Генштабу предлагают разместить в Калининградской области тактическое ядерное оружие

Кольцо иностранных военных баз все плотнее сжимается вокруг нашей страны, угроза нападения все вероятнее! Такого рода утверждения, не звучавшие со времен СССР, сегодня все чаще можно слышать в России.

Так называемые «ястребы» рассматривают три глобальных направления угроз: сегодня это — мусульманский мир, в отдаленном будущем — Китай, а вот уже завтра — Запад. Угроза экстремистов из стран мусульманского мира общепризнана. Международный терроризм, с которым ведет войну антитеррористическая коалиция (в том числе и Россия), — это терроризм мусульманский. Китайская экспансия нарастает ( Россия ощущает это на Дальнем Востоке), но к ней еще можно успеть подготовиться. Зато расширение НАТО стало политической реальностью, причем в рамках Североатлантического альянса идет масштабная перегруппировка войск. И этот мощнейший военный потенциал приближается к границам России.

Переселение военных народов

Расширение НАТО, имеющего 4 млн человек под ружьем, на восток продолжается, и предела этому процессу пока не видно. В Прибалтике уже дислоцируются самолеты ПВО НАТО и радары, просматривающие территорию России на 400 км от границы. Патрулирование воздушного пространства над странами Прибалтики подтверждает, что расширение Альянса направлено против России, считает руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов. Альянс намерен вложить в реконструкцию аэродрома Зокняй, где базируется первая порция авиации НАТО, около 6 млн евро.

Специалисты не исключают появление военных баз Альянса в Балтии, тем более что страны-неофиты не ратифицировали Договор об ограничении обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ). Ракета же от берегов Балтики до Москвы летит несколько минут.

Сегодня введен в действие план глобальной реструктуризации американского военного присутствия за рубежом. В соответствии с ним США намерены почти вдвое сократить свое 74-тысячное войско в Германии, зато одновременно развернуть новые небольшие базы в Румынии и Болгарии. Часть войск (возможно, авиакрыло из 72 самолетов F-16) будет переброшена на базу Инджирлик в Турции, часть — в Центральную Азию, то есть под бок России. Инфраструктура американских баз в Германии сохраняется: 30 объектов в двух десятках военных городков армии США охраняют около полутора тысяч немецких военнослужащих.

15 июня был закрыт командный пункт «Джойнт комманд саут» в итальянском городе Верона, просуществовавший 53 года. В связи с тем что в Альянс вступают все новые члены, вместо штаба в Вероне будут создаваться оперативные штабы «по необходимости в местах проведения конкретных военных операций». В свою очередь ВМС США планируют перевести штабные структуры из Великобритании в Италию, что тоже вполне вписывается в глобальное движение военной силы в восточном направлении.

Европа потихоньку лепит собственные военные структуры в рамках Евросоюза. Во второй половине этого года ЕС начнет создавать боевые тактические группы для проведения «операций кризисного урегулирования в любых регионах мира». К 2007 году таких групп будет семь-восемь — по полторы тысячи человек каждая, оснащенных всем необходимым для ведения самостоятельных действий сроком до четырех месяцев.

НАТО, вяло откликаясь, спускает на тормозах предложения России о постоянном мониторинге военного присутствия войск в Прибалтике, ликвидации «серых зон», создании новой системы европейской безопасности, строительстве европейской ПРО театра военных действий (ТВД). Предложения Минобороны России по сотрудничеству с объединенной Европой в военной области были по дипломатическим каналам переданы представителям Евросоюза еще в 2002 году, но ответ так и не получен.

На Дальнем Востоке США собираются перебросить часть морских пехотинцев с артвооружением с японского острова Окинава на ближайший к России остров Хоккайдо. Планируемое сокращение военного присутствия США в Южной Корее (из 37 тыс. человек будет выведено 12 тыс.) по большому счету мало что значит.

Американцы не оставляют и глобальных военных проектов: активно строят национальную систему противоракетной обороны (ПРО), сняли запрет на изготовление ядерных мини-зарядов. Раньше такие заряды называли «ранцевыми», а полковник ГРУ Олег Пеньковский еще в 1962 году предлагал американцам и англичанам рассовать такие ранцы в мусорные урны возле ключевых зданий столицы и взорвать их во «время «Ч». Недавно стало известно о намерении Пентагона развернуть к 2010 году и в ВВС, и в ВМФ беспилотную боевую авиацию. Западная Европа собирается посягнуть на подобную акцию не раньше 2020 года. Джордж Буш активно проталкивает амбициозный план возобновления полетов на Луну и подготовки к путешествию на Марс. В этом документе достаточно военных элементов.

Окружают!

Министр обороны Сергей Иванов не раз говорил, что не может себе представить ситуацию, которая потребовала бы постоянного присутствия американских войск в странах СНГ для их защиты — мол, Организация Договора о коллективной безопасности, куда входят шесть государств Содружества, сама может себя защитить. Однако американцы свои базы в Киргизии, Узбекистане и Таджикистане ликвидировать не собираются, как бы ни сложилась ситуация в Афганистане, ради укрощения которой США и появились в Центральной Азии. Напротив, американцы собираются сохранить форпосты в качестве тренировочных баз или плацдармов для быстрого использования в чрезвычайных ситуациях в регионе. О каких ситуациях идет речь, можно только догадываться. Суть натовской модернизации и новой стратегии размещения американских войск по периметру границ СНГ и внутри этого периметра сегодня не секрет — это создание инфраструктуры для дислокации мобильных экспедиционных сил.

