В минувшее воскресенье в Анкаре прошла встреча госсекретаря США Кондолизы Райс и ее российского коллеги Сергея Лаврова. Стороны обсудили круг вопросов, касающихся отношений между странами. А отношения эти весьма непросты – за долгие годы Россия и США пережили немало этапов как взаимного охлаждения, так и сближения по некоторым позициям. Ряд острых моментов, возникших еще во времена "холодной войны" в 60-70-е годы прошлого века, актуален и по сей день, и, учитывая изменения, произошедшие в мире с тех пор, является "тормозом" для контактов между странами. Одна из таких проблем – вопрос о пресловутой поправке Джексона-Вэника, сдерживающей развитие российско-американской торговли. С.Лавров заявил, что на переговорах с К. Райс эта тема не поднималась. Однако, по его словам, "причин для сохранения поправки нет".

Напомним вкратце историю принятия поправки Джексона-Вэника. Она была внесена в американский закон о Торговле, принятый в 1974 году, по инициативе сенатора Генри Джексона и конгрессмена Чарльза Вэника, в честь которых и получила свое название. Формальным поводом для ее принятия стало решение советских властей о взимании расходов на образование с лиц еврейской и других национальностей, эмигрировавших из СССР. Согласно поправке Джексона-Вэника, США ограничивают режим максимального благоприятствования в торговле и действие торговых соглашений с государством, препятствующим свободному въезду, выезду и миграции граждан, и не имеющим системы рыночной экономики. Многие зарубежные аналитики одобрительно отнеслись к ее введению, усмотрев в этом документе некий моральный акт, увязавший торговый статус Советского союза с правами еврейских эмигрантов. Тогдашнее руководство СССР во главе с Леонидом Брежневым резко осудило поправку за посягательство на суверенитет страны. Однако квоты на еврейскую эмиграцию были несколько увеличены, что позволило многим желающим покинуть Советский союз.

Однако с тех пор прошло более 30 лет. В мире многое изменилось – Советский союз распался в 1991 г, и Россия, ставшая правопреемницей бывшей супердержавы, взяла курс на проведение рыночных реформ. Поправка Джексона-Вэника, связывающая вопросы торговых отношений между США и Россией с вопросами свободы эмиграции, утратила актуальность – евреи, как и представители любой другой национальности, могут покинуть Россию, когда пожелают. К тому же, раньше, когда государство целиком контролировало внешнюю торговлю, такой инструмент давления на него имел смысл. Сейчас же, когда торговую деятельность осуществляют и частные компании, ограничение отношений с ними не влияет на политику России, а лишь вредит "пострадавшим" фирмам. К тому же срыв контрактов, которые могли бы быть выгодными как для России, так и для США, негативно отражается на экономике обеих стран.

Теперь ситуация с поправкой складывается более чем странным образом – президент США Джордж Буш публично декларирует необходимость ее скорейшей отмены, в то время как американский конгресс оттягивает этот процесс. Никаких реальных шагов для отмены поправки Джексона-Вэника администрация США не предпринимает, а напротив, пытается сделать устаревший документ неким "рычагом нажима" на Россию. Например, накануне войны в Ираке Вашингтон пытался увязать отмену поправки в обмен на лояльность нашей страны по "иракскому вопросу". Попытка не увенчалась успехом – МИД России отказался идти на поводу у США, а президент Владимир Путин публично заявил, что наша страна не намерена искать экономических выгод от решения судьбы Ирака.

Кроме того, до недавнего времени конгресс США увязывал отмену поправки Джексона-Вэника с урегулированием торговых споров с Москвой, в частности, связанных с поставками американского мяса на российский рынок. Напомним, что в 2003 г Россия ограничила ввоз мяса из США в ответ на повышение тарифов на импорт стали. Тогда вопрос об отмене устаревшей поправки, казалось, сдвинувшийся с мертвой точки, в очередной раз на неопределенное время канул в Лету.

"Это американская проблема", - подчеркнул С.Лавров, говоря о затянувшейся отмене дискриминационной поправки. Действительно, разногласия в конгрессе США по этому поводу длятся уже не первый год и до компромисса, судя по всему, пока далеко. Между тем, в современных условиях столь мелочное упорство конгрессменов вызывает недоумение во многих странах и негативно сказывается на международном имидже США. С одной стороны, Дж.Буш заявляет, что времена "холодной войны" давно канули в прошлое, с другой - поправка из тех далеких времен остается в силе. Кроме того, в тексте поправки указано, что она применяется к странам, не имеющим рыночной экономики, в то время как Министерство торговли США признало рыночный характер экономической системы России еще в 2002 г.

Все эти несоответствия настраивают против США представителей российского бизнеса и идут вразрез с достигнутыми недавно соглашениями по вступлению России в ВТО. В условиях новых отношений России со странами-членами ВТО и возросшего товарооборота, поправка существенно осложнит заключение контрактов между российскими и американскими компаниями и увеличит число торговых споров. Не факт, что такое искусственно вызванное напряжение в экономических отношениях пойдет на пользу самим США. Представители торгового ведомства этой страны неоднократно заявляли, что заинтересованы в увеличении поставок российских энергоносителей. США являются одним из основных торговых партнеров России. Сейчас ежегодный товарооборот между двумя странами составляет порядка 10 млрд долл, и в перспективе может быть существенно увеличен. Однако злополучная поправка может помешать этому увеличению, которое пошло бы на пользу обеим странам.

