Содержание страницы:

 

"Скальпель" на рельсах. Как создавались ракетные поезда".

 

 "Американские истребители над Приморьем".

 

Геннадий ПОПКОВ "ЧТО ГОВОРЯТ на ЗАПАДЕ ПРО ЭТОГО «ВЕЛИЧАЙШЕГО ЛИДЕРА».

 

Михаил ДУБИНЯНСКИЙ "ВОЙНА, КОТОРАЯ НЕ СОСТОЯЛАСЬ"

 

 

  

"Скальпель" на рельсах. Как создавались ракетные поезда.

 В середине 80-х годов в СССР был построен поезд-ракетоносец, который, видимо, останется в истории человечества единственным и неповторимым. По признанию специалистов, это самое грозное оружие, которое когда-либо существовало на земле. Его создали коллективы, руководимые братьями академиком РАН Владимиром Федоровичем Уткиным и академиком РАН Алексеем Федоровичем Уткиным.


         Одному из них, Владимиру Федоровичу, 17 октября было бы 80 лет. Родились братья на Рязанщине, в поселке Лашма на берегу Оки. В семье было еще два брата. Вклад этой семьи в оборону страны трудно переоценить. В 1941 году, окончив школу в городе Касимов, Владимир ушел на фронт и воевал всю войну от первого до последнего дня. Был связистом, и эта военная специальность привила ему особую ответственность. В войну он чудом остался жив. Закончилась она для Владимира Уткина в октябре 1945 года. А осенью 1946-го, по примеру братьев Николая и Алексея, поступил в Ленинградский Военмех. Жили братья дружно, но трудно, подрабатывали на железнодорожной станции. Разгружали уголь и не думали о том, что когда-нибудь им придется загружать вагоны стратегическими ракетами.
         После окончания института Владимир Уткин был направлен в военную промышленность, где требовались новые, свежие умы. Ведь теперь, с приходом "холодной войны", линия фронта проходила через "Южмаш", Байконур, Арзамас-17 и другие предприятия ВПК. В октябре 1961 года с трибуны XXII съезда КПСС вдруг неожиданно, в характерной для него эмоциональной манере Н.С. Хрущев обрушил на весь мир сокрушительное сообщение: СССР испытал на Новой Земле водородную бомбу мощностью 50 миллионов тонн тротила - это больше, чем было взорвано тротила за шесть лет Второй мировой войны всеми ее участниками.
         Этим сообщением был дан сигнал американцам: хотя вы и превосходите нас в 10 раз по носителям ядерного оружия, но одна только такая бомба, доставленная до территории США, обеспечит неизбежность возмездия. Это все так, но при всех своих преимуществах ракетно-ядерное оружие было все-таки уязвимо, и нашим потенциальным противникам давно были известны стартовые площадки межконтинентальных ракет. Взорвись водородная бомба над районом ракетного базирования или над аэродромами стратегической авиации, и от былого ядерного могущества мало бы что осталось. Доктрина неотвратимости возмездия затрещала по всем швам. И тогда гонка вооружения началась на новом уровне: созданием шахт для ракет, которые могли бы нанести ответный удар, перенос их на подводные лодки, на борт стратегических бомбардировщиков. Американцы прятали в шахты свои "Титаны-2", мы - "Р-16".
         Но очень скоро стало ясно, что точно наведенная межконтинентальная ракета может достать цель и в шахте. Ракета "Першинг-2" способна была долететь к нам из Европы за 6-8 минут. Ровно столько времени требовалось, чтобы открыть 200-тонный люк нашей ракетно-ядерной шахты. Мы вовремя отвечали американцам, но они уже завершали создание ракет четвертого поколения "Трайдент-2", и никакая инженерная защита не помогла бы выжить ракетным системам в случае ракетного нападения. Поэтому было принято решение о создании мобильных ракетных систем.
         В Кремле понимали: нужны принципиально новые технические решении. В 1979 году министр общего машиностроения СССР Сергей Александрович Афанасьев поставил перед конструкторами Уткиными фантастическую задачу. Вот что сказал незадолго до смерти Владимир Федорович Уткин: "Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?"
         Да, вопросов было много, но решать их было необходимо. Алексей Уткин взял на себя стартовый поезд, а старший Уткин - саму ракету и ракетный комплекс в целом. Возвращаясь в Днепропетровск, он мучительно думал: "А выполнима ли эта задача? Вес до 150 тонн, почти мгновенный запуск, 10 ядерных зарядов в головной части, система преодоления противоракетной обороны, как вписаться габариты обычного вагона, а в каждом поезде три ракеты?!" Но как часто бывает, сложные задачи всегда находят гениальных исполнителей. Так в конце 70-х Владимир и Алексей Уткины оказались в самом эпицентре "холодной войны", и не просто оказались, а стали ее главнокомандующими. В Днепропетровске, в КБ "Южное" Владимир Уткин заставил себя забыть о сомнениях: такую ракету можно и нужно построить!
         Двигатель решили сделать на твердом топливе, но подобных разработок в КБ тогда не было. Несмотря на колоссальные трудности, такой двигатель был создан. Далее: ракета с ТПК должна весить не более 130 тонн, иначе железнодорожное полотно не выдержит, а значит, нужны новые материалы; ракета не может быть длиннее обычного вагона-рефрижератора, но таких коротышек в КБ не создавали. Тогда решили убрать сопла в сами двигатели, хотя мировая практика ракетостроения не знала таких решений. С другого конца вагона высовывается головной обтекатель, без него нельзя - точности не будет, сперва сделали его надувным, но, по расчетам, он не смог бы преодолеть заслон ядерных взрывов противоракетной обороны. Тогда сконструировали металлический складывающийся обтекатель!

