В обществе вульгарность проявляется не только в манере поведения и
в нарушении его норм, но и в небрежном обращении с разговорной
речью, в режущем слух неправильном употреблении устоявшихся
речевых оборотов, которое можно услышать практически в любой
телевизионной или радио передаче. Более того, подобная речь
начинает восприниматься как "настоящая", "искренняя", которую
можно использовать в прямом эфире на телевидении и в кино "про
жизнь". Бранные слова слышатся настолько часто, что уже начинают
терять экспрессивность, становятся бледными и подобно мусору
просто засоряют нашу речь, делая ее все более вульгарной. Сегодня
сложилась такая ситуация, когда большинство людей прежде чем
что-то сказать, либо недолго думают, либо не думают вообще; норма
сегодняшнего общения - язык разговоров по мобильному телефону,
своей сбивчивостью и обрывистостью напоминающий спазмы.
Маленький ребенок не в состоянии дождаться желаемого, он готов
топать ногами и рыдать в голос, чтобы немедленно получить то, что
ему хочется. Точно также и самый вульгарный взрослый человек
оказывается не в состоянии воспринимать литературные произведения
- неспешные в своих описаниях и не склонные к произведению
эффекта. Такой человек написанному предпочтет зрелищность
картинки, вокруг которой и разворачивается вся культура
немедленного получения желаемого.
Вульгарность можно воспринимать как зло общества, но одновременно
с этим вульгарность является самым коротким и прямым путем к сути
вопроса. Чем быстрее индивидуум будет добираться до сути вопроса -
тем лучше, и одновременно, чем этот путь короче - тем он
примитивнее. Кроме того, наикратчайший путь обычно бывает и
наиболее топорным, доказательством чему служит недавняя
американская военная кампания против Ирака. Прагматизм короткого
пути - вообще очень американская черта, которая, будучи таковой,
становится неотъемлемой частью поп-культуры.
На недавно прошедшей в Торонто встрече членов американского
общества психиатров Лилия Кортина (Lilia
Cortina)
- психолог Мичиганского Университета сказала: "Мы поражены
масштабами распространения дурного поведения среди населения, а
больше всего - влиянием плохих манер на людей". Речь, в первую
очередь, шла о примитивизме и грубости в обращении индивидуумов
друг с другом. Таким образом получается, что вульгарность это
нечто большее, чем спорадическое извращение действительности и уж
вовсе не словесные игры с употреблением слов "эякуляция, слюни и
попа". Дойдя до определенного предела, вульгарность становится
стилем жизни. Это стиль деградирующего демократического общества,
в котором вскрываются зловонные раны порушенных человеческих
отношений, интимная сторона жизни человека выставляется на
продажу, а оказание помощи превращается в ненужный балласт,
который берут на себя лишь ради получения профессиональной выгоды.
Среди других причин наступления царства вульгарности профессор
Гарвардского Университета Роберт Патнам (Robert
Putnam)
называет растущую социальную изолированность людей в обществе. В
1999 году Патнам опубликовал книгу "Bowling
alone",
в которой говорит о том, что человек все меньше чувствует себя
довольным, причиной чему послужило практически полное исчезновение
межчеловеческих отношений в обществе. Дефицит контактов между
людьми и разделенных переживаний приводил к возникновению
депрессивных состояний, отчаянию, росту агрессивности и впадению в
тоску. И одновременно с этим наблюдался рост недоверия одного
человека к другому.
При отсутствии обычных человеческих отношений живущий неподалеку
человек перестает быть для другого добрым соседом, к которому
обращаются в поисках хорошей компании или помощи, и превращается в
некую угрозу. Картину исчезновения симпатии и чувства уважения к
другому человеку можно дополнить, вспомнив о необъяснимо
агрессивном поведении водителей, о холодности и грубости продавцов
во многих развитых странах, об увеличении жалоб на работников
сферы услуг, о печальном исчезновении добрых связей между
соседями, семьями, друзьями. Исчезает не только уважение к
другому, но и к самому себе.
Эта ситуация и породила нервозность и вздорность в отношениях
между людьми, примитивизм языка общения. Иными словами,
сегодняшнее положение вещей - настоящий апогей грубости. Каждый
пытается защититься, не разбирая ни используемых средств, ни того,
против кого они используются. Одновременно кино и телевидение
показывают нам, что чем непристойнее грубость, чем очевиднее
вульгарность - тем больше зрительская аудитория.
Так что же, дурной вкус и есть вкус современного человека?
Человек, живущий в сегодняшнем обществе - давление безработицы,
хроническая ложь, фальшивые войны, публичное выпускание газов - не
знает к чему приткнуться, а вульгарность становится показателем
его органического разложения. Пристрастие к дурно пахнущей или
имеющей дурной вкус пище - например, некоторым сырам или напиткам
- требует способности восприятия срытого аромата продукта, обычно
оказывающегося более изысканным и утонченным, чем первое
впечатление от него. Однако сегодня вульгарность становится
признаком моральной неразберихи, помойной эстетики и зловонного
разложения демократических принципов.
Висенте Верду „Апогей вульгарности“.