Напомним, что после распада СССР поправка "по умолчанию" начала действовать для всех стран, получивших суверенитет на постсоветском пространстве. Теперь же США начали ее постепенную отмену на территории СНГ. В частности, в конце 2004 г сенат США отменил поправку применительно к Армении. Сейчас между странами действует постоянный нормальный режим торговли. США поддерживают нормальные торговые отношения даже с Белоруссией и Туркменией, ежегодно оформляя для них "исключения" из поправки Джексона-Вэника. А в начале января 2005 г К.Райс заявила, что администрация США поддержит законопроект о выводе Украины из-под действия дискриминационной поправки. После состоявшихся на Украине президентских выборов конгрессмены практически единодушно поддержали вывод этой республики из-под действия поправки Джексона-Вэника, чтобы помочь правительству Виктора Ющенко развивать торговые отношения с США.
http://www.iraqwar.mirror-world.ru/tiki-read_article.php?articleId=38855

 

 

 

«Коробейницы» от сионизма

      Газета «Ленинградская правда» от 4 августа 1984 г., ЛенТАСС.

       Антураж и детали эпизода, происшедшего в ночь на 2 августа в Ленинграде, словно сошли с экрана расхожего детективного фильма. В восемь вечера группа американских туристов прибыла рейсом из Симферополя, разместилась в гостинице «Прибалтийская», а уже через пару часов две дамы из числа гостей — Филлис Пачеко и Бланч Нарби, обе жительницы Нью-Йорка, — брели к стоянке такси, сгибаясь под тяжестью объемистых рюкзаков. Беспокойно оглядываясь и постоянно справляясь о маршруте, они прикатили в один из отдаленных кварталов на окраине города, взвалили, отказавшись от помощи, свою ношу на плечи и удалились в темноту.

       По заявлению водителя такси милиция вскоре отыскала подозрительных иностранок и поинтересовалась содержимым их поклажи. В рюкзаках оказался широкий ассортимент вещей — от нижнего белья до последних образцов фотоаппаратуры западного производства. Даже по беглой оценке стоимость «товара» выражалась цифрами, как минимум, четырехзначными.

       На просьбу объяснить цель ночного вояжа по незнакомому городу, растерявшиеся «коробейницы» пытались промямлить что-то о желании «провести обмен сувенирами с советскими гражданами». Впрочем, записные книжки иностранок не оставили сомнения в подлинной подоплеке инцидента.

       Вновь под маской туристов оказались эмиссары международных сионистских организаций, тех самых, которые ставят своей задачей искусственное муссирование «проблемы евреев», националистических настроений среди советских граждан еврейской национальности, стремятся всякого рода подачками поощрить и поддержать мнимых «угнетенных», тех, кто попался на удочку сионизма. На сей раз эмиссары представляли небезызвестную своим махровым антисоветизмом организацию «объединенные советы в защиту советских евреев» со штаб-квартирой в Вашингтоне.

       В качестве президента там подвизается некая Линн Сингер, об антисоветских выходках которой уже сообщала пресса и которой заказан въезд в нашу страну. Она-то и завербовала Филлис Пачеко н Бланч Нарби для передачи в Ленинграде очередной «подкормки» своему подопечному. Его фигура также одиозно известна в сионистских кругах своей подстрекательской деятельностью. Это некий А. Я. Таратута, бывший инженер, сменивший занятия астрономией на место кочегара в банно-прачечном комбинате, чтобы удобнее рядиться в потрепанную тогу «гонимого и обездоленного». Последние слова не случайно взяты в кавычки: судя по содержимому неудавшейся передачи Таратута, помимо сомнительной славы «борца за попранные права», имеет и более чем солидный доход от мышиной возни по сионистским сценариям.

       Исходя из принципов гуманности, компетентные органы решили на этот раз ограничиться строгим предупреждением Филлис Пачеко и Бланч Нарби о необходимости соблюдать общепринятые правила и нормы поведения иностранцев. Им разрешено провести оставшиеся по туру дни в Ленинграде, после чего они смогут забрать с собой тряпье, чтобы полностью возвратить его сионистским ловцам низких душ.

       Как стало известно, за последнее время зарубежные сионистские центры предприняли подлинный «массированный натиск» в активизации своей антисоветской деятельности. Так, только за последние три месяца в Ленинграде были задержаны при досмотре в аэропорту Пулково граждане Франции Марк Мэдэнберг и Мари Клод Калифа, пытавшиеся в багаже и потайных карманах провезти сионистскую литературу. Сбором лживой тенденциозной информации в обмен на заграничное тряпье решили было заняться их соотечественники Симеон Муайль и Ален Саада, направленные в нашу страну по туристским визам так называемым «комитетом 15». Несмотря па юридическое образование, а, стало быть, и достаточное понятие о правовых пределах поведения, американские юристы Бернард Шавитс н Харолд Волски вознамерились обойти круг лиц с уголовным прошлым для сбора «фактов и документов» заведомо антисоветской направленности. Попытку выступить с «лекциями» перед просионистски настроенными элементами предприняли граждане США Бенжамин Холендер н Стенли Эйштейн. Все подобные действия были пресечены.