А тем временем в КБ специального машиностроения Алексей Уткин с коллегами уже проектировал уникальный космодром на колесах. На полигоне под Ленинградом начались испытания узлов и агрегатов будущего ракетоносца. Вопросов стояла масса: как отвести контактные провода на электрифицированных участках, как поднять ракету в вертикальное положение за считанные секунды, как обеспечить старт через две минуты после остановки поезда? И главное - старт. Как сделать, чтобы огненный хвост ракеты не сжег, как спички, шпалы, не оплавил бы рельсы своей адской температурой? И как решить эти вопросы? Решили! Пороховой двигатель выталкивает ракету на небольшую высоту, включается двигатель маневра ракеты, и газовая струя маршевого двигателя ракеты проходит мимо вагонов, контейнера и железнодорожного полотна. Нашлось-таки главное решение, которое венчало все остальные и обеспечивало запас инженерной прочности на много лет вперед. Ведь к тому моменту никто в мире не смог создать ничего подобного. "Я горжусь тем, что наши коллективы решили эту фантастически сложную задачу, - позже сказал Владимир Федорович. - Мы должны были сделать этот ракетный поезд и мы сделали его!" Первый ракетный состав был принят на вооружение в 1987 году, последний - 12-й - сдан в 1992-м.

Ракетные поезда стали постоянной головной болью американцев. Пентагон тратил на их отслеживание больше средств, чем братья Уткины на создание. Двенадцать спутников-разведчиков искали их по всей нашей стране и даже из космоса не могли отличать эти поезда-призраки от обычных рефрижераторов. Еще в 60-х годах прошлого столетия американцы начали разработку аналогичных комплексов, но дело не шло. И уже после выхода ракетных поездов на пути МПС они предприняли беспрецедентную акцию: под видом коммерческого груза из Владивостока в одну из стран Скандинавии транзитом ими были отправлены контейнеры, один из которых был начинен разведывательной аппаратурой для радиоперехвата, анализа радиационной обстановки и даже киносъемки через потайную мембрану в корпусе контейнера-шпиона. Но после отхода поезда из Владивостока контейнер был вскрыт нашими контрразведчиками. Задумка американцев провалилась.
         Но времена изменились, в начале 90-х годов наши потенциальные противники превратились едва ли не в приятелей, правда, тоже потенциальных. Мы взрывали шахты, резали ракеты. А сейчас приглядываются к тому, как можно будет обезглавить наш "Скальпель". Ракетные железнодорожные космодромы гонять по всей стране было признано нецелесообразным, принято решение о переводе "Скальпелей" на дежурство в закрытых зонах. Теперь, к радости американцев, все они там и находятся, и охраняют их разве что от грибников...
         Да, американцы многого добились, они поставили условием на переговорах по разоружению уничтожение именно ракет СС-18, "ласково" ими называемых "Сатана", и уникальный ракетный поезд "Скальпель". Пришедший к власти Горбачев сразу же согласился, Ельцин последовал его примеру. Американцы поспешно выделили деньги на уничтожение ненавистных им ракет и даже предоставили новейшие режущие аппараты. Один за другим ракетные комплексы превращались в металлолом. Хотя на тех ракетах можно было запускать спутники, пригодные в народном хозяйстве. Ведь непростительно глупо уничтожать комплексы, над созданием которых трудился весь цвет отечественной науки в разных отраслях.
         Зато сегодня Украина с гордостью несет звание безъядерной державы. От недавних событий остался лишь памятник "Скальпелю" у Павлоградского механического завода, а в цехах днепропетровского "Южмаша", где 16 лет назад создавались ракеты, сейчас собираются троллейбусы. И откуда теперь, если понадобится, возьмутся новые "Скальпели" - неизвестно.
         Назначенный директором головного института "ЦНИИМАШ" Владимир Уткин навсегда оставляет конструкторскую работу по созданию боевых ракетных комплексов, и судьба вновь сводит его с американцами, но теперь астронавтами. Встречаясь с ними, Владимир Федорович сказал: "Космос - это поле, где мы должны сеять только мирные семена и не лезть в этот космос ни с чем другим. И оттуда научиться жить на Земле так хорошо, чтобы вы видели и думали: "Чего они там, на маленькой Земле, делают? " И эти слова - не отступление от прежних позиций, а понимание того, что все свои работы по разработке ракетных комплексов он создавал вынужденно, в ответ на угрозу со стороны противной стороны, в интересах защиты Родины. Создавал паритет, который в конечном итоге помог и помогает сохранить мир от термоядерной войны.
         Владимир Федорович Уткин, дважды Герой Социалистического Труда, академик, лауреат Ленинской и Государственной премий, к сожалению, не дожил до своего 80-летия. В городах Рязани и Касимове, а также на Троекуровском кладбище Москвы, где похоронен Владимир Федорович, ему установлены памятники. 11 октября на родине в Лашме будет открыт бюст и памятная доска на доме, где жил великий конструктор, а 17 октября - памятная доска на здании института "ЦНИИМАШ".
         Да, он был великим конструктором, но о нем знал лишь узкий круг людей. Владимир Уткин создал ракету СС-18 - самую мощную и надежную в мире, которая несет 10 ядерных боеголовок и 40 ложных целей. До сегодняшнего дня американцы не могут сделать ничего подобного.
         С созданием ракетного комплекса железнодорожного базирования "Скальпель" жизнь братьев Уткиных превратилась в легенду. Они удивительно талантливо, с невероятной изобретательностью выполнили порученное им страной дело.

