Военное
ведомство США и короли "фабрики грез" усиливают сотрудничество в
деле воспитания патриотизма.
17.02.2003
Б. Михайлов,
Communist.Ru
После событий
11 сентября 2001 года и начала "крестового похода" против
международного терроризма, военно-политическое руководство США
рассматривает поддержание "патриотического духа" нации, как одну из
своих первейших задач. В этих целях широко используются все каналы
информационно-психологического влияния. Однако, киноиндустрия США -
Голливуд, несомненно, стоит здесь вне конкуренции, ибо кино
традиционно занимает совершенно особое место в жизни американского
общества. В Америке давно и хорошо усвоили знаменитый ленинский
постулат, гласящий, что из всех искусств важнейшим является именно
кино. Как известно, Ленин имел в виду, что кино, как самое доступное
широким слоям населения зрелище, может быть эффективно использовано
в интересах пропаганды.
Учитывая особую популярность кино среди американцев, администрация
Дж. Буша и Пентагон всячески активизируют свое взаимодействие с
боссами киноиндустрии и крупнейшими режиссерами США, рассчитывая на
их помощь в деле воспитания "американского патриотизма" и
"мобилизации всей нации на борьбу с врагами Америки". Не случайно,
уже в ноябре 2001 г. один из советников президента Карл Роув созвал
в Белый Дом известных режиссеров и продюсеров с целью обмена
мнениями относительно возможного вклада Голливуда в "войну с
международным терроризмом".
Кинодеятелям было высказано пожелание активнее эксплуатировать
военную тематику, формировать "правильный" имидж американских
вооруженных сил и постоянно "подогревать" своей продукцией
патриотические настроения в американском обществе. Было обещано
также и самое широкое содействие военного ведомства США в съемках
фильмов "патриотической направленности". В свою очередь, большинство
королей "фабрики грез" выразили готовность активно поддержать
действия нынешней вашингтонской администрации, тем более что это
вполне отвечает интересам их бизнеса.
После 11 сентября 2001 г. и всплеска патриотизма среди американцев
фильмы на военную тему идут в США "на ура". Голливуд и Пентагон
сегодня переживают период бурного симбиоза, какого не было,
наверное, со времени второй мировой войны, когда всемирно известные
режиссеры Джон Хьюстон, Фрэнк Капра или Уильям Уайлер вносили свой
вклад в воспитание военного патриотизма. Стоит напомнить, что
Голливуд начал активно помогать Пентагону в избавлении американского
общества от "вьетнамского синдрома" еще задолго до событий 11
сентября 2001 года. Такие известные ленты, как "Рэмбо", "Лучший
стрелок", "Джи-Ай Джейн", "Мужество под огнем", "Правила боя",
"Ю-571", "В тылу врага" и прочие с участием ведущих звезд Голливуда
во многом способствовали популяризации военной службы среди молодежи
и формированию "привлекательного имиджа" американского
военнослужащего в глазах общества.
Но главное, конечно, это коммерческий, "кассовый" рейтинг,
являющийся высшим критерием успеха в Голливуде. Так, знаменитый
фильм Стивена Спилберга "Спасти рядового Райана" (1998 г.) принес
216 млн. долларов. За ним следует "Перл-Харбор" (198 млн.долларов),
широко прошедшийся по российским кинотеатрам. Некоторые последние
фильмы, хотя и были сняты до терактов в Нью-Йорке, вышли в прокат
уже после 11 сентября, что также заметно повысило их "кассовость".
Так, фильм "Черный ястреб" сбит" собрал свыше 108 млн. долларов, "Мы
были солдатами" с Мелом Гибсоном - 79 млн., "Говорящие с ветром" с
Николасом Кейджем - 27 млн. только за первые 10 дней проката, "Все
страхи мира" - 97 млн. и т.д.
В нынешних условиях любой американский режиссер или продюсер, если
он хочет снять действительно зрелищный и прибыльный военный фильм,
вынужден обращаться за помощью к Пентагону. Ибо только военное
ведомство может предоставить в аренду за символическую плату или
даже вообще бесплатно авианосец, стратегический бомбардировщик или,
например, целую вертолетную эскадрилью, а также "настоящих" солдат,
которые будут управлять всей военной техникой и изображать
"массовку". Максимальный реализм и соответствие действительности, во
всяком случае, в том виде, как это понимается в Голливуде, являются
сегодня непреложным законом "фабрики грез". Ради этого киностудии
готовы идти на многомиллионные издержки. В обмен на свои услуги
Пентагон требует права на внесение корректив в создаваемую
кинопродукцию и даже цензуру сценариев.