На базе сил антитеррористической коалиции в бишкекском аэропорту Манас именно в эти дни палатки заменяются на сборно-щитовые металлические конструкции. Здесь уже построено добротное штабное здание, возводится столовая для летчиков. Реконструкция обойдется примерно в 60 млн долл. То есть и здесь обосновываются американцы всерьез и надолго. Не обращая внимания на российскую базу менее чем в ста километрах. Вашингтон постепенно склоняет на свою сторону и Астану: поставками военной техники — бронированных машин, вертолетов, автомобилей, 35 млн долл. выделил на перевооружение военно-морских сил на Каспии, 1,5 млн долл. — на подготовку казахских офицеров, которые имеют возможность учиться в России едва ли не бесплатно. Однако ласковое дитя двух маток сосет.

Вооруженные силы Грузии вообще нацелены на интеграцию в НАТО, а официальные лица страны говорят об оправданности американского военного присутствия на ее территории, в то же время вытесняя базы российские. Посол США в Грузии г-н Майлз прямо заявил, что американское военное присутствие сохранится здесь навсегда. Прибалты приезжают в Украину, чтобы поделиться опытом интеграции в военно-политический блок и «обретения членства». Подписано соглашение о быстром доступе войск НАТО на украинскую территорию.

Наш асимметричный ответ

Все это российское военное начальство вынуждено проглатывать, кисло улыбаясь и раздавая направо и налево сентенции по поводу проявлений сдержанности и собственного спокойно-негативного отношения к разного рода расширениям и перемещениям. Чем же Россия может ответить в случае радикального обострения обстановки? Не будем заблуждаться на счет миллионной численности Российской армии. В Сухопутных войсках всего две общевойсковые армии, имеющие штат военного времени, несколько дивизий и бригад постоянной готовности. Доходит до комичного: Ленинградским военным округом командует генерал армии, в округе всего-то бригада морской пехоты на границе с Норвегией да дивизия в Каменке, неподалеку от Санкт-Петербурга. Не лучше и во внутренних округах. Серьезно рассчитывать на призыв резервистов вряд ли приходится — мобилизационная система страны подорвана, усилий для ее восстановления прилагается немного. На флоте один российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» против девяти аналогичных авианосцев США. Для ведения боевых действий на Северном Кавказе из более чем миллионной армии едва набрали 80-тысячную группировку, сотканную из разношерстных «сводных» подразделений. Для более серьезных дел остаются лишь Ракетные войска стратегического назначения (РВСН).

Москва вынуждена переосмысливать свою стратегию. Все чаще высокопоставленные российские офицеры говорят о необходимости асимметричного ответа на военные усилия Запада. Все чаще звучат предсказания «Кассандр в погонах» о возобновлении на новом качественном уровне гонки вооружений, которая будет отличаться от предыдущей обилием высоких технологий. В докладе российской Коллегии военных экспертов президенту России перспективы рисуются и вовсе мрачные: «Ближайшая стратегическая задача США — создание условий беспрепятственного наращивания собственной военной и экономической мощи, обеспечивающей возможность глобального силового воздействия по противнику уровня «разобщенного ислама»; подготовка общественного мнения планеты к допустимости и правовой необходимости неограниченного применения «атлантической» силы «во имя интересов мира и человечества»; совершенствование геополитических и военных технологий войны, а также инфраструктуры глобальных агрессий и безопасности собственных территорий. Ориентировочные сроки — 2010--2015 годы. Дальнейшая стратегическая задача — разгром России как главного геополитического противника с «миротворческих» плацдармов и баз, созданных на территории сопредельных государств, овладение ее ресурсами и недопущение к ним всего остального мира (прежде всего Китая); практическая подготовка глобальной и аэрокосмической инфраструктуры для войны по уничтожению Китая. Ориентировочные сроки — 2025--2030 годы».

В этих весьма непростых условиях все чаще выдвигается идея размещения тактического ядерного оружия (ТЯО) в Калининградской области. К такому оружию относят боеголовки тактических ракет наземного базирования, зенитных, морских противокорабельных и противолодочных ракет, ракет против наземных целей, а также артиллерийские снаряды, ядерные фугасы, авиабомбы и ракеты «воздух-земля». Чем же таким располагает Россия в сфере ТЯО, что в случае принятия политического решения военные смогут двинуть на крайний запад? Арсенал России, по разным данным, составляет от 3500 до 4000 боезарядов, среди которых примерно 1200 боеголовок для зенитных ракет и 1500 боеприпасов различных типов. Международные соглашения и договоры последних лет в области ядерного оружия касаются главным образом боеголовок межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования. То есть того, что специалисты образно называют ядерным щитом. ТЯО же часто остается в тени.

