил подробности относительно роли ЦРУ в текущем военном конфликте, который включает развертывание тайного военизированного подразделения под названием «Дивизион специальных операций». Это подразделение вступило в бой 27 сентября, используя как оперативников на земле, так и беспилотные разведывательные самолеты «Predator», вооруженные ракетами, которые могут быть запущены благодаря пульту дистанционного управления.

«Дивизион специальных операций», сообщает Вудвард, «состоит из команд численностью около шести человек, которые не носят военную униформу. Подразделение имеет около 150 боевиков, пилотов и специалистов и состоит главным образом из ветеранов, которые вышли в отставку из рядов вооруженных сил США».

«За последние 18 месяцев ЦРУ сотрудничало с племенами и полевыми командирами в южном Афганистане, а подразделения дивизиона помогли создать значительную новую сеть в регионе, где позиции Талибана наиболее сильны».

Это означает, что разведывательное агентство США принимало участие в атаках против афганского режима — что при других обстоятельствах американское правительство назвало бы терроризмом — с весны 2000 года, то есть более чем за год до самоубийственных атак воздушных пиратов, которые разрушили Всемирный Торговый центр и нанесли удар по Пентагону.

Военные планы проясняются

С приходом Джорджа Буша в Белый дом фокус американской политики в Афганистане сдвинулся с попыток ограниченных набегов для убийства или захвата бен Ладена на подготовку более широкого военного вторжения, направленного против талибского режима в целом.

Базирующееся в Британии издание Jane's International Security сообщило 15 марта 2001 года, что новая американская администрация сотрудничает с Индией, Ираном и Россией «в общем фронте против талибского режима Афганистана». По словам журнала, Индия снабжала Северный Альянс военным снаряжением, советниками и вертолетной техникой. Как Индия, так и Россия использовали для своих операций базы в Таджикистане и Узбекистане.

Затем журнал добавлял: «Ряд последних встреч между вновь учрежденными индийско-американской и индийско-российской рабочими группами по терроризму привели к этой попытке тактического и материально-технического противодействия Талибану. Разведывательные источники в Дели сообщили, что в то время как Индия, Россия и Иран вели антиталибскую кампанию на земле, Вашингтон оказывал Северному Альянсу информационную и материально-техническую поддержку».

23 мая Белый дом объявил о назначении Залмея Халилзада (Zalmay Khalilzad) в состав Совета национальной безопасности в качестве специального помощника президента и старшего директора по Персидскому заливу, Юго-Восточной Азии и другим региональным вопросам. Халилзад является бывшим чиновником администраций Рейгана и Буша-первого. После ухода из правительства он перешел на работу в «Unocal».

26 июня этого года журнал IndiaReact сообщил новые подробности о совместных усилиях США, Индии, России и Ирана, предпринятых против талибского режима. «Индия и Иран будут "содействовать" планам "ограниченной военной операции" США и России против Талибана, если предполагаемые новые жесткие экономические санкции не принудят к покорности фундаменталистский режим Афганистана», — говорится в журнале.

На этой стадии военного планирования США и Россия должны были бы оказывать прямую военную помощь Северному Альянсу, действуя через Узбекистан и Таджикистан, чтобы отбросить Талибан к городу Мазари-Шариф — сценарий, поразительно похожий на то, что в действительности произошло в течение двух последних недель. Неназванная третья страна обеспечивала Северный Альянс противотанковыми ракетами, которые уже были отправлены в начале июня для использования против Талибана.

«Дипломаты говорят, что антиталибское наступление последовало после встречи Госсекретаря США Колина Пауэлла и российского министра иностранных дел Сергея Иванова, и позднее встречи Пауэлла и индийского министра иностранных дел Джасванта Сингха в Вашингтоне — добавляет журнал. — Россия, Иран и Индия также провели серию обсуждений, и ожидается новая дипломатическая активность».

В отличие от текущей кампании, первоначальный план включал использование вооруженных сил как Узбекистана, так и Таджикистана, а также самой России. IndiaReact сообщил, что в начале июня российский президент Владимир Путин сказал на встрече глав Содружества Независимых Государств, которое объединяет многие бывшие советские республики, что военная операция против Талибана не за горами. Одним из последствий 11 сентября стало то, что создались условия для вмешательства Соединенных Штатов без прямого участия вооруженных сил бывших советских республик. США, таким образом, получили шанс провозгласить свое бесспорное право диктовать способ урегулирования дел в Афганистане.

США угрожали войной еще до 11 сентября

Сразу после террористических атак на Всемирный Торговый центр и Пентагон в британских средствах массовой информации появилось два сообщения, указывающих на то, что правительство США угрожало военной операцией против Афганистана за несколько месяцев до 11 сентября.

Джордж Арни (Arney) из BBC сообщил 18 сентября, что американские представители в середине июля рассказали бывшему пакистанскому министру иностранных дел Наизу Наику о планах военной операции против талибского режима:

«Г-н Наик сказал, что представители США сообщили ему о плане, представленном спонсируемой ООН международной контактной группой по Афганистану, которая собралась в Берлине».