Согласно существующим в министерстве обороны США правилам,
кинокомпании, продюсеры или режиссеры, желающие воспользоваться
помощью американских военных, должны представить сценарий фильма в
специальный отдел Пентагона по делам кино и телевидения, который
возглавляет некий Фил Страб. Этот чиновник и его аппарат изучают все
поступающие сценарии на предмет того, как будущий фильм повлияет на
имидж вооруженных сил США. Отделу Страба также административно
подчинены соответствующие подразделения по работе с киноиндустрией в
штабах видов вооруженных сил. По мнению германского журнала
"Шпигель", недавно взявшего интервью у господина Страба, роль этого
деятеля в нынешних условиях пожалуй не менее важна, чем самого шефа
Пентагона Дональда Рамсфельда.
Фил Страб является своего рода идеологическим цензором Пентагона в
американском кинематографе. Он также играет активную роль в принятии
решений внутри министерства обороны США по вопросам "правильной"
подачи общественности фактов о деятельности вооруженных сил.
Подразделение господина Страба обязано добиваться, чтобы продукция
Голливуда на военную тему максимально отвечала интересам
национальной безопасности. В его кабине нередко можно увидеть
Стивена Спилберга, Ридли Скотта и других всемирно известных
режиссеров, представляющих ему сценарии своих фильмов для вынесения
"компетентного вердикта".
На рабочем столе Страба всегда лежит внушительная стопка новых
сценариев. По прочтении он составляет список недостатков и
предлагает авторам исправить вызвавшие сомнения места.
Пентагоновский "киноцензор" любит продемонстрировать мэтрам кино
собственную осведомленность в военных вопросах. Например, в
первоначальном варианте сценария фильма "Все страхи мира" с Морганом
Фримэном и Беном Эффлеком в главных ролях "недругам Америки"
понадобились всего две ракеты, чтобы потопить американский
авианосец. Страб, в свое время воевавший во Вьетнаме в рядах ВМС,
объяснил режиссеру Филу Робинсону, что, во-первых, необходимо как
минимум на пару ракет больше, а во-вторых, даже сильно поврежденный
авианосец вряд ли быстро затонет. Такая корректировка сценария
обошлась создателям фильма в лишних 9 млн. долларов. Но зато им
разрешили использовать в съемках среди прочего два настоящих
бомбардировщика-"невидимки" Би-2 и специальный Боинг-747
американских ВВС, служащий воздушным командным пунктом президента
США на случай ядерной войны.
"Корректировке" в подразделении Страба подверглись и некоторые
эпизоды фильма "Говорящие с ветром" с Николасом Кейджем в главной
роли. По настоянию военной "киноцензуры" из фильма, рассказывающего
об использовании в период второй мировой войны на Тихом океане
индейцев племени навахо в качестве носителей не поддающегося
расшифровке противником кода военной связи - своего языка, были
изъяты моменты, "бросающие тень" на образ американского солдата.
Например, была вырезана сцена, в которой один из американцев
выламывает штыком золотые коронки из ртов убитых японских солдат, а
также эпизод, где герой Кейджа - морской пехотинец сжигает из
огнемета сдавшегося в плен японца. Кроме того, по требованиям
"политкорректности", авторов фильма убедили не фокусировать внимание
на том факте, что у солдат, приставленных в качестве охранников к
индейцам, был приказ убивать своих подопечных в случае возникновения
угрозы захвата их в плен противником.
Однако, в некоторых случаях, несмотря на все усилия команды Страба,
не обходится и без громких скандалов. Так случилось, например, с
блокбастером режиссера Ридли Скотта и продюсера Джефри Брукхаймера
"Черный ястреб" сбит". Лента вышла в свет в декабре 2001 г. под
шумную пиаровскую кампанию. Однако подтасовка реальных событий в
картине в свете ура-патриотизма приняла настолько чудовищные формы,
что это вызвало острые дебаты в СМИ, а также негативную реакцию в
других странах.
Фильм основан на реальных событиях октября 1993 г., когда в ходе
неудачной операции спецвойск США против боевиков "генерала"
Мохаммеда Айдида в столице Сомали Могадишо были сбиты два вертолета
и погибли 18 американских десантников. Последовавший затем показ по
телевидению торжествующих сомалийцев, таскающих трупы убитых
американцев по улицам Могадишо, настолько потряс общественное мнение
в США, что президент Клинтон принял решение о выводе американского
контингента из Сомали.