Тактическое ядерное оружие явилось, по сути, ответом НАТО на превосходство Организации Варшавского договора в обычных вооружениях: с появлением ТЯО неустойчивая ситуация в обычных вооружениях сменилась ядерным равновесием. Сегодня роль ТЯО кажется не столь значительной. Если по российско-американскому Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов «большие» ядерные арсеналы каждой из сторон сократятся к 2012 году почти на две трети и достигнут 1700--2200 боевых блоков, то о сокращении ТЯО речи вообще не идет. Однако при снижении уровней стратегических вооружений доля тактических ядерных значительно возрастает, и часть задач может быть передана этому виду оружия.

Последний аргумент генералов

На Второй московской международной конференции по нераспространению в сентябре прошлого года бывший начальник 12-го главного управления Минобороны России, отвечающего за хранение ядерных боеприпасов, генерал-полковник Евгений Маслин высказался за то, чтобы не торопиться с сокращением ТЯО, к чему призывают некоторые политики. Свою позицию генерал аргументировал тем, что сегодня Россия не имеет достойных обычных средств вооружения и не располагает достаточным количеством высокоточного оружия. Кроме того, считает г-н Маслин, ТЯО может выполнять функции сдерживания, например, в отношении Китая, с которым Россия имеет 4,5-тысячекилометровую границу. Тем более что 7 млн китайцев уже в Сибири.

И если к мнению бывшего высокопоставленного военного можно относиться как к позиции частного лица, то первый заместитель начальника российского Генерального штаба генерал-полковник Юрий Балуевский выражает официальную точку зрения. Она такова: поскольку в новой военной доктрине США прямо говорится о возможности применения на поле боя ядерных боеприпасов малой мощности, Россия не будет выводить из арсенала своих вооруженных сил тактическое ядерное оружие. Генерал Балуевский считает, что размещение в Европе нескольких сотен американских ядерных бомб было оправданно, когда существовал Варшавский договор и в Восточной Германии были развернуты огромные военные силы, сейчас же в этом нет необходимости. Российское ТЯО, по мнению г-на Балуевского, не представляет угрозы для США, однако американское тактическое ядерное оружие, размещенное в Европе, приобретает для России характер стратегического. Теоретически оно вполне может быть применено по российским пунктам управления, командным и стратегическим ядерным центрам. Исходя из этого, российские военные в рамках бюджета 2004 года получили возможность качественно совершенствовать и развивать все три компонента ядерного щита — стратегические ядерные силы, оперативно-тактическое и тактическое ядерное оружие.

Ядерный соблазн

С другой стороны, в мире нарастают опасения, что тактическое ядерное оружие может попасть в руки террористов. Арабская газета «Аль-Хаят» опубликовала информацию о том, что международная террористическая организация «Аль-Каида» еще в 1998 году якобы приобрела через украинских ученых ТЯО. И хотя подобного рода сведения часто бездоказательны, тревога растет. Поэтому Россия уже заявила, что оставляет за собой право корректировать свою ядерную стратегию. Что касается тактического ядерного оружия вообще, то Россия неоднократно заявляла о готовности разговаривать на эту тему при условии, что все государства, обладающие таким оружием, будут хранить его на своей территории, но не за ее границами.

Соединенные Штаты недавно завили о готовности защищать Южную Корею от любых возможных атак со стороны КНДР и использовать для этого, если необходимо, ядерное оружие. Гарантии того, что Республика Корея находится под «ядерным зонтиком» США, были даны министром обороны Дональдом Рамсфелдом, несмотря на то что США убрали свое тактическое ядерное оружие с Корейского полуострова в начале 90-х годов. В ответ на это Пхеньян заявил, что намерен получить современные вооружения, которые смогут нейтрализовать попытки США использовать против КНДР тактическое ядерное оружие. Правда, северокорейцы не уточняют, как они собираются это сделать. Острота ситуации, однако, не спадает.

Сегодня известно, что США готовы были применить ТЯО в Ираке, но не сделали этого, поскольку не возникло необходимости: своих целей в этой арабской стране американцы были в состоянии добиться, как они полагали тогда, без применения тактического ядерного оружия. США располагают современными авиационными средствами поражения, включая сверхтяжелые бомбы, которые по своей разрушительной силе равнозначны ТЯО, при этом отсутствует радиоактивное заражение местности и атмосферы. Кроме того, у США достаточно высокоточного оружия, чтобы отказаться от применения ТЯО или так называемых ядерных мини-бомб. Американские военные также опасались, что возможное применение оружия массового уничтожения при тех бурях и резких изменениях ветра, которые наблюдаются в Ираке, может быть направлено не на противника, а на того, кто это оружие использует. Но, по утверждению людей, близких к российской военной разведке, тактическое ядерное оружие в некоторых воинских формированиях США, вступивших в Ирак, было, и они готовы были применить его в критической ситуации.