«Г-н Наик рассказал BBC, что во время встречи представители США говорили ему, что если бен Ладен не будет вскоре выдан, то Америка предпримет военную акцию, чтобы убить или захватить как бен Ладена, так и лидера Талибана муллу Омара».

«Более широкой целью, согласно, г-ну Наику, будет свержение талибского режима и установление вместо него переходного правительства умеренных афганцев — возможно, под руководством бывшего афганского короля Захир Шаха».

«Г-ну Наику сказали, что Вашингтон начнет свою операцию с баз в Таджикистане, куда уже прибыли американские советники».

«Ему было сказано, что Узбекистан также будет участвовать в операции, и что 17 тысяч российских военных находятся в резерве».

«Г-ну Наику сказали, что если военная акция будет предпринята, то она осуществится до того времени, когда в Афганистане выпадает снег, самое позднее до середины октября».

Четыре дня спустя, 22 сентября, газета Guardian подтвердила это сообщение. Предупреждения Афганистану появились в результате четырехдневной встречи высокопоставленных представителей США, России, Ирана и Пакистана, проходившей в берлинском отеле в середине июля. Эта встреча была третьей в серии закулисных переговоров, названных «мозговой штурм по проблеме Афганистана».

Среди участников был Наик вместе с тремя пакистанскими генералами, бывший иранский посол при Организации Объединенных Наций Саид Раджай Хорассани, Абдулла Абдулла, министр иностранных дел Северного Альянса, Николай Козырев, бывший российский специальный посланник в Афганистане, и три американца: Том Саймонс, бывший посол США в Пакистане, Карл Индерфурт, бывший помощник Госсекретаря по юго-азиатским делам, и Ли Колдрен, который возглавлял отдел по пакистанским, афганским и бангладешским делам в Госдепартаменте до 1997 года.

Встреча была организована Франциском Вендреллом (Vendrell), тогдашним и нынешним главным представителем ООН в Афганистане. Хотя официальной целью этой конференции было обсуждение возможного плана политического урегулирования в Афганистане, Талибан отказался присутствовать на ней. Американцы обсуждали сдвиг в политике по отношению к Афганистану от Клинтона к Бушу и определенно намекали на то, что военная акция была одним из вариантов решения проблемы.

Хотя все три бывших американских чиновника отказывались конкретизировать какие-то особые угрозы, Колдрен сказал Guardian : «Было обсуждение того факта, что Соединенные Штаты были так возмущены Талибаном, что могли рассматривать какие-то военные операции». Однако Наик сослался на одного американца, заявившего, что акция против бен Ладена была неизбежна: «В это время они были очень уверенными. Они обладали всей необходимой информацией и не упустили бы его в это время. Это была бы воздушная акция, может быть, с применением боевых вертолетов, и не только открытая, но и с близкой к Афганистану территории».

Guardian следующим образом суммирует вышесказанное: «Угрозы войны, в случае если Талибан не выдаст бен Ладена, передавались режиму в Афганистане пакистанским правительством, сообщили вчера высокопоставленные дипломатические источники. Талибан отказался уступить, однако серьезность того, что ему было сказано, породила возможность того, что бен Ладен, будучи далеким от планов организовать атаки на Всемирный Торговый центр в Нью-Йорке и Пентагон, которые совершенно неожиданно были совершены 10 дней назад, нанес превентивный удар в ответ на то, что он рассматривал как угрозы со стороны США».

Буш, нефть и Талибан

Еще большую ясность относительно тайных контактов между администрацией Буша и талибским режимом внесла книга, изданная 15 ноября во Франции под названием Bin Laden, the Forbidden Truth (Бен Ладен, запрещенная правда) и написанная Жан-Шарлем Бризаром (Brisard) и Гильомом Даскуи (Dasquie). Бризар был агентом французской разведслужбы, автором предыдущего доклада о сети бен Ладена «Аль-Каида» и бывшим директором по стратегии французской корпорации «Vivendy», в то время как Даскуи является проводящим расследования журналистом.

Два французских автора пишут, что администрация Буша хотела признать режим Талибана, несмотря на обвинения в поддержке терроризма, если тот будет сотрудничать в отношении планов разработки нефтяных запасов Центральной Азии.

До августа, заявляют они, правительство США рассматривало Талибан «как источник стабильности в Центральной Азии, который сможет способствовать строительству нефтепровода через Центральную Азию». Только после того, как Талибан отказался принять условия США, «это логическое обоснование энергетической безопасности превратилось в военное».

Для подтверждения этого следует отметить тот странный факт, что ни администрация Клинтона, ни администрация Буша никогда не помещали Афганистан в официальный список государств, составляемый Госдепартаментом США, которые обвиняются в поддержке терроризма, несмотря на установленное присутствие Усамы бен Ладена в качестве гостя режима Талибана. Такая характеристика сделала бы невозможным для американской нефтяной или строительной компании подписание сделки с Кабулом относительно трубопровода к центрально-азиатским нефтяным и газовым месторождениям.