Однако авторы фильма попытались представить свое "детище" не как
повесть об унизительном для сверхдержавы провале карательной
операции, а как героическую сагу об американских солдатах,
жертвующих своими жизнями ради продвижения идеалов свободы и
демократии во всем мире. Лейтмотив этой киноленты формулируется
примерно так: сегодня американцы в Афганистане выполняют ту же
благородную миссию, которую они выполняли в 1993 г. в Сомали. А
война с "врагами свободы", конечно, грязная и ужасная вещь, но
оправданная и необходимая. Пентагон, оценив по рекомендации Страба
все достоинства этой картины, щедро предоставил в распоряжение
съемочной группы вертолеты и необходимое количество военнослужащих.
Благодаря помощи военных картина получилась весьма зрелищной и
впечатляет реализмом боевых эпизодов.
Но, еще не успев выйти на большой экран, "Черный ястреб" сбит" попал
под огонь критиков не только в США, но и в других странах мира. Они
считают, что режиссер весьма своевольно подошел к истории инцидента,
в результате которого погибли не только американские солдаты, но и
около 500 сомалийцев. Режиссера обвиняют в чрезмерной героизации
американских военных, а также в показе всех неамериканцев в весьма
негативном и карикатурном виде. Это касается как изображения
сомалийцев, которых играют представители совсем других
национальностей, так и военнослужащих Малайзии, участвовавших в
операции по спасению попавших в засаду американских десантников.
В интервью агентству "Франс пресс" бригадный генерал в отставке
Абдул Латиф Ахмад, командовавший малазийским контингентом в составе
международных сил в Сомали, заявил, что после просмотра "Черного
ястреба" у зрителей создается искаженное представление о событиях
1993 года. Ведь из фильма вытекает, что единственными героями боя в
Могадишо были американцы, а малазийцы, в лучшем случае, выступали в
роли водителей автобусов, вывозивших раненых с поля боя. Сомалийцы
же в этой ленте естественно показаны исключительно как
нецивилизованные дикари и жестокие фанатики. Кстати, примерно также
представлены и боснийские сербы в другом голливудском шедевре "В
тылу врага", в котором в роли кровожадного сербского полевого
командира снялся российский актер Владимир Машков.
За прошедший с начала военных операций в Афганистане год Пентагон
вновь продемонстрировал свое виртуозное мастерство представлять
войну "нужным" боком, сглаживать ее "шероховатости" и утверждать в
глазах общественности ее "позитивное значение". Как долго заставит
себя ждать новая порция голливудских супербоевиков про Афганистан,
сделанная с помощью военного ведомства, и как сильно пострадает при
этом истина, пока неизвестно. Думается, что всплывшие недавно факты
участия американцев в расстрелах пленных талибов (уже есть
подтверждающая это документальная лента, снятая ирландской
киногруппой), также как и факты массовой гибели мирных афганцев от
рук "освободителей" не сильно заинтересуют "фабрику грез".
Пока же "пентагонизация" Голливуда приобретает все большие масштабы.
А впереди уже маячит перспектива очередной "войны за свободу" против
Ирака, обещающая дать массу свежих идей для сценариев будущих
голливудских блокбастеров. Конечно, есть в Голливуде и люди, которым
претит нынешние милитаристские веяния в американском кинобизнесе,
например режиссер Оливер Стоун и актер Роберт Редфорд. А известный и
уважаемый в мире кинобизнеса США человек Дэн Ретер, с возмущением
говорит о "голливудизации" американских военных. Ведь никто пока не
может опровергнуть общеизвестный факт: все действительно великие
ленты Голливуда о войне - "Апокалипсис сегодня" Фрэнсиса Копполы,
"Взвод" Оливера Стоуна, "Цельнометаллический жакет" Стэнли Кубрика и
другие были сняты без помощи Пентагона и даже вопреки его желанию.
Пропагандистский фильм "Самолёт
президента"
Есть явная пропаганда,
например, фашистское – «Славяне и евреи – недочеловеки». Есть и
скрытая, неявная, замаскированная. К скрытой пропаганде относятся
многие американские кинобоевички. Американский блохбастер «Самолёт
президента» относится как раз к скрытной пропаганде против России.
Самой наглой сценой был бой
МиГ-29 республики Казахстан против американских F-15. Приведу
кратенько сюжет