Соблазн иметь ТЯО в своих арсеналах велик. После возникновения российско-украинского конфликта вокруг острова Тузла некоторые украинские парламентарии предложили создать на Украине тактическое ядерное оружие как фактор сдерживания. И хотя президент Украины Леонид Кучма дал понять, что возврата к ядерному статусу страны не будет, планы заиметь ТЯО подспудно витают и на Украине. При этом как-то уходят на второй план утверждения специалистов о том, что ни один ядерный боезаряд нельзя взорвать таким образом, чтобы радионуклиды остались под землей, что выход радиации будет обязательно даже при взрывах, заглубленных на 30--50 метров. Причем заглубленные взрывы могут вызвать подвижки земной коры, то есть элементарные землетрясения.

Никаких гарантий

Тактическое ядерное оружие приобретает все большее значение по мере того, как сокращаются стратегические вооружения. Снижение порога применения ядерного оружия вызывает искушение применить его на региональном уровне. Ни Россия, ни страны НАТО не исключают возможность использования ТЯО в ответ на применение обычных, химических и биологических вооружений. Страны Альянса обеспокоены российским ТЯО, тем более что его количество точно неизвестно. В свою очередь тактическое ядерное оружие НАТО, имея в виду расширение Альянса, воспринимается Россией как ключевая угроза ее безопасности. Однако сокращение ТЯО Россией и США предусмотрено лишь инициативами далекого 1991 года, к тому же не являющимися юридически обязательными и не предусматривающими мер верификации. Стороны в любой момент могут отказаться от добровольных самоограничений. Поэтому не раз высказывались предложения включить проблему ТЯО в договор СНВ-3. Проблема сокращения ТЯО обсуждалась и в рамках Совета Россия--НАТО с участием и неядерных государств. Но все остается по-прежнему.

С окончанием «холодной войны» США сократили свое тактическое ядерное оружие в Европе с 7000 до 180 единиц, оставив такие заряды лишь на бомбардировщиках В-1. Великобритания сделала упор на военно-морские силы, Франция демонтировала все ракеты наземного базирования. Роль ядерного оружия в военной доктрине Альянса значительно снизилась. Однако сейчас США считают преждевременным поднимать вопрос о полном выводе ядерного оружия из Европы, хотя в Пентагоне нет единого мнения по этому вопросу. Нет его и в системе европейской безопасности, и среди членов НАТО. Согласно официальным документам, ядерное оружие НАТО в Европе призвано сдерживать угрозы со стороны так называемых пороговых государств.

Россия никогда не сбрасывала со счетов возможность в случае резкого обострения обстановки размещения ТЯО на территории Калининградской области (в чем ее в январе 2001 года активно обвиняли США, ссылаясь на данные собственной разведки), на кораблях Балтийского флота и даже в Белоруссии, которая никогда официально этому не противилась. Как считают российские военные, нет никаких гарантий, что Альянс не станет размещать тактическое ядерное оружие на территории новых членов НАТО. Интересно, что во времена периодического охлаждения российско-американских отношений тема тактического ядерного оружия все чаще используется для давления на Москву. Та в свою очередь пыталась использовать аргументы ТЯО в качестве козыря на переговорах по сохранению в силе Договора по ПРО 1972 года, однако безуспешно. И теперь у России к США просьба — вернуть на территорию Северной Америки тактические ядерные боезаряды, размещенные сегодня на территории семи западноевропейских стран.

Тайные арсеналы

Небольшой экскурс в историю. После августовского путча 1991 года США, напуганные близостью полного хаоса в ядерной державе номер два, объявили о снятии с боевого дежурства тактических ядерных ракет в Европе, а также о снятии ТЯО с кораблей и субмарин. Через несколько дней президент СССР Михаил Горбачев ответил примерно тем же. На тот момент общее количество боеголовок у обеих сторон составляло около 30 тыс. штук. Как полтора года назад заявляла российская сторона, все ТЯО ее военно-воздушных сил, военно-морского флота и войск противовоздушной обороны уже уничтожено, в арсеналах остались лишь атомные боеприпасы Сухопутных войск. После этих инициатив атомное оружие поля боя никогда не подпадало под действие международных соглашений. Военные и России, и США по-прежнему считают ТЯО «последним аргументом». И по мнению многих обеспокоенных затишьем в этой тонкой сфере специалистов, настало время юридической активности в области тактического ядерного оружия. Эффективная система контроля должна обеспечивать стороны информацией о статусе арсеналов ТЯО — то есть о его количестве и типах, а также об изменениях в местоположении боезарядов, заблаговременно предупреждать о повышении боеготовности средств тактического ядерного оружия другой стороны.

Столь долго игнорируемой проблеме некоторое внимание уделили в 1999 году, когда на заседании подготовительного комитета Конференции по рассмотрению Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) большая группа государств высказалась за рассмотрение вопроса о разоружении в области ТЯО. Но дальше активность инициаторов заметно снизилась, дело вновь застопорилось. И сегодня официальная открытая информация о количестве и местонахождении развернутых и неразвернутых боезарядов ТЯО отсутствует.

Европу — под ядерный прицел

Недостаточное внимание к ТЯО опасно и потому, что этого оружия в мире много, высок риск его применения на ранних этапах возможных конфликтов или без санкций. Кроме того, тактические ядерные боеприпасы более уязвимы для похитителей. Ненадежен и режим контроля, поскольку он не является юридически обязывающим и не предусматривает обмена информацией и механизмов контроля. Небольшие размеры этого оружия, отсутствие у старых его поколений электронных замков, исключающих несанкционированное применение, усиливают уязвимость ТЯО. Порядок его развертывания и применения представляет собой серьезную проблему с точки зрения контроля. По всей видимости, право на применение ТЯО может быть передано командованию группировкой войск на театре военных действий, что приведет к ослаблению политического контроля.