       Наша страна выступала и выступает за широкое развитие международных контактов и сотрудничество во всех сферах — политической, деловой, культурной. Однако на пути идеологических диверсантов всегда будет стоять прочный заслон.

http://www.angelfire.com/sc3/soviet_jews_exodus/SovietNews/Lenpravda_4_8_84.html

 

 

 

Под чью дудку пляшут сионисты

      Газета «Известия» от 14 декабря 1969 г.

      Тель-Авивские «ястребы» приложили немало стараний, чтобы недавние парламентские выборы в Израиле прошли в атмосфере шовинистического угара и антисоветских выпадов. Зловещее наследие оставил новоизбранному парламенту израильский кнессет предыдущего, шестого созыва. Перед своим роспуском он «увековечил» себя резолюцией по так называемому «еврейскому вопросу» в СССР. В ней кнессет потребовал уважать «бесспорное право каждого еврея жить на земле своей исторической матери-родины», то бишь Израиля, заклеймил «еврейские общины во всем мире», которые, мол, «замкнулись в молчании», и призвал их объединиться в антисоветской кампании. А вскоре после выборов премьер-министр Израиля Голда Меир предприняла очередную антисоветскую диверсию — выступила с провокационной речью в новоизбранном кнессете.

      По излюбленной сионистами манере в Израиле жонглируют такими словами, как «антисемитизм в СССР», «дискриминация евреев», хотя отлично знают, что это — грубая фальсификация, что заслуги Советского Союза в решении национального вопроса неоспоримы. Трудно вообразить нечто более ханжеское и позорное, чем развернутая в Израиле антисоветская кампания, имеющая целью:

      • во-первых, отвлечь внимание общественности от действительно острых вопросов, задевающих кровные интересы израильтян и неразрешимых в условиях буржуазного строя; приглушить нарастающий в Израиле протест против политики аннексий и антиарабских злодеяний Тель-Авива;

      • во-вторых, вновь попытаться убедить еврейское население всех стран, что сионизм — это, дескать, именно то, чего оно страстно желало и желает, что государство Израиль ждет своих «братьев-евреев», ибо здесь сущий рай, «земля обетованная».

      Вдумываясь в истоки и политические цели антисоветской кампании правителей Тель-Авива, мы, разумеется, воспринимаем ее как злобную, но бессильную реакцию на международное Совещание коммунистических и рабочих партий, которое гневно осудило израильскую агрессию и выразило решимость оказывать действенную поддержку арабским народам в их справедливой борьбе за сохранение прогрессивных завоеваний, против посягательств агрессора и его покровителей.

      «Кто платит, тот и заказывает музыку», — гласит пословица. Сионистскую «музыку» щедро оплачивает международный империализм. Если нарисовать самую общую схему того, как связаны с ним и как зависят от него правящие круги Израиля, то она будет выглядеть примерно так: империалистические круги Запада, возглавляемые американскими монополиями, — международный сионизм с главным центром в США — израильский филиал всемирной сионистской организации. При этом следует иметь в виду, что общая сумма займов, кредитов, пожертвований США, ФРГ и других стран Израилю с 1949 по 1966 год составила от 7 до 19 миллиардов долларов. Этот золотой дождь и определяет линию поведения правителей Тель-Авива. Аргументируя обычно свои домогательства ссылками па религиозные догмы и постулаты сионизма, они всячески затушевывают при этом классовую сущность сионизма, ставят знак равенства между евреями и государством Израиль, между евреями и сионизмом, лживо изображают сионизм как общееврейское движение, а антисионизм — как антисемитизм и «посягательство» на право самоопределения израильского народа. Тем важнее подчеркнуть, что сионизм — явление классовое, что эта реакционная система взглядов и организаций служит орудием империализма, является заклятым врагом трудящихся евреев, арабов, людей труда всех национальностей, ярым врагом интернационализма и дружбы народов.

      Прямую фальсификацию истории представляют собой утверждения, будто государство Израиль появилось в результате осуществления политической программы сионизма и является, дескать, воплощением высшей цели фундаторов сионизма. Тут все поставлено с ног на голову. Решение ООН от 29 ноября 1947 года было принято в обстановке межимпериалистических противоречий и национально-освободительной борьбы населявших Палестину евреев и арабов, поддержанной прогрессивными силами всего мира, в том числе Советским Союзом, то есть независимо от сионистского движения.