Переговоры между администрацией Буша и Талибаном начались в феврале 2001 года, вскоре после инаугурации Буша. Эмиссар Талибана прибыл в Вашингтон в марте с подарками для нового главы государства, в число которых входил дорогой афганский ковер. Однако сами переговоры были далеко не сердечные. Бризар говорит: «В один из моментов переговоров представители США сказали Талибану: "Или вы принимаете наше предложение ковра, устланного золотом, или мы похороним вас под ковром из бомб"».

До тех пор, пока сохранялась возможность заключить сделку по трубопроводу, Белый дом задерживал всякое дальнейшее расследование деятельности Усамы бен Ладена, — пишут Бризар и Даскуи. Они сообщают, что Джон О'Нейл (O'Neill), заместитель директора ФБР, подал в отставку в июле в знак протеста против этой обструкции. О'Нейл сказал им в интервью, что «большими препятствиями в расследовании исламского терроризма являлись интересы нефтяных корпораций США и роль, сыгранная в этом Саудовской Аравией». По странному совпадению после ухода из ФБР О'Нейл занял пост главы безопасности Всемирного Торгового центра и погиб 11 сентября.

Подтверждая сообщение Наиза Наика о секретной встрече в Берлине, эти два французских автора добавляют, что произошла открытая дискуссия о необходимости для Талибана содействовать трубопроводу из Казахстана, чтобы обеспечить свое признание как со стороны США, так и международного сообщества. Все в большей степени обостряющиеся переговоры США и Талибана были прерваны 2 августа, после последней встречи между посланником США Кристиной Рокка и представителем Талибана в Исламабаде. Два месяца спустя Соединенные Штаты бомбили Кабул.

Политика провокаций

Это рассмотрение подготовки войны против Афганистана приводит нас к 11 сентября. Террористическая атака, которая уничтожила Всемирный Торговый центр и повредила Пентагон, стала важным звеном в цепи причинных связей, которые привели к нападению США на Афганистан. Правительство США планировало войну задолго до этого дня, однако потрясение 11 сентября сделало его политически осуществимым посредством оболванивания общественного мнения внутри страны и дало Вашингтону существенное средство для воздействия на сопротивляющихся союзников за границей.

Как американская общественность, так и десятки иностранных правительств оказались принуждены к поддержке военной акции против Афганистана во имя борьбы против терроризма. Администрация Буша выбрала Кабул в качестве цели, не представив никаких доказательств того, что либо бен Ладен, либо талибский режим были ответственны за массовые убийства во Всемирном Торговом центре. Она использовала 11 сентября в качестве повода для продвижения многолетних устремлений на установление американской владычества в Центральной Азии.

Нет причин полагать, что 11 сентября было просто случайным событием. Каждая деталь войны в Афганистане была тщательно подготовлена. Вряд ли американское правительство оставило на волю случая вопрос об обеспечении предлога для военной акции.

Сразу после 11 сентября в прессе появились сообщения — опять-таки, главным образом, за границами США — что разведслужбы США получили специальные предупреждения о широкомасштабных террористических атаках, в том числе с использованием захвата самолетов. Весьма вероятно, что на самом высоком уровне было принято решение позволить осуществиться этим атакам, — возможно, без понимания масштаба потенциального урона, только для того, чтобы обеспечить необходимый повод для войны в Афганистане.

Каким образом иначе объяснить такие хорошо установленные факты, как решение высших представителей ФБР блокировать расследование случая Заккариаса Массаоуи (Massaoui), франко-марокканского иммигранта, который попал под подозрение после того, как стало известно его о предположительном стремлении пройти обучение в одной из летных школ США на предмет того, как управлять коммерческим авиалайнером, но не как взлетать или садиться?

Отделение ФБР в Миннеаполисе арестовало Массаоуи в начале августа и запросило штаб-квартиру ФБР о разрешении на проведение дальнейшего расследования, в том числе изучение жесткого диска его компьютера. Высшие должностные представители ФБР отказали в этом на основании того, что существовало недостаточно свидетельств относительно преступных намерений в поведении Массаоуи — удивительное решение для спецслужбы, не отличающейся особой щепетильностью к соблюдению гражданских прав.

Это не говорит о том, что американское правительство сознательно планировало каждую деталь террористических атак или предвидело, что около пяти тысяч человек будут убиты. Однако наименее вероятным объяснением событий 11 сентября является официальная версия: что десятки исламских фундаменталистов, многие из которых известны своими связями с Усамой бен Ладеном, смогли осуществить широкомасштабный заговор на трех континентах, направленный против самых известных символов американской могущества, без того, что разведслужбы США не имели ни малейшего представления о том, что ими готовилось.

www.wsws.org/ru/2001/dez2001/plan-d03.shtml

 

 

ТЁМНАЯ СТОРОНА АМЕРИКИ

 

Положение этой страницы на сайте: начало11 сентября 2001  

 

страна люди 11 сентября 2001 интервенции развал СССР США и Россия фотогалереи
  "культура" Запада библиотека ссылки карта сайта гостевая книга

 

Начало сайта

 

 

 

.