http://www.x-libri.ru/elib/smi01585/00000001.htm

 

 

 

Американские истребители над Приморьем

"Конкурент", 08.04.2003, Владивосток, n13

Автор: Евгений Шолох


         Наглость США, считающих себя "хозяевами мира" после развала СССР, и развязавших агрессию против Ирака, в общем-то, никого, наверное, не удивила. Однако мало кому известно, что наглость американцев буквально не имела границ и полвека назад в отношении СССР. Пока мы их не отрезвили. Ракетами...

Наше небо было, что проходной двор...


         После Второй мировой войны недавние союзники по антигитлеровской коалиции - американцы, обнаглев, стали напрочь игнорировать наши воздушные границы. Штаты направляли в воздушное пространство Советского Союза десятки своих самолетов-разведчиков, превратив наше небо по сути в проходной двор. Нам тогда "адекватно ответить" наглецам было нечем: американские "Б-29", "Б-52", "В-47" и "РВ-47" с очень большим "потолком" высоты полета были недосягаемы для советских средств ПВО, не имевших тогда еще на вооружении зенитных ракет большой дальности.
         Судя по имеющимся у нас документам, в 50-е гг. американцам удавалось безнаказанно шляться в воздушном пространстве в районе Москвы, Ленинграда, Прибалтики, Киева, Минска, Мурманска, Архангельска, советского Дальнего Востока - Приморья, Хабаровска, Сахалина, Курил, Камчатки...
         И, случалось, не просто шлялись в воздухе, где ни попадя, удовлетворяя свое шпионское любопытство, но и нападали на наши военные объекты. Так, 8 октября 1950 г. два самолета ВВС США "F-80" "Метеор" не только залетели на территорию советского Приморья, но и внезапно атаковали аэродром ВВС ТОФа у селения Сухая Речка, расположенный в Хасанском районе, в результате чего было уничтожено семь наших самолетов! Как вспоминал участник войны в Корее, летчик-истребитель ПВО полковник авиации в отставке Сергей Тюрин: "Пока мы получили добро на перехват, эти стервятники, надо полагать, уже пили пиво в Сеуле..."
         Доходило и до того, что янки, вторгнувшись в наше воздушное пространство, демонстративно отрабатывали нанесение ядерного удара по наземным объектам Советского Союза. Именно так случилось 29 апреля 1954 г. на линии Киев - Смоленск - Новгород, когда несколько десятков самолетов ВВС США здорово поиграли на нервах у советского военно-политического руководства...
         В связи со всеми этими фактами руководство СССР 27 мая 1954 г. вынуждено было принять постановление "О безнаказанных полетах иностранных самолетов над территорией СССР", которым ставилась жесткая задача специальным КБ в сжатые сроки создать необходимые средства противодействия зарвавшимся американцам.

