Уход России из Севастополя - главное условие вступления Украины в НАТО

Виктор Мясников

02.08.2004

"На уровне государства принято решение о строительстве пункта базирования Черноморского флота в Новороссийске", - это заявил министр обороны РФ Сергей Иванов на праздновании дня Военно-Морского флота в Севастополе. По его словам, на обустройство базы уже выделено несколько сот миллионов рублей. При этом министр отметил, что "речь не идет о том, что мы собираемся нашу главную военно-морскую базу Черноморского флота в Севастополе выводить в Новороссийск". Строительство должно быть закончено в 2010 году и обойдется по предварительным оценкам в 2-3 млрд. рублей. Эту цифру озвучил командующий Черноморским флотом вице-адмирал Владимир Масорин.

Трудно поверить в откровенность заявлений Сергея Иванова о возможности сохранения Севастополя как базы ЧФ. Скорее речь идет о прямо противоположном. В 2017 году заканчивается аренда Севастопольской базы и Черноморский флот вынужден будет ее покинуть. Киев неоднократно заявлял о своем стремлении вступить в НАТО, и вряд ли российские дипломатические усилия смогут свернуть его с этого пути. Для вступления в альянс Украине необходимо избавиться от присутствия российских вооруженных сил - так называемых "иностранных военных баз". А это не только три пункта базирования Черноморского флота - Севастополь, Феодосия и Николаев, но и четыре аэродрома с базой береговых войск. Кроме того, Украина претендует на передачу ей пунктов навигационно-гидрографического обеспечения - маяков, станций слежения и тому подобного, в первую очередь дислоцированных на Азове, таким образом полностью прибрав к рукам обеспечение безопасности навигации. Хотя на днях из Военной доктрины Украины исключено направление на вступление в НАТО, курс на сближение Киева с альянсом остался. Этот процесс только чуть замедлился.

В разговоре с корреспондентом "НВО" адмирал Эдуард Балтин, командовавший российским Черноморским флотом в 1993-1996 гг., сказал: "Знаете, в чем отличие психологии сухопутных войск и флота? Во время широкомасштабных боевых действий сухопутчики могут потерять город, зная, что потом возьмут его обратно. А для флота потерять базу - это потерять фундамент. Поэтому Севастополь всегда отстаивали до последнего - и в 1853 году, и в Великую Отечественную.

Дело не в кораблях. Инфраструктура флота создается десятилетиями, даже веками", - продолжил адмирал Балтин. - "На Черноморском флоте была лучшая флотская разведка, гидрографическое обеспечение, тыловое и специальное обеспечение, судоремонтные мощности и многое другое. Они утрачены...

В Новороссийске по физико-географическим условиям нет места для базы. И не будет. Черноморский флот необходим, чтобы Россия не утратила свое влияние в регионе. Я еще Черномырдину предлагал проект строительства базы в районе Соленых озер между Анапой и Керченским заливом. Но его даже не рассматривали - Ельцину ничего не надо было", - сказал в заключение Эдуард Балтин.

В Севастополе находится вся группировка крупных надводных кораблей Черноморского флота: крейсер "Слава" (вступил в строй в 1976 г.); большие противолодочные корабли "Керчь" (1971), "Очаков" (1969); 3 сторожевых корабля (1975 -1979); дизельные подводные лодки Б-380 (1980), Б-871 (1989); бригада из 8 десантных кораблей и еще несколько десятков кораблей и судов обеспечения, включая разведывательные, штабные, танкера, буксиры...

Такого каскада закрытых бухт, как в Севастополе, где мог бы разместиться весь состав надводных судов Черноморского флота, на российском участке побережья Черного моря нет. Флот пришлось бы "размазать" на пространстве от Тамани до Новороссийска, при этом крупным боевым кораблям разместиться абсолютно негде. В том же Новороссийске флот располагает всего двумя причалами, но в штормовую погоду корабли приходится выводить в открытое море, чтобы их не разбило волнами о причальную стенку. Молы и волнорезы Новороссийского порта защитить их не могут.

Есть в Новороссийске еще одна серьезная опасность - бора. Это ледяной ветер ураганной силы, дующий иногда сутками напролет. В декабре 2002 года гидрографический катер и вспомогательное судно "Арктика", вовремя не ушедшие в море, обледенели под потоками боры и пошли ко дну.

Большинство кораблей, дислоцированных в Севастополе, уже отслужило минимум по 20-30 лет. К 2017 году они пойдут не в Новороссийск, а на списание, как выработавшие ресурс. Черноморского флота как такового не будет, если его не пополнять. И уже сейчас надо ставить вопрос: каким должен быть флот в 2020-2030 годах? Черное море к тому времени превратится во внутренний водоем НАТО, простреливаемый насквозь по всем направлениям.

Уже сейчас корабельный состав ВМС Турции включает 121 корабль основных классов (17 подводных лодок, 5 эскадренных миноносцев, 5 фрегатов УРО, 11 фрегатов, 5 сторожевых кораблей, 43 десантных корабля, 7 минных заградителей, 26 тральщиков, 1 патрульный корабль), 83 боевых катера (18 ракетных, 1 артиллерийский, 3 торпедных, 21 сторожевой, 33 десантных, 7 тральщиков) и 101 вспомогательное судно. Это пока меньше всего российского военного флота (на 2003 г. - 297 кораблей, подводных лодок и катеров), но ВМС РФ постоянно сокращаются, а турецкие - наращиваются. По боевым возможностям Черноморский флот уже в 2-3 раза уступает турецкому.

Близкая потеря Севастополя буквально принуждает срочно вырабатывать новую военно-морскую стратегию и концепцию создания принципиально нового Черноморского флота. Очевидно, это будет флот ближней морской зоны, основу которого составят высокоскоростные суда, вооруженные высокоточным оружием и дизельные подводные лодки со сверхзвуковыми ракетами-торпедами, действующие совместно с авиацией и частями береговой обороны.

Главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов заявил в интервью РИА "Новости", что взят курс на строительство многоцелевых кораблей ближней морской зоны. Нынешнюю группировку крупных надводных кораблей Черноморского флота постараются сохранить до 2015-2020 гг. Главком отметил, что научные организации работают над определением облика многоцелевого эсминца - корабля океанской зоны, затем будет проектирование, строительство головного корабля, будет решаться вопрос о серийном производстве. По его словам, на это уйдет 10 лет, как раз "начнут заканчиваться сроки службы" больших противолодочных кораблей, эсминцев и крейсеров.

Но это относится ко всем флотам, и Черноморский флот вряд ли окажется первым получателем новых кораблей. Однако теоретическое обоснование под превращение Черноморского флота в флотилию малотоннажных кораблей уже есть. Вот какими видит адмирал Куроедов будущие ВМС России: "Качественная составляющая флотов основных морских государств характеризуется отказом от ориентации крупных военных флотов на участие в глобальной ракетно-ядерной войне и их приоритетном развитии в интересах ведения локальных или обычных масштабных войн, как правило, на блоковой основе. При этом все отчетливее проявляется тенденция в перенацеливании ударных сил флота с морских на наземные цели". В общем, для локальных войн достаточно и катеров. Кто бы это еще объяснил туркам и американцам!

Черноморский флот погибал трижды. Его топили сами моряки по приказу сверху в октябре 1854 и июне 1918 годов. Но базы сохраняли. В третий раз флот гибнет на наших глазах. Но сейчас разрушается уже сам фундамент.
http://www.iraqwar.mirror-world.ru/tiki-read_article.php?articleId=17486