      Все это вне поля зрения сионистских заправил. Зато с пеной у рта вопят они об антисемитизме, якобы существующем в нашей стране. Но позвольте, господа, антисемитизм— это, собственно, по вашей части: вы создали лживую и архиреакционную концепцию «извечного антисемитизма», которую гневно разоблачил В. И. Ленин и которую охотно взяли на вооружение и сионисты, и антисемиты, то есть все, кто стремится обособить, изолировать еврейских трудящихся от революции, от участия в классовой борьбе. На деле сионизм и антисемитизм — не противоположные полюсы, как пытались доказать ваши теоретики, а близнецы, две стороны одной медали. Не этим ли объясняются настойчивые попытки лидеров сионизма создавать искусственные очаги антисемитизма? А какие глубокие корни пустил расизм в самом Израиле, где даже люди одной национальности делятся на первый, второй и третий сорт (сабра, ашкенази, сефарды)!

      Против антисемитизма, как и против сионизма, необходима, разумеется, решительная борьба. Этому учил великий Ленин. Этого добиваются коммунисты, в которых народы справедливо видят самых последовательных интернационалистов, неутомимых борцов против идеологии и практики расизма. Политика сионизма не только не несет избавления от антисемитизма, но способна лишь усилить его.

      Каждый, кому ведомы законы общественного развития, понимает, что национальный вопрос может быть решен только на поле классовой борьбы, как ее составная часть. Он и решен успешно в нашей стране вместе с победой социализма. Вот почему у всех советских людей, в том числе еврейского происхождения, вызывают такой протест попытки сионистских лидеров муссировать несуществующий в СССР еврейский вопрос во враждебных нам целях. Мы бы уже давно позабыли о так называемой «еврейской проблеме», об этом порождении мрачного прошлого, если бы не ваши, господа сионисты, назойливые попытки оживлять и разжигать эту проблему.

      Нам, советским людям, даже трудно представить себе, какой гнетущей была бы наша жизнь, если бы не Ленин, Коммунистическая партия. Октябрь, Советская власть, если бы не победа советского оружия и нашего строя в Отечественной войне, если бы не братская дружба народов! Мы слышим лицемерные стенания сионистской пропаганды о «трагической судьбе» советских евреев и думаем о нашей стране, где политика государства направлена против антисемитизма, думаем о русском, украинском и других народах, спасших миллионы евреев от кабалы, угнетения и угрозы истребления. Мы думаем о том, как высоко ценятся в нашем обществе умелые руки, творческие способности, светлый разум и доброе сердце каждого, независимо от его национальности. На собственном жизненном опыте об атом могли бы рассказать днепропетровский сталевар М. Л. Гринберг и харьковский токарь М. Б. Беленкис, макеевский доменщик М. А. Кацнельсон и киевский судосборщик Ш. Ш. Факторович, председатель крымского колхоза «Дружба народов», Герой Социалистического Труда, депутат Верховного Совета Украины, член союзного Совете колхозов И. А. Егудин и депутаты Киевского горсовета, директора крупных предприятий Л. Б. Грабин и С. А. Кац, лауреат Ленинской премии, академик АН УССР И. М. Лифшиц и журналист М. Б. Генкин, еврейский писатель Г. И. Полянкер и украинский писатель С. М. Журахович. Да многих ли перечислишь в газетной статье? Важно то, что нет у нас такой отрасли хозяйства, науки и культуры, такой сферы труда, где бы не работал» на равноправных началах и не пользовались равным уважением, почетом, всеми благами жизни равноправные труженики-евреи.

      Во вступительной статье к отлично изданному на Украине собранию сочинений Шолом-Алейхема поэт Микола Бажан прослеживает связи, соединявшие знаменитого еврейского писателя с его родиной — украинской землей, к которой он всегда сохранял самые теплые чувства. Исторические условия, по меткому замечанию М. Бажана, так сложились, что Украина стала не только родиной Менделя Мойхер-Сфорима, Гольдфадена, Шолом-Алейхема, Переца, Бергельсона, но фактически и центром развития новой еврейской литературы.

      Факты таковы. Что же противопоставляют им сионисты и чего они добиваются? В резолюции кнессета речь идет о том, чтобы Советский Союз «позволил эмигрировать в Израиль тем, кто этого пожелает», «предоставил право воссоединения еврейским семьям». Что говорить, воссоединение семьи — дело серьезное. Но вот вопрос: где именно воссоединять распавшуюся семью, на чьей земле — капитализма или социализма? И тут нельзя не считаться с людьми заинтересованными. А они голосуют не за капитализм.

      В принципе вопрос о выезде желающих за границу советское законодательство решает с максимальной демократичностью. Когда некоторые советские евреи (это были главным образом пожилые люди) захотели покинуть СССР и выехать к своим родственникам за границу, в том числе в Израиль, они получали и получают такую возможность. Если же в отношении Израиля предоставление такой возможности в последние два с половиной года усложнялось, то виной тому не кто иной, как Израиль, из-за агрессии которого против арабских стран СССР разорвал дипломатические отношения с ним.

      Дело, однако, не в родственниках, по которым страсть как соскучилась израильская элита, а в упорно и назойливо проповедуемой идее «абсорбции», то есть собирания всех евреев в Израиле. Нет такого обмана, насилия, провокации, перед которыми эта элита остановилась бы в распространении этой идеи и в попытках заполучить рабочую силу, чтобы заселить оккупированные земли, освоить болотистые местности и бесплодную пустыню, наконец, чтобы иметь побольше пушечного мяса.