"Нептуна" отправили на дно


         По некоторым данным, первый раз нам удалось это сделать 8 апреля 1950 г. на Балтике. "Б-29" ВВС США нарушил границу в районе Лиепаи и вторгся на 21 км на нашу территорию. Советские истребители его перехватили и приказали следовать за ними для посадки на аэродроме. Однако "Б-29" открыл огонь и попытался скрыться. Это и предрешило его дальнейшую участь: сбитый американец рухнул в Балтийское море. Из 10 членов экипажа поисковой группе удалось подобрать живым лишь одного...
         6 ноября 1951 г. во время разведполета над Японским морем был сбит советским истребителем самолет ВМС США Р2V "Нептун" с американской военно-морской базы в Японии Ацуги. Что стало с экипажем "Нептуна", неизвестно по сей день. А днем 18 ноября 1951 г. в 30 км южнее мыса Гамова в заливе Петра Великого произошел воздушный бой между четырьмя советскими истребителями "МиГ-15" и группой истребителей ВВС США "F-9". Об этом боестолкновении до сих пор имеются противоречивые сведения. Однако известно, что в результате этой стычки три "МиГа" домой не вернулись: один потерпел аварию и упал в море у мыса Льва, два других были сбиты в районе острова Фуругельма (оба обнаружены и подняты). Одному нашему пилоту удалось выброситься с парашютом, но ни живым, ни мертвым он так и не был найден. Американцам тогда повезло: только один их самолет пострадал, получив повреждения.
         13 июня 1952 г. во время разведполета над Японским морем нашим истребителем был сбит самолет ВВС США "RB-29" из 91-й стратегической разведывательной эскадрильи (с базы Йокото, Япония). Судьба 12 членов его экипажа остается неизвестной.
         7 октября 1952 г. нашему "МиГу" удалось сбить у Курил еще один американский самолет-разведчик "RB-29" из той же 91-й эскадрильи. Из 8 членов экипажа наши поисково-спасательные силы обнаружили только безжизненное тело капитана ВВС США Джона Донэма, которое было предано земле советскими пограничниками на курильском острове Юрий (в 1994 г. его останки были эксгумированы американской стороной и перезахоронены на национальном Арлингтонском кладбище).
         Кстати, надо отдать должное американцам, которые делали все возможное, чтобы спасти оставшихся в живых своих воинов (к примеру, во время войны в Корее, Вьетнаме у них действовали специальные оперативные поисково-спасательные группы, которые быстро оказывались на месте сбитого вертолета или самолета ВВС США), а также, чтобы во что бы то ни стало отыскать тела погибших, установить их имена и с почестями предать земле на родине. В СССР же, да и нынче в России, живых-то не жаловали и не жалуют, а о мертвых и говорить не приходиться. После Великой Отечественной войны прошло уже 58 лет, а земле до сих пор не преданы по разным оценкам от 800 тыс. до 1,5 млн солдат, павших на поле брани, защищая Отечество от гитлеровского нашествия. А ведь старая мудрость гласит: войну нельзя считать оконченной до тех пор, пока не похоронен, как положено, последний солдат.
         ...Рано утром 29 июля 1953 г. РЛС ТОФ в 130 милях к югу от мыса Гамова был обнаружен неизвестный самолет, идущий курсом на Владивосток. Спустя 12 мин. с аэродрома истребительно-авиационного полка в Николаевке были подняты по тревоге в воздух для перехвата супостата два дежурных истребителя "МиГ-17", пилотируемые гвардии капитаном Александром Рыбаковым и гвардии старшим лейтенантом Юрием Яблоновским. В 7 час. 11 мин. командир звена А. Рыбаков обнаружил над нашими территориальными водами на расстоянии 10 км к югу от острова Аскольд самолет-нарушитель, оказавшийся американским бомбардировщиком "Б-50". Янки отреагировали на сигнал наших пилотов, что они находятся в воздушном пространстве СССР и должны немедленно покинуть его, огнем, повредив "МиГ" А. Рыбакова. Наши ударили из авиационных пушек в ответ. И в 7 час. 16 мин. - через 15 мин. после вхождения в советское воздушное пространство - "Б-50" ВВС США рухнул в воду в 8 милях к югу от острова Аскольд, где на глубине примерно 3 тыс. м его обломки покоятся по сей день. Спустя сутки американскому миноносцу удалось спасти одного из членов экипажа самолета - второго пилота лейтенанта Джона Роуга.

Потери советской авиации


         Теряли самолеты в годы "холодной войны" и мы. В этом черном списке их значится 14. Правда, американская сторона, насколько нам известно, признает только два сбитых ими советских самолета. Это бомбардировщик "А-20Ж" "Бостон" (полученный по ленд-лизу от США в 1944 г.), сбитый 4 сентября 1950 г. в районе острова Хайон-дао палубными истребителями с американского авианосца "Воллей Родж" (останки одного из летчиков лейтенанта Мишина, нам вернули в 1956 г.). И безоружный, переделанный в пассажирский "Ил-12", следовавший из Порт-Артура во Владивосток, и уничтоженный истребителями американских ВВС 27 июля 1953 г. - в день окончания войны на Корейском полуострове (на борту находился 21 человек, включая членов экипажа; урны с их прахом 18 декабря 1953 г. были преданы земле в сквере на остановке "Дальзаводская" во Владивостоке).
         Причастность к гибели остальных наших самолетов американцы отрицают, поэтому о их судьбе и по сей день ничего не известно. Назовем некоторые из них. 15 июля 1964 г., отслеживая действия авианосной ударной группы ВМС США в 200 милях к востоку от Японии, пропал наш "Ту-16Р". 25 мая 1968 г. другой "Ту-16Р", выполняя разведполет в районе нахождения американской авианосной ударной группы в Норвежском море, внезапно загорелся и рухнул в воду. Янки обнаружили тела трех пилотов из семи и передали их на советский боевой корабль. 10 января 1978 г. в районе Японских островов сгинул в неизвестности советский самолет "Ту-95РЦ" со всем экипажем...

Ракеты открыли счет...