В то же время надо иметь в виду, что разделение ядерного оружия на стратегическое и тактическое весьма условно. За основу разделения берется не само это оружие, а его носители. В итоге получается, например, такой казус: мощность тактической бомбы США В-61 170 килотонн, а стратегической боеголовки «Посейдон» — только 40 килотонн. Все это расшатывает устойчивость ядерного баланса. Между тем уничтожить все живое на Земле с помощью тактического ядерного оружия так же легко, как и боеголовками стратегических ракет.

Запад, как шаманское заклинание, повторяет, что все его военные «телодвижения», в том числе и расширение НАТО, не направлены против России. По поводу размещения баз по периметру СНГ помощник госсекретаря США по военным вопросам Линкольн Блумфельд сказал: «Сокращение сроков размещения и развертывания сегодня ни в какой мере не может рассматриваться как угроза в прежнем, традиционном ее понимании. Мы бы хотели, чтобы российские партнеры правильно поняли наши действия не только в Европе, но и в мире в целом». По мнению российских военных, никто не мешает и нам сказать, что размещение ТЯО в Калининградской области никак не преследует целей насолить НАТО и не направлено против этой организации.

Предложения направить лучшие в мире российские тактические ракеты в ядерном оснащении на западные границы поступают в российский Генштаб регулярно. Для передислокации морем достаточно одного сухогруза. Источник газеты «Время новостей» в Генштабе, комментируя предложение о переброске тактического ядерного оружия в Калининградскую область, в выражениях не стеснялся: «Эти ядерные общественные инициативы Генеральный штаб не колышут. На все должно быть политическое решение и божья воля».

Николай ПОРОСКОВ
http://www.iraqwar.mirror-world.ru/tiki-read_article.php?articleId=13732

 

 

Почему Пентагон признал превосходство российских истребителей?!
Виктор Литовкин, РИА "НОВОСТИ"

Американские военные потрясли Москву своими признаниями, растиражированными СМИ, что самолеты российского производства гораздо лучше, чем сделанные в США. В чем причина столь лестных для Москвы признаний?

Началось все с публикации в "USA Today" интервью с американским генералом Халом Хомбургом. Он рассказал об успехах индийских ВВС, которые добились оглушительного успеха в учебных воздушных боях против американских самолетов F-15C/D "Eagle". Индийцы "воевали" на многофункциональных истребителях Су-30МКИ российского производства и выиграли почти 90% всех воздушных боев.
"Мы не настолько обогнали весь остальной мир, как нам хотелось бы думать, - приводит газета слова генерала, возглавляющего службу Air Combat Command ВВС США, - F-15 является основным нашим самолетом для завоевания господства в воздухе, и поэтому неожиданные победы индийцев на русских самолетах стали по-настоящему "отрезвляющим душем" для многих чинов ВВС".

Потом о "победе русских" рассказал бюллетень ВВС США "Inside Air Force". Он привел еще более шокирующие для американцев данные. Оказалось, что против F-15C/D "Eagle" "сражались" не только Су-30МКИ, но и МиГ-27, МиГ-29 и даже "старенькие" МиГ-21 "Бизон", которые тоже показали себя выше всяких похвал. Они победили не только американских "Орлов", но и французские "Mirage-2000". Американский сайт "Washington ProFile" назвал успех русских машин "полным сюрпризом" для американских летчиков.

У российских военных специалистов и авиационных конструкторов победы отечественных боевых машин над американскими F-15 удивления не вызвали. Генеральный конструктор ОКБ "Сухой" Михаил Симонов не раз рассказывал, в том числе и военному обозревателю РИА "Новости", что истребитель Су-27 "Flanker", как его называют в НАТО и дальнейшим развитием которого как раз и является "индийский" Су-30МКИ, специально создавался в восьмидесятых годах прошлого столетия именно для борьбы с F-15 "Eagle". И в его тактико-технические характеристики заранее были заложены боевые преимущества перед соперником. И в том, что истребители этого класса соответствуют своему предназначению, ничего нового для экспертов нет.
Другое стало сюрпризом - официальное и публичное признание этого факта высокими американскими военными чинами. И более того, удивило то, что это признание опоздало на четыре месяца.

Воздушные учебные бои между индийскими Су-30МКИ и американскими F-15C/D "Eagle" проходили еще в феврале на базе ВВС США в Элмендорфе (штат Аляска). В то время о победе русских самолетов (они выиграли три "сражения" из четырех) почему-то никто не стал распространяться. Как и о многих других подобных фактах.

Впервые российские истребители выиграли учебные воздушные бои у американцев еще в начале девяностых годов, когда отечественные "Су" и "МиГи" только начали принимать участие в международных авиационных выставках и аэрошоу за рубежом. Тогда несколько истребителей Су-27 под руководством известного теперь всему миру (с ним летал в Чечню на "спарке" - учебно-боевой машине президент Владимир Путин) начальника Липецкого Центра переподготовки летчиков ВВС России генерал-майора Александра Харчевского прилетели в Канаду, чтобы продемонстрировать возможности российских боевых самолетов.