      Но в большинстве стран еврейское население решительно отвергает эту реакционную идею, старается не попадаться в ловушку. Что же касается еврейского населения нашей страны, то оно еще решительнее, чем евреи Америки и Западной Европы, отвергает сионистские бредни, отвечает на них глубоким презрением.

      Нет, господа сионисты, не в том дело, будто кто-то кому-то запрещает или мешает выехать в Израиль. Все это ваши выдумки. А не едут к вам потому, что, во-первых, кому же охота двигаться вспять — из страны передового общественного строя — социализма в страну типично буржуазную, капиталистическую, с ее вопиющими контрастами и противоречиями, с ее волчьими законами, порядками и нравами! Во-вторых, никакие вы нам не братья, как себя афишируете. Жизнь давно подтвердила родство интересов еврейских капиталистов и капиталистов любой другой нации и такое же родство их прислужников, полную непримиримость наших с вами классовых интересов, идейных позиций. В-третьих, вы отравили свою страну смрадом самого изуверского национализма, человеконенавистничества, действуя по образцу гитлеровских головорезов, как прожженные «ястребы»-экстремисты. В-четвертых, по вашим же собственным признаниям, вы не прочь превратить доверившихся вам, обманутых вами иммигрантов в нещадно эксплуатируемых людей второго сорта. Ну, а мы предпочитаем быть свободными и счастливыми людьми самого что ни на есть первого сорта. Именно такими мы все без исключения, советские люди, и чувствуем себя на родной земле, под солнцем социализма.

      Такая отповедь израильским зазывалам зиждется и на трагическом опыте тех немногих, кто поддался было обману сионистов. В Израиле они оказались в условиях настолько непривычных и чудовищных для советских людей, увидели и испытали такое гнетущее всевластие богачей, раввинов и правителей, такую жестокую эксплуатацию и такое разительное равнодушие к человеческой жизни, что поначалу даже не могли поверить в реальность всего этого. Испытав на себе все прелести жизни на «земле предков», многие из них прокляли капиталистический «рай» и вернулись на родную землю. Так сама жизнь развеивает мифы и легенды, над созданием которых долго и ревностно трудилась и трудится империалистско-сионистская пропаганда.

      Не будем, однако, забывать о цепкости врага, о том, что он идет на любой шантаж, чтобы склонить своих «братьев» к предательству, к измене подлинной Родине. И в этом коварную роль призваны сыграть столь же подлые, сколь хитроумные идейки о «втором гражданстве» или «втором патриотизме». Жизнь требует помнить, что борьба против сионизма — это важный участок классовой борьбы, а в ней, как известно, нет места аполитичности, нейтрализму.

      Конечно, и в Израиле имеются прогрессивные силы, которые под руководством компартии ведут героическую борьбу за подлинные интересы своего народа. Они усиливают противодействие тому курсу, которым идут правящие круги этой страны, и преисполнены братской любви к нашей Родине — к Советскому Союзу. Антисоветская же кампания в Израиле служит выражением того антинародного, шовинистического, контрреволюционного духа, какой культивируют сионистские верховоды, пляшущие под дудку черных сил империализма.

      Л. БЕРЕНШТЕЙН, доктор исторических наук;

     М. ФРИДЕЛЬ, журналист.

http://www.angelfire.com/sc3/soviet_jews_exodus/Izvestia_14_12_69.html

 

 

 

ПИСЬМО СОВЕТСКИМ ДРУЗЬЯМ ИЗ «СВОБОДНОГО» МИРА

Майк Давидоу

«Письмо советским друзьям» Майка Давидоу – это своеобразный исторический документ, оставленный нам человеком, который имел возможность видеть оба этих мира своими собственными глазами.



Помните, в тот последний вечер, что мы провели вместе перед моим возвращением в Соединенные Штаты, вы просили меня написать, какой я найду мою родину после шестилетнего отсутствия. Вот вам отчет о моих впечатлениях с того самого момента, как самолет Аэрофлота, на котором я летел, совершил посадку на американской земле.

Итак, 15 декабря 1974 года, три часа ночи. С трудом привыкаешь к скачку во времени: в Москве сейчас одиннадцать утра, а мой организм все еще живет по московским часам. Международный аэропорт имени Джона Ф. Кеннеди намного превосходит аэропорт «Шереметьево» по размерам и затмевает его своей роскошью. Здесь все дышит комфортом, все свидетельствует об эффективной постановке дела. Что и говорить, впечатляющая реклама страны изобилия и технических чудес! Багаж прибыл без малейшей задержки – обслуживание доведено до четкости конвейера. Ждать пришлось гораздо меньше, а порядка было больше, чем при аналогичных обстоятельствах в Москве. Да, вот она Америка, которую я знал, с ее высокоразвитой, отлаженной техникой, уверенная в себе. «С приездом на родину!» – приветливо бросает чиновник иммиграционной службы, ставя штамп в моем паспорте. А снаружи нас уже ждут друзья. Не сдерживая нетерпения, они горячо приветствуют нас радостными возгласами и бросаются навстречу: поцелуи, объятия. Как хорошо быть снова дома!