         Но если периодически нам удавалось-таки сбивать обычные самолеты ВВС США, то "достать" американский "призрак" - новый самолет-разведчик "У-2" фирмы "Локхид" (строились с 1956 г.) с малой отражающей поверхностью и потолком высоты полета 20-25 км - мы не могли ("МиГ-19" выше 17,5 км подняться не мог, не было и таких ракет). А "У-2" тем временем совершенно безнаказанно совершал полеты практически над всей территорией Советского Союза, в т.ч. над Москвой и Ленинградом (оборона которых считалась одной из самых надежных в мире), собирая необходимую развединформацию.
         В рамках секретной разведывательной программы "Моби-дик" спецслужбы США запускали в советское воздушное пространство и специальные высотные баллоны-аэростаты, оснащенные автоматическими фотокамерами и прочей шпионской техникой, которые пилоты как СССР, так и США зачастую принимали за НЛО. В 1957 г. наши зенитчики на Курилах обнаружили такой аэростат и даже открыли огонь, но безрезультатно - цель была на слишком большой высоте.
         Но всему когда-то бывает предел. И мы, наконец, "вдарили". Хотя некоторые наши авиаконструкторы, да и другие ученые мужи, не могли долго поверить, что на такой немыслимой высоте мог часами "висеть" самолет, а посему склонялись к мысли, как и летчики, что это скорее всего НЛО.
         События 1 мая 1960 г. продемонстрировали, что аномальные явления или какая-либо чертовщина в данном случае были ни при чем. В этот день в районе промышленного Свердловска (ныне Екатеринбург), напичканного оборонными предприятиями, объявился на своей недосягаемой высоте самолет-шпион ВВС США "У-2", который пилотировал летчик Френсис Гарри Пауэрс. Наши зенитчики ракетой нового комплекса "С-75", наконец, без особого труда "достали" его. Самолет рухнул на землю. Пилот же, вместо того чтобы покончить с жизнью, как ему было велено по инструкции, предпочел катапультироваться и сдаться на милость победителей. Правда, наши зенитчики тогда завалили и еще один самолет. Свой. По ошибке. Летчика Сафронова посмертно наградили орденом закрытым указом. А вдове погибшего капитана велели не распространяться о том, что случилось с мужем.
         Пауэрса судили и посадили, правда, ненадолго. Вскоре его обменяли на нашего разведчика полковника Рудольфа Абеля (Фишера), схваченного в США еще в 1957 г.
         А спустя два месяца, 1 июля 1960 г., над Балтикой мы сбили еще одного воздушного шпиона - самолет "РВ-47", экипаж которого не захотел подчиниться и сесть на наш аэродром. Один член экипажа при этом погиб, двое других - лейтенанты ВВС США Д. Маккоун и Ф. Олмстед - были захвачены в плен, их впоследствии вернули на родину.
         Так в начале 60-х гг. было закрыто воздушное пространство нашей Родины. Пока его в мае 1987 г. не раскупорил немецкий пилот-любитель 19-летний Матиас Руст, который на День пограничника сел на своей легкомоторной "Сессне" прямо на... Красной площади Москвы. Среди военно-политического руководства СССР был шок. Это было гораздо больше, чем позор...
         Последний случай противостояния в воздухе периода "холодной войны", по нашим данным, произошло в том же 1987 г. 13 сентября. НАТО проводило военно-морские учения по соседству с нашими северными границами. Понятно, что мы следили за ними, они - за нами. Обычное дело в таких случаях. Когда наш истребитель "Су-27" по приказу совершил учебный перехват норвежского патрульного самолета "Р-3" "Орион" и стал вести его над нейтральными водами Баренцева моря, норвежец попытался специальным маневром не только отделаться от советской "Сушки", но и наказать ее пилота. Но он не учел уникальные технические возможности "Су-27" и в итоге "Орион" пострадал сам, задев винтом концовку киля нашего самолета. Винт норвежца посыпался, поразив осколками крыло и фюзеляж "Ориона", который, задымив и дав сигнал бедствия, едва дотянул до своей базы...
         И был дипломатический скандал. Нашего летчика обвинили в "самодеятельности" и примерно наказали в назидание другим - набирала обороты горбачевская эпоха "нового мышления", когда сдавалась одна за другой с таким трудом завоеванные позиции на милость США и резко стали меняться политические приоритеты, в результате чего потенциальный противник стал "партнером".

Вместо эпилога


         Жесткое противостояние "холодной войны", казалось бы, кануло в Лету и стало достоянием истории. Нет уже ни СССР, ни социалистического военного блока "Варшавский договор". Однако, судя по событиям в мире в последние годы, американцам по-прежнему неймется. Провозглашенные же "партнерские" отношения с Россией в полной мере нельзя считать таковыми. Авиация США, как и в былые времена, висит вдоль наших границ, разве что только не вторгаясь в российское пространство, спутники-шпионы и наземные станции слежения бдят "в оба" за русскими "друзьями", а атомные субмарины периодически обнаруживаются у военно-морских баз России на Севере и на Дальнем Востоке: у берегов Камчатки, в заливе Петра Великого в районе острова Аскольд...

http://www.x-libri.ru/elib/smi01211/00000001.htm

 



 

 

 

ЧТО ГОВОРЯТ на ЗАПАДЕ ПРО ЭТОГО «ВЕЛИЧАЙШЕГО ЛИДЕРА»
  12-04-2004

Комментируя эти результаты, заместитель главного редактора газеты Кристиа Фриланд отметила следующие наиболее крупные достижения этого «величайшего лидера Европы последних 25 лет».

«Во-первых, он сыграл ключевую роль в развале Советского Союза, империи,.. самым большим злом минувшего столетия. Михаил Горбачев отчаянно пытался сохранить СССР; Ельцин же способствовал его распаду. Конечно, основным мотивом его действий была борьба с г-ном Горбачевым. Но важен результат...».