На борту российских и американских самолетов не было боевых ракет и снарядов, - их заменила кинопленка, заряженная в фотопушки. И какое же разочарование постигло американских пилотов, когда она была проявлена. "Следов" от российских Су-27 на их пленках практически не было. А на российской - F-15 красовались во всех видах - "вид сзади", "вид сбоку", "вид сверху", то есть все самые уязвимые для ракет и снарядов плоскости самолета были там видны.

Источник такого успеха отечественных истребителей, конечно, заключался не в "скорострельности" бортовой киноаппаратуры, - а в высоких маневренных качествах Су-27 и их тяговооруженности. С этими непревзойденными боевыми возможностями наших машин сегодня знаком весь летающий мир - "кобру Пугачева", как и другие уникальные фигуры высшего пилотажа, не способны сделать никакие другие самолеты, кроме российских. Не только с маркой "Су", но и "МиГ".

Пока F-15, как, впрочем, и их "сородичи" F-16 и F-18, разворачиваются на цель, "зацепив" своими крыльями полнеба, российские самолеты крутятся вокруг своего хвоста и, чуть добавив форсажа, легко оказываются то сзади "игла", то в его боковой плоскости, то над ним. С такой позиции без промаха нанести "смертельный удар" очень просто.

После Канады в середине девяностых аналогичные воздушные бои были организованы для российских МиГ-29 в Южной Африке. Там против них "сражались" уже не F-15C/D "Eagle", а французские "Mirage-2000". Однако результат оказался тем же.
"Если наш самолет подошел к противнику на дистанцию прямого выстрела, - утверждает главный конструктор-директор программы МиГ-29 и его модификаций Аркадий Слободской, - то можно считать: враг уничтожен. Для этого достаточно всего 5-6 пушечных очередей".

Американцы хорошо осведомлены об этих боевых качествах российских боевых машин. Они даже закупили у Молдовы, когда она, как и другие бывшие республики СССР, стала независимой, эскадрилью МиГ-29К, что дислоцировалась на военном аэродроме под Кишиневом. Отремонтировали их с помощью немецких специалистов, которым МиГ-29 достались от армии ГДР, и теперь во всю используют для тренировок своих пилотов, учат их сражаться и побеждать "русские истребители", которых в разных странах мира больше семи тысяч "штук". Только в Индии, по данным британского The Military Balance, свыше пятисот. И нет ничего удивительного, что индийские пилоты, несмотря на усиленные тренировки американских летчиков, все-таки достаточно легко их побеждают в воздушных боях. Уникальная боевая техника, помноженная на мастерство пилотов, делает свое дело.

Но с другой стороны, и это тоже отмечают в разговоре с журналистами специалисты, американские летчики давно не встречались в реальных воздушных боях с серьезным противником. Не считать же такими бои конца девяностых годов над Балканами, где ВВС США брали не столько качеством, сколько массированным количеством. Тоже самое можно сказать и о первой и второй иракских кампаниях, где воздушного противостояния просто не существовало, как такового. Где набраться боевого опыта? Только в учебных сражениях.

"Воевать" с российскими пилотами не позволяет застарелая армейская психология, - вдруг опять проиграют, попробуй тогда докажи пилоту, что он может и обязательно должен побеждать "бывшего вероятного противника". С индийцами такой проблемы нет. Ну, проиграли и проиграли, значит, плохо тренировались.

Но зачем же американцам трубить о собственных промахах на весь мир? Такое в армейской среде не принято. Ни у них, ни, кстати, у нас.

Объяснение подобной откровенности американских генералов найди достаточно легко, если вспомнить, почему о событиях февраля они вдруг начали говорить в июне. Просто в это время в конгрессе США обсуждаются ассигнования на оборону на будущий финансовый год.
http://www.iraqwar.mirror-world.ru/tiki-read_article.php?articleId=13731

 

 

Геополитика: прогноз для России

Приход к власти В.В.Путина был переломным моментом в истории Российской Федерации. Закончился период хаотичного уничтожения и разворовывания России. Начался переход к стабильности – «институционализация развала».

То, что происходит в России сейчас (как и все то, что происходило здесь начиная с перестроечных времен), должно быть понято не только как уничтожение, крах, деградация, но и – как строительство, реализация какого-то проекта, какой-то позитивной установки. Все эти двадцать лет не просто разрушается Россия советская, православная, но также создается новое государственное образование – Российская Федерация. Формат новой государственности определяется запросами победителя в холодной войне – западного сообщества (western community of nations).

Россия, в силу ряда общеизвестных причин, является уникальным государством – государством-цивилизацией (которую мы в дальнейшем будем называть восточно-славянской или православной). Поэтому стоящую перед западным сообществом задачу необходимо признать действительно непростой: как можно ликвидировать эту цивилизацию, не получив взамен «геополитический Чернобыль»?