И вот, погрузив пожитки в багажник, мы едем в Нью-Йорк, к нашей приятельнице, которая живет в Бронксе. Автострада – сложнейшее переплетение путей, подлинное чудо эффективности и инженерного искусства. Водителю, умеющему ориентироваться в этом лабиринте, автострада экономит массу времени; ну, а тот, кто не знает дороги, будет без конца кружить и кружить, словно на карусели. Сквозная автострада – это волшебный ковер-самолет, когда все идет хорошо, и ужасная западня, когда сломается хотя бы одна-единственная машина. Нас буквально ослепляет яркий свет бесчисленных фар. Конечно, на московских магистралях нам тоже неслись навстречу вереницы ярких огней. За годы, что мы прожили у вас, количество автомобилей в Москве значительно увеличилось. Но здесь, в Нью-Йорке, где на 8 миллионов жителей приходится 5-6 миллионов машин, автомобили стали полновластными хозяевами города и буквально заполняют теперь ведущие к нему автомагистрали.

Внезапно наш автомобиль, вместе со всем потоком машин, останавливается. Впереди какой-то затор, движение парализовано. Все как будто шло нормально, никаких признаков аварии. В чем же дело? Ах, вот оно что: мы просто забыли, что среди всей этой чудо-техники середины двадцатого века существует современный эквивалент средневековых поборов за проезд, взимавшихся каждым феодалом. Мы как раз подъехали к мосту, перед которым собирают пошлину за въезд в «герцогство Нью-Йоркское». Подобно средневековому сборщику налогов, страж, состоящий на службе у владельцев этой ультрасовременной автострады, остановил целое полчище автомобилей, чтобы собрать с нас мзду: по полдоллара с машины. Подобные поборы, как, впрочем, и всякие другие, за годы нашего отсутствия заметно возросли, и их стало больше. Врата в этот гигантский город охраняются, словно крепостные ворота городов-крепостей эпохи феодализма, сонмом таких стражников, взимающих дань со всякого, кто хочет пользоваться его дорогами, туннелями и мостами. Только что из страны, где пользование дорогами бесплатно и где, более того, люди бесплатно или за минимальную плату пользуются всеми коммунальными сооружениями и коммунальными услугами, мы как-то забыли, что в условиях нашей системы свободного предпринимательства очень мало что предоставляется бесплатно. Пошлина за проезд через мост напомнила нам о том, чего следует ожидать дальше.

ГОРОД, ОБЪЯТЫЙ СТРАХОМ:

НЬЮ-ЙОРКСКИЕ ГОРОДА-КРЕПОСТИ

Шесть лет назад Нью-Йорк (как и большинство американских городов) уже жил в атмосфере страха. Вот почему первое, что поразило меня в Москве и произвело на меня глубочайшее впечатление, было отсутствие какого бы то ни было страха у ее жителей. Я поделился этим впечатлением с читателями моей газеты «Дейли уорлд» в серии статей, которые были также напечатаны в сокращенном виде «Литературной газетой». Я нисколько не идеализировал того ощущения безопасности, которое испытываешь в советской столице и во всех городах, где я побывал, путешествуя по четырнадцати советским республикам. Будучи скорее москвичом, чем гостем или туристом, я отлично понимал, что сложную социальную проблему преступности невозможно полностью разрешить за такой исторически короткий срок, как пятьдесят с небольшим лет. Мелкие правонарушители и убийцы-маньяки, наводящие время от времени страх на людей, все еще омрачают жизнь при социализме. Однако и эти преступления будут со временем искоренены, подобно тому как уже искоренено основное зло – организованная преступность. Но то, что так поразило меня шесть лет назад (и это мое впечатление окрепло и усилилось по возвращении на родину), можно выразить в следующих словах: Москва и все советские города – это поистине города, не ведающие страха. Ей-богу, вы, считающие само собой разумеющимся, что ходить по улицам своего города и гулять по его паркам днем и вечером, ничего не боясь,– это естественное и обычное право каждого человека, стали бы больше ценить радости вашей жизни в условиях безопасности, если бы оказались сейчас рядом со мной и мы походили бы вместе по нью-йоркским улицам и поездили в нью-йоркском метро. В этом письме я попытаюсь заново пережить вместе с вами то, что испытал и перечувствовал после моего возвращения.