Какое красноречивое признание! А ведь наши псевдодемократы все 90-е годы пытались внушить мысль о том, что главным виновником развала СССР являлся М.С Горбачев. Но ведь президентом СССР был Горбачев. Зачем же ему самого себя ликвидировать? А вот для Ельцина он был последней помехой к полному захвату власти. И ради этого узкого, личного интереса, как это ни чудовищно, Ельцин пошел на разрушение страны. Вина Горбачева в том, что Ельцин сразу же не был привлечен к уголовной ответственности за данное деяние (согласно ст. 64 УК РСФСР, подрыв территориальной целостности СССР квалифицировался как тягчайшее государственное преступление — измена Родине, с высшей мерой наказания).

«Вторым, вытекающим из первого, достижением Ельцина можно считать ослабление влияния Компартии и ее дискредитацию как политической силы в постсоветской России. Важность этой заслуги трудно переоценить».

И далее г-жа Фриланд с удивлением добавляет: «Примечательно, что ему удалось это осуществить, не спровоцировав гражданскую войну». Да, действительно, если после победы Советской власти против нее сразу же был развязан белый террор, а затем и Гражданская война, то 20 миллионов коммунистов (точнее, не коммунисты, а лишь члены КПСС) сдали свою партию не то что без единого выстрела, а даже без малейшей попытки к сопротивлению. То, что на Родине Ленина, в первой стране социализма, антикоммунизм станет государственной идеологией — это не могло присниться даже самым махровым буржуазным антикоммунистам.

«Третья, подкрепляющая вторую, заслуга Ельцина заключается в массовой передаче государственной собственности в руки частных владельцев. В 1991 году частный сектор в российской экономике составлял 8 процентов. К 2003 году этот показатель вырос до 81 процента. Это была самая смелая и быстрая программа приватизации в истории подобных «реформ». Понятно, конечно, что она большей частью была коррумпирована и несправедлива. Но дело сделано...».

От себя лишь добавим, что в результате этой «прихватизации» 1 процент стали богатыми, 5—10 процентов — более-менее обеспечанными, а остальные 90 процентов — нищими — вот реальность нынешнего «народного капитализма».

Вот за какие заслуги Ельцин стал другом Буша, Клинтона, Колля и т.д. Как говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Комментарии излишне...

Геннадий ПОПКОВ.

http://www.rednews.ru/article.phtml?y=2004&m=04&id=3848

 

 

ВОЙНА, КОТОРАЯ НЕ СОСТОЯЛАСЬ

(сокращено)

Михаил ДУБИНЯНСКИЙ

Известный поэт и сатирик начала ХХ века Дон-Аминадо (к слову, уроженец Украины) как-то заметил: «Чтобы прослыть ясновидцем, предсказывай будущее на сто лет вперед. Чтобы прослыть глупцом, предсказывай его на завтра». Игнорируя этот мудрый совет, эксперты-политологи продолжают упорно составлять всевозможные краткосрочные прогнозы. И почему-то большая часть научно обоснованных предсказаний столь же упорно не сбывается.

Впрочем, имеют место и особые случаи. Авторы очередного громкого прогноза вроде бы попадают пальцем в небо. Однако проходит несколько десятков лет, и забытое пророчество неожиданно оказывается не таким уж глупым…

Сенсационный номер



На переднем плане — солдат американской военной полиции. Мужественное лицо, грозного вида винтовка в руках, белоснежная каска с эмблемами США и ООН. На заднем плане — карта Советского Союза, снабженная недвусмысленной надписью: «оккупировано». И в довершение заголовок: «Предварительный обзор войны, которой мы не хотим. Поражение и оккупация России, 1952—1960».

Так выглядела обложка популярного американского журнала «Кольерс» за 27 октября 1951 г. Его специальный номер был посвящен изложению наиболее вероятного сценария будущей мировой войны. На 132 страницах красочного глянцевого издания разместились статьи и очерки, рассказы и рисунки, карикатуры и фотомонтажи. Спецвыпуск имел форму документального репортажа из 1960 года — война якобы уже состоялась, и победивший Запад интенсивно прививает побежденным русским свои ценности…

Над составлением футурологического «Кольерса» в течение 10 месяцев трудился уникальный авторский коллектив. Кого там только не было! Известный историк и политолог Роберт Шервуд, писатели с мировым именем Артур Кестлер и Джон Бойнтон Пристли, крупный экономист Стюарт Чейз, профсоюзный босс Уолтер Рейтер, военный эксперт Хенсон Болдуин, ряд признанных асов американской журналистики. Возглавляла звездную команду сенатор от штата Мэн Маргарет Чейз Смит.

«Кольерс» делал акцент на сугубо аналитическом характере своего прогноза, открещиваясь от модной тогда беллетристики на тему ядерной войны. В редакционной статье, открывавшей спецвыпуск журнала, подчеркивалось: «Это описание — не плод легкомысленной фантазии или поспешных предположений. В задачи авторов не входило создание шедевра развлекательной литературы. Наш замысел — трезвый взгляд в будущее».