Решение этой задачи в геополитическом аспекте подразумевает ответы на несколько вопросов:
 


1. Вопрос о путях уничтожения России как мировой державы, как самостоятельного субъекта международных отношений.

2. Вопрос о путях уничтожения всякой потенциальной возможности возрождения России как мировой державы.

3. Вопрос о судьбе Российской Федерации: в каких границах сохранить (и сохранять ли вообще), на какие принципы внутреннего устройства делать ставку и т.д.
 


Ответы на эти вопросы в целом позволяют обрисовать геополитические перспективы Российской Федерации на протяжении ближайших 30-50 лет.

Часть I. Крушение России. РФ как союзник США.

Несмотря на сверхбыструю деградацию экономики и вооруженных сил России в 90-х годах двадцатого века, вплоть до 11 сентября 2001 года постсоветское пространство (прежде всего, Средняя Азия и Кавказ) было включено в систему безопасности, ориентированную на российские экономические, сырьевые, военные и информационные ресурсы. Эта система безопасности, хоть и расшатанная распадом СССР и появлением ряда государств, реализовывавших акцентировано прозападный курс в своей внешней политике, сохраняла статус самостоятельного геополитического образования.

Размещение российских войск в странах Средней Азии и Северного Кавказа в качестве основного и единственного фактора стабильности в регионе – это один из важнейших признаков, позволяющих говорить о геополитической самостоятельности существовавшей на постсоветском пространстве до 11 сентября 2001 года системы безопасности. Кроме того, «российские стратегические силы обеспечивали устойчивость всего региона относительно потенциальных угроз со стороны сильных государств и военных блоков». Принципиально важно отметить и тот факт, что само постсоветское пространство воспринималось, несмотря на все центробежные тенденции в бывших союзных республиках, как целостность, которой может угрожать нечто извне. Иначе говоря, у постсоветского пространства была своеобразная геополитическая самоидентификация и понимание общности внешних угроз. Такое положение дел, безусловно, являло собой мощную предпосылку к восстановлению влияния России в границах СССР (за исключением Прибалтики) и возрождению России как мировой державы. Особенно следует подчеркнуть единство собственно геополитических и, так сказать, идеологических факторов: фактическое присутствие России в странах региона осознавалось как необходимое не только для поддержания внутренней стабильности, но и для ответа на угрозы извне; с другой стороны, именно осознание некоторой «постсоветской общности» и, следовательно, наличия единых угроз, легитимировало присутствие российских сил на территории бывших союзных республик.

После 11 сентября 2001 года в результате проведения операций против Афганистана, а потом – Ирака, самостоятельная система безопасности, ориентированная на Россию, на постсоветском пространстве была демонтирована. И решающую роль здесь имели именно идеологическая, информационная составляющая.

После навязывания альтернативы «терроризм или США» всему миру, в том числе и самой России и после предсказуемого выбора России, как и почти всего постсоветского пространства, в пользу США, Вашингтон начал проведение военной операции против Афганистана. Американские базы были размещены на территории Узбекистана и Кыргызстана, обеспечивая возможность долгосрочного присутствия в регионе. Чуть позже подтвердились и скрываемые правительствами Казахстана и Таджикистана данные о размещении военных баз США на территории этих государств. Таким образом, вооруженные силы РФ перестали быть единственным фактором сохранения стабильности в Средней Азии. Кроме того, война в Афганистане, «разгром» талибов и принятие западным сообществом «ответственности за будущее Афганистана» означает фундаментальное закрепление США в регионе, то есть вообще сам факт наличия источника угрозы со стороны Афганистана для окружающих государств во многом будет зависеть от воли Вашингтона. В таких условиях сохранение российских баз в Таджикистане становится просто бессмысленным – ведь общая ситуация в регионе уже подконтрольна США. Так вооруженные силы РФ теряют значение стратегических и переходят в статус локальных сил поддержания порядка на театре, контролируемом западным сообществом. Имеет место сдача позиций России на жизненно важном участке внешней границы.

Реализация такого сценария открывала для США блестящую перспективу. Посредством прямых угроз и влияния через международные организации добиться от Ирака увеличения «открытости» и гарантированного увеличения поставок нефти. Снижение цен на нефть нанесло бы сокрушительный удар по экономике России (дефолт 1998 года произошел после снижения цен далее 18 долларов за баррель), ввергнув ее в очередной, на этот раз – затяжной – кризис и надолго лишив возможности играть сколько-нибудь значительную роль хотя бы даже в регионе (не говоря уже о ее роли в мире). Однако как раз этого не случилось. А что случилось нам всем хорошо известно: глупая, ненужная (если исходить из «нефтяного интереса» США) кампания в Ираке, проведенная из рук вон плохо и т.д.

Возникает закономерный вопрос: почему США не нанесли этот мощный удар по России?

Во-первых, экономический крах России сжег бы все инвестиции, поступившие в Россию из стран западного сообщества. Причем, возможно, даже те из них, которые пошли в нефтедобычу (то бишь, почти все инвестиции вообще) – это зависит от реальной себестоимости барреля нефти при добычи в Сибири, оценки которой разнятся довольно существенно.