Квартира нашей приятельницы расположена на 36-м этаже сорокатрехэтажного жилого дома на набережной реки Гарлем в Западном Бронксе. Это одно из четырех таких же зданий, возведенных частной строительной фирмой на земле, которую штат Нью-Йорк, предоставивший участки, освободил от налога, с тем чтобы с жильцов взималась невысокая квартплата. Спору нет, квартира у нашей приятельницы просторная, очень приветливая и уютная, из окон открывается великолепная панорама города с реками Гарлем и Гудзон на переднем плане. Но, право же, не стоит она того, чтобы платить за нее в 15 раз дороже, чем мы платили за нашу четырехкомнатную квартиру, тоже просторную и комфортабельную, на Ленинградском проспекте. Об огромной разнице в размере квартплаты я заговорил попутно, речь сейчас о другом. Наша приятельница, а теперь временно и мы, живет в одном из многочисленных городов-крепостей, на которые буквально на глазах распадается Нью-Йорк. Похоже, отцы этого охваченного страхом города и планировщики-градостроители руководствуются лозунгом «Вперед к феодализму!». Их реакцией на постоянный рост преступности, и особенно преступлений, связанных с насилием над личностью, стало сооружение жилых комплексов (и соответствующая реконструкция уже построенных), представляющих собой не что иное, как современные аналоги феодальных крепостей. С тою только разницей, что вместо крепостных рвов, подъемных мостов и стражников в латах, вооруженных алебардами, теперь применяются отряды частных охранников, сеть внутреннего телевизионного наблюдения и привратники, которые держат оборону на форпостах крепости. По своему внешнему виду и по царящей вокруг атмосфере наш комплекс жилых домов-небоскребов и впрямь напоминает крепость. Стражники, охраняющие нашу крепость, носят на груди личные знаки с фотографией. Они останавливают в целях проверки и опознания все подъезжающие машины (в конце концов, они ведь приближаются к нашему городу-крепости!). Они пристально всматриваются в наши лица, когда наша приятельница представляет нас им как своих гостей. (В их обязанности входит не только знать в лицо всех обитателей этой сорокатрехэтажной крепости, но и запоминать таких ее посетителей, как мы.) Для пущей «безопасности» обитателей снабдили удостоверениями личности, которые они обязаны предъявлять по требованию. По внутренней телевизионной сети ведется наблюдение за всеми посетителями и посторонними. Стража города-крепости, как и в средневековые времена, считает каждого незнакомца, явившегося «извне», подозрительной личностью и потенциальным врагом. Две-три линии обороны – это еще не все средства защиты. Жильцам сообщают «секрет» ничем не примечательной панели в облицовке лифта – на тот случай, если «неприятелю» каким-то образом удастся проникнуть через заградительные заслоны. Нажав на панель с «секретом», вы предупредите охрану о присутствии в лифте грабителей. Для обитателей городов-крепостей окружающие районы - чужеземная территория, вылазка на которую чревата опасностью. Крепость, в которой живет наша приятельница, не принадлежит к числу самых надежных и, уж конечно, не может идти ни в какое сравнение по части комфорта с роскошными цитаделями, воздвигнутыми, например, в центре Манхэттена. Когда я уезжал отсюда шесть лет тому назад, здесь сносили бульдозерами хорошие, прочные здания, где жили, платя сравнительно невысокую квартплату, рабочие: белые, негры, пуэрториканцы. На месте снесенных строений возводили жилые дома категории люкс (предшественники нынешних шикарных городов-крепостей). И вот шесть лет спустя я вижу, как много лучших уголков Манхэттена занято теперь этими роскошными жилыми комплексами, отгородившимися от внешнего мира. Манхэттен всегда являл собой картину существующих бок о бок нищеты и роскоши. Но никогда еще этот контраст не был таким разительно резким, как сейчас. Никогда раньше я не видал такого разделения на анклавы богатства и разрастающегося гетто нужды и лишений. (Как это выглядит на деле, я постараюсь рассказать вам дальше, когда перейду к описанию того, что я увидел, посетив места, где когда-то жил.) Обитатели этих оазисов роскоши принадлежат, конечно, к числу богатейших людей Нью-Йорка. Если размер квартирной платы повысился во всем городе, то здесь она возросла астрономически. Роскошь сама по себе стоит больших денег, но теперь приходится дополнительно оплачивать частную армию охранников и изощренную технику обеспечения безопасности. Только нью-йоркским богачам по карману подобная защита. Безопасность и роскошная жизнь неотделимы друг от друга. А гигантские и могущественные строительные корпорации, которые оказывают все более сильное влияние на решение городских дел, наживаются как на запуганности ньюйоркцев, так и на стремлении тех, кто может это себе позволить, купаться в роскоши. Типичное объявление, помещенное в газете «Нью-Йорк таймс» 15 декабря 1974 года, гласит: «Челси-мьюз, 235, 22-я улица в Западной части Манхэттена. Привратник, система обеспечения безопасности и все роскошные удобства. Плата за квартиры с одной спальней – от 325 до 365 долларов в месяц». В другом объявлении о сдающихся квартирах в Челси-мьюз предлагается «тройная безопасность» за ту же цену. В объявлении о сдаче внаем квартир в домах-башнях в районе Саутгейта хвастливо говорится, что, «входя в вестибюль, вы как бы вступаете в XVI век» («Вперед к феодализму!»). За удовольствие вернуться в средневековье взимается плата в размере 310-425 долларов в месяц за квартиры с одной спальней. В «Марлборо-хаус», тридцатичетырехэтажной башне, дом № 245 на 40-й улице в Восточной части города, жильцам предлагается безопасность, обеспечиваемая охранниками, привратниками, дежурящими у входа круглые сутки, и системой сигнализации - все это по цене от 400 до 428 долларов в месяц за аналогичные квартиры. Жилищный комплекс на Индепенденс-плаза в Северной части Манхэттена с трехсветным холлом рекламирует себя как «идеальный фешенебельный квартал». Обеспечение феодальной безопасности для потребителей роскоши XX века в разгар усиливающегося экономического спада является единственным процветающим бизнесом в жилищном строительстве Нью-Йорка и других крупных американских городов (которое вообще-то резко сократилось).