Разумеется, «трезвый взгляд» сенатора Смит и Ко имел явную пропагандистскую подоплеку. Да иначе и быть не могло в далеком 1951-м, когда «холодная война» вовсю набирала обороты. Известно, что спецномер журнала «Кольерс» увидел свет с благословения Госдепартамента США и Пентагона. Детальное описание будущего разгрома СССР было призвано напугать Сталина и заставить его пойти на уступки. В редакционной статье «Кольерса» говорилось буквально следующее: «Советское правительство должно изменить свои взгляды и политику. Если этого не произойдет, то, несомненно, настанет день, когда это правительство исчезнет с лица Земли. Кремль должен принять решение. И если советские руководители не изменятся, им следует понять, что свободный мир будет бороться. Будет бороться и победит». Мол, знай наших, Дядя Джо!

Предсказания «Кольерса» произвели на Западе форменную сенсацию. В зарубежной печати разгорелась ожесточенная полемика. Одни оценивали спецвыпуск довольно высоко; другие называли его провокацией. А журнал «Нейшен» охарактеризовал кольерсовский прогноз как «почти официальный американский план третьей мировой войны».

Пресса Страны Советов тоже отреагировала достаточно бурно. Именитые советские публицисты, от Заславского до Эренбурга, награждали «Кольерс» весьма нелестными эпитетами. Самая мягкая оценка скандального спецномера звучала примерно так: «бредовые фантазии незадачливых американских мальбруков».

С тех пор минуло более пятидесяти лет. Благополучно завершилась «холодная война». Угроза ядерного конфликта между СССР и США осталась в прошлом. Но, пожалуй, и теперь нам будет небезынтересно узнать — а как же «они» себе это представляли?

1952—1955: альтернативная история

10 мая 1952 г. советские агенты предприняли покушение на жизнь югославского лидера маршала Тито. В тот же день в Югославию вторглись войска СССР, Венгрии, Болгарии и Румынии.

Единодушный протест Запада против оккупации суверенной страны был использован Москвой для разжигания глобального военного конфликта. Сталин двинул танки на Западную Европу и нефтедобывающие районы Ближнего Востока. С помощью американских коммунистов советские спецслужбы развернули активную диверсионную деятельность в США.

В ответ Соединенные Штаты, поддержанные большинством членов ООН, решили прибегнуть к ядерному оружию. 14 мая 1952 г. с аэродромов Англии, Франции, Италии, Аляски и Японии поднялись стратегические бомбардировщики Б-36. Они сбросили на Советский Союз первые атомные бомбы. Как утверждало американское командование, удары наносились «исключительно по военным целям».

Бомбардировки советской территории продолжались в течение трех месяцев и 16 дней. Американский ядерный арсенал значительно сократился. Однако ущерба, нанесенного военно-промышленной инфраструктуре СССР, оказалось недостаточно, чтобы остановить Москву.

Советские войска высадились на Аляске, развили наступление в Западной Европе и на Ближнем Востоке. Параллельно СССР нанес атомные удары по глубоким тылам противника. Советские бомбардировщики Ту-4 атаковали Лондон, Нью-Йорк, Детройт, ядерный центр в Ханфорде (шт. Вашингтон). Причем горючего «сталинским соколам» хватало лишь на то, чтобы долететь до цели…

Хотя атомный потенциал СССР намного уступал западному, результаты советских бомбардировок были ужасающими. Гражданская оборона в США оказалась совершенно неэффективной, что привело к бесчисленным человеческим жертвам. Несколько лучше обстояло дело в британской столице. Лондонцам помог опыт, приобретенный во время налетов Люфтваффе в предыдущую войну.

Францию, Италию и другие страны континентальной Европы советская авиация не бомбила. Кремль рассчитывал в скором времени занять их и привести к власти местных коммунистов. Осенью 1952 г. именно европейский театр военных действий приковал к себе всеобщее внимание. Пытаясь сдержать вражеский натиск, США и их союзники сделали ставку на тактическое ядерное оружие. Атомная артиллерия Запада причинила противнику серьезный урон. К началу 1953 г. наступление Советской Армии в Европе было остановлено.

Потерпев неудачу на европейском фронте, Советы предприняли еще одну ядерную атаку против Соединенных Штатов. Черным днем Америки стало 10 мая 1953 г., когда атомная бомба поразила Вашингтон. Одновременно советские субмарины нанесли ракетные удары по городам восточного побережья США.

В порядке возмездия американское командование решило подвергнуть атомной бомбардировке столицу СССР. Вражеская авиация заблаговременно раскидала над Москвой предупредительные листовки. Однако власти с помощью внутренних войск пресекли массовое бегство мирных жителей из города.

В полночь 22 июня 1953 г. американская атомная бомба была сброшена на Москву. Как отмечалось в рапорте, составленном командиром бомбардировщика, смертоносная вспышка осветила ночное небо подобно «гигантской паяльной лампе». Весь центр города, включая Кремль, Красную площадь и собор Василия Блаженного, был уничтожен.

Бомбардировка Москвы имела главным образом морально-психологический эффект. В военном отношении куда более результативной оказалась высадка американского спецназа на Урале. Понеся огромные потери, «коммандос» тем не менее смогли выполнить свою миссию — вывести из строя важнейшие ядерные объекты Советов.