Во-вторых, и это главное, жизнеспособная (в известных пределах) Россия нужна США как фактор поддержания стабильности в новых, ориентированных на США региональных системах безопасности – в Средней Азии и на Северном Кавказе.

Короче говоря, относительно сильная Российская Федерация нужна США как союзник (причем, как будет показано далее, союзник долгосрочный). Действительно, Вашингтону ведь было прекрасно известно, что война в Ираке повлечет за собой рост цен на нефть, а это, в свою очередь, будет способствовать укреплению экономики Российской Федерации. Но, тем не менее, такой выбор был сделан. Более того, такой выбор был сделан в том числе и с учетом того, что существующий сейчас уровень цен на углеводороды не позволит Евросоюзу реализовать все намеченные интеграционные программы. Думается, все это свидетельствует о придании Российской Федерации нового статуса во внешней политике США. Подробней об этом будет сказано в следующей статье.

А сейчас надо вспомнить Северный Кавказ. «Содействие» РФ в процессе сдачи Грузии, а потом – Аджарии полностью укладывается в рамки тех новых отношений, которые возникли после 11 сентября 2001 года. Россия отказывается от самостоятельности в обеспечении своей безопасности и соглашается на замещение своих стратегических сил силами США или их союзников. Ситуация в регионе теперь зависит от США не только в плане обеспечения безопасности, но и в плане возникновения новых очагов конфликтов. Получив доступ напрямую к кавказским границам Российской Федерации, американцы будут иметь прямую возможность дестабилизации ситуации в приграничных районах РФ и, следовательно, размещения на ее территории сил НАТО (напомню, юридическая сторона возможного размещения сил НАТО на территории РФ была закреплена в соглашениях РФ-НАТО, заключенных в апреле 2004 года).

Вышеописанные события, вкупе с расширением ЕС и с ожидаемой политической вестернизацией Украины, свидетельствуют не просто о геополитическом уничтожении России как самодостаточного государства. Информационное сопровождение этих акций говорит о признании РФ своей новой роли в международных отношениях и об отказе от прежних, советских, «амбиций» (в этом смысле заявления МИДа, так похожие на китайские «последние предупреждения», сделаны, в большей мере для внутреннего, российского пользования – это имитация активной позиции, которая, если все пойдет «по плану», скоро уже будет никому не нужна). Важно здесь не столько то, что были потеряны территории, сколько то, что была утрачена воля к сохранению этих территорий перед лицом внешней угрозы.

Новый статус Российской Федерации – статус долгосрочного «младшего» союзника США – имеет не только геополитическое измерение. Отказ от самодостаточности (который в экономике имел место еще в середине 90-х) означает полноценную реализацию на постсоветском пространстве сценария зависимого развития, для которого характерны увеличение разрыва в уровнях развития сырьедобывающих и развитых стран, ограничение доступа зависимых стран к высоким технологиям и рост технологической зависимости и т.д. Иначе говоря, вхождение в этот статус имеет для России значение выбора долгосрочной стратегии национального развития. Этот статус определит сущность изменений в экономике, в социальной сфере, в информационной сфере, в армии, во внешней политике.

О долгосрочности союзнических отношений РФ и США можно говорить в связи с рядом факторов. Прежде всего, сами вышеописанные трансформации предполагают установление некоторой новой системы региональной безопасности, которая, разумеется, создается не на 5-10 лет, а на более продолжительный срок. Далее – отказ от курса на поддержание ядерного паритета с США, отказ от развития российских стратегических сил, сосредоточение вооруженных сил РФ прежде всего в зонах возможных локальных конфликтов – все это говорит о регионализации России, о превращении ее в региональное государство, занятое решением соответствующих проблем. (Очень грустно осознавать, что наши войска в Таджикистане уже, в сущности, обслуживают интересы западного сообщества, а не России. Не все еще решено вокруг Грузии, но, с учетом общего внешнеполитического курса РФ, и там, можно сказать, наши вооруженные силы выступают фактором поддержания стабильности в сфере влияния западного сообщества).

Еще одним, самым важным в настоящий момент, подтверждением долгосрочности союзнических отношений США и России служит тот факт, что Россия не смогла избежать вовлечения себя в конфликт между США-НАТО и исламским фундаментализмом.

Говорят, Россия ценой помощи штатам в операции против Афганистана купила возможность навести порядок в Чечне. На самом деле все обстоит так: США, ценой возможности для России навести порядок в Чечне, купили Среднюю Азию, вовлеченность России в качестве союзника в стратегические инициативы США, возможность размещать свои войска по всему периметру (и внутри периметра) южных границ РФ. Теперь, когда стабильность в Средней Азии зависит, прежде всего, от НАТО-США, от них же зависит и национальная безопасность самой России. Следовательно, РФ вынуждена теперь быть действительным партнером США во всех стратегических инициативах, в том числе в борьбе против «мирового терроризма».

Геополитическое четвертование России имеет, конечно, свой контекст – «полноценное» включение РФ в мировое (западное) сообщество. Именно с учетом этого контекста можно судить о сущности роли РФ в международных отношениях в ближайшие 20-50 лет. Об этом – в следующей статье цикла.

Ю.Царик
http://www.contr-tv.ru/article/politics/2004-07-07/russia