ЛЕЧЕНИЕ ПО-АМЕРИКАНСКИ

Труднее всего мне оказалось «приспособиться» на родине к «мелочам» повседневной жизни. Мы только что отпраздновали наше первое рождество в США после шестилетнего отсутствия. Это рождество стало для нас тем более приятным событием, что мы встречали этот традиционно семейный праздник вместе с нашим сыном Майком, невесткой Дженет и внуками: двухлетней Кирстен и восьмимесячным Бренданом. Ничто не настраивает на такой радостно-благодушный лад, как встреча рождества дома, и в эти дни общей доброжелательности я был больше, чем когда-либо, готов «приспосабливаться». Но тут я столкнулся с одной «мелочью жизни», которая остро напомнила мне, в каком мире я теперь живу. Заболела Кирстен. У нее начала подниматься температура. Родители, естественно, встревожились. Они время от времени ставили ей градусник, и показания термометра можно было прочесть на их расстроенных лицах. Однако врача они почему-то не вызывали. Жизнь научила их сдерживать свое беспокойство и выжидать, с тем чтобы обратиться к врачу только в том случае, если жар опасно усилится. На то имелась веская причина-та самая причина, по которой американцы в большинстве своем обращаются к врачу только после того, как почувствуют себя «достаточно серьезно больными». Пойти с Кирстен к врачу – значило бы платить каждый раз минимум 10 долларов, а ведь малыши, как всем известно, так часто болеют. Поэтому реагировать на повышающуюся температуру Кирстен было бы непомерной роскошью. Хватило ли бы тогда денег на квартплату, покупку продуктов питания и прочих предметов первой необходимости, особенно теперь – в условиях экономического спада и инфляции? Но, признаюсь, мне, только что вернувшемуся из Москвы с ее поликлиниками и обеспокоенному лихорадочным блеском в глазах Кирстен, как-то не пришли в голову эти «практические» соображения. Побуждаемый, как мне казалось, совершенно естественной реакцией, я наивно спросил: «А разве нельзя вызвать к Кирстен врача на дом?» Дженет горько рассмеялась. «Вы слишком долго отсутствовали. Поздравляю с приездом на родину, в этот сумасшедший дом!» – воскликнула она. И тут же познакомила меня с суровыми фактами жизни в нашей стране: «Пригласить доктора на дом нельзя ни за какие деньги. Сколько ни предложить, все окажется мало, чтобы компенсировать затраченное им время. Ведь врачи оценивают в долларах каждую свою минуту – приходится уж нам самим ходить к ним».

«Ну, а как быть, если ребенок настолько болен, что не может подняться с постели? – не унимался я. –В конце концов, предполагается, что врач – это не то же самое, что бизнесмен!» Дженет только улыбнулась моей наивности и иронически хмыкнула. Она принялась терпеливо объяснять, помогая мне «приспособиться» к здешней действительности. «Врач ответит, что, если ребенок так болен, что его нельзя доставить к нему, следует обратиться в отделение неотложной помощи больницы. Вот тут-то и начнутся волнения и неприятности. Надо убедить больничную администрацию, что ребенок «достаточно болен», чтобы послать за ним машину «скорой помощи» и предоставить ему койку в больнице. А это-дело гиблое, особенно при нынешних сокращениях и без того скудных больничных бюджетов».

Через пару дней заболели и мы с женой – подхватили такую же, как у Кирстен, сильную простуду. Неожиданно для нас самих мы почувствовали тот же страх, который удерживал Дженет от того, чтобы набрать по телефону номер врача. И мы тоже, запасшись терпением, ждали, когда будем «достаточно серьезно» больны, чтобы можно было показаться врачу.

Да, это дело «привычки». За шесть лет мы «привыкли» считать чем-то само собой разумеющимся бесплатное и всестороннее медицинское обслуживание, включающее визиты на дом врача из нашей поликлиники в сопровождении медицинской сестры. Вместе с нами в Москве жил наш младший сын Джозеф с женой Кристиной и дочерью Эльвирой, которой было тогда около двух лет. Эльвира тоже то и дело болела. Мысль, что надо подождать с вызовом врача до тех пор, пока Эльвира не разболеется «достаточно серьезно», просто не могла прийти в голову в московских условиях ни моему сыну, ни его жене. Дело тут не в разном отношении родителей (в США и они были бы вынуждены «привыкнуть» не торопиться с обращением к врачу). Нет, такая идея никак не могла бы взбрести им на ум, потому что в стране социализма такое немыслимо. Наоборот, однажды в детской поликлинике нашего района моего сына и его жену. как мне помнится, даже отчитали за то, что они, как полагали врачи, слишком редко обращались к ним за помощью.

http://rk.org.ua/rk/18/258_1.html