К 1954 г. советская военная мощь была подорвана. Запад окончательно захватил стратегическую инициативу в свои руки. Войска США и их союзников перешли в наступление по всем фронтам.

На фоне тяжелых поражений советского оружия в СССР произошел государственный переворот. Сталин был отстранен от власти; его место занял глава МВД Лаврентий Берия. Но уже ничто не могло спасти обреченную коммунистическую диктатуру. Западные армии успешно продвигались вперед. Тысячи русских эмигрантов, забрасывавшихся в СССР на парашютах, проводили акты саботажа и диверсий. Массовые волнения вспыхнули в ГУЛАГе. Наибольший размах имело восстание на Колыме, приведшее к провозглашению единственной в своем роде Автономной Республики Зэков.

В 1955 г. боевые действия завершились. Советский Союз был разбит. Режим Берии пал. Западные войска оккупировали территорию СССР и его сателлитов. Штаб оккупационных сил разместился в Москве.

Наконец — свобода

Такое заглавие носит статья о жизни послевоенной России, написанная для «Кольерса» знаменитым английским писателем Артуром Кестлером. Подобных материалов в спецвыпуске более десятка; их названия говорят сами за себя: «Из руин — новая Россия», «Свободные люди за работой», «Мы снова молимся Богу», «Свободные мысли, свободные слова» и т. п. И если о событиях третьей мировой войны журнал рассказывает постфактум, то оптимистические репортажи из оккупированной Москвы даны в режиме реального времени.

Согласно «Кольерсу», мирным обустройством территории бывшего СССР занимаются ООН и американское оккупационное командование. Под их эгидой в Москве сформировано временное русское правительство из эмигрантов и диссидентов. В Украине и странах Балтии, получивших независимость от «старшего брата», созданы собственные национальные правительства.

Коммунистическая идеология, державшаяся исключительно на терроре, ушла в небытие. Образуется широкий спектр политических партий — от социал-демократов до монархистов. Но к свободным выборам русские, запуганные Сталиным и Берией, оказываются совершенно не готовы. Большинство избирателей ждет указки сверху — за кого и за что проголосовать. «Должно смениться как минимум одно поколение, чтобы эти роботы вновь стали людьми», — грустно констатирует «Кольерс».

Для ускорения процесса практикуется посылка русских детей в США. Счастливчиков определяет специальная лотерея, пользующаяся бешеной популярностью в народе. За океаном молодая поросль может в течение целого года усваивать демократические ценности. Ну а взрослому населению помогают приобщаться к демократии портативные радиоприемники. Эти аппараты имеют фиксированную настройку на «Голос Америки» и раздаются оккупационными властями бесплатно.

Полным ходом идет реконструкция промышленности и сельского хозяйства. Часть фабрик и заводов куплена или арендована иностранными компаниями. Остальные пока что находятся под управлением правительства. Их приватизация отложена до того времени, когда сформируется «класс русских предпринимателей». Ненавистные колхозы распущены; создаются фермерские хозяйства по американскому образцу.

Восстановлены научные и культурные контакты с Западом. Тамошняя интеллектуальная элита проявляет большой интерес к освобожденной России. Так, нобелевский лауреат 1948 г. Томас Элиот читает в Москве курс лекций «Дух современной американской и британской литератур». Русские писатели, выбросившие соцреализм на мусорную свалку истории, внимательно слушают советы английского культуртрегера.

Пока Шолохов с Фадеевым учатся сочинять романы a la Генри Миллер, наиболее продвинутые россияне зачитываются книгами иностранных авторов — благо теперь они общедоступны. Не меньшим спросом пользуется и западная пресса. Русскоязычную версию «Кольерса» можно купить в любом газетном киоске.

Местная печать также старается следовать духу времени. На смену бодрым передовицам об успехах криворожских металлургов и узбекских хлопководов приходят более актуальные материалы. Скажем, крупная московская газета печатает на первой полосе мемуары американской актрисы Дженни Джеймс «Как я любила и разлюбила в Сараваке».

Заграничное влияние не обошло стороной и сферу искусств. В московских кинотеатрах с большим успехом идут голливудские фильмы. А бывший театр Советской Армии, ныне театр Нового Света, ставит знаменитый бродвейский мюзикл 50-х годов «Парни и куколки».

Кстати, о куколках. Русские женщины, обреченные на каторжный труд при коммунистах, теперь познают соблазны западной жизни. Апогеем женского раскрепощения становится грандиозный показ мод на одном из уцелевших столичных стадионов. Захватывающее шоу смотрят одновременно 50 тысяч москвичек. Конечно, их собственные наряды мало напоминают платья от Диора, но бравых американцев это обстоятельство не смущает. Солдаты и офицеры оккупационных войск в массовом порядке женятся на русских красавицах…

В общем, налицо традиционный американский хеппи-энд. Пускай и с небольшим радиоактивным душком.

http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/470/43967/

 

ТЁМНАЯ СТОРОНА АМЕРИКИ

 

Положение этой страницы на сайте: начало > развал СССР 

 

страна люди 11 сентября 2001 интервенции развал СССР США и Россия фотогалереи
  "культура" Запада библиотека ссылки карта сайта гостевая книга

 

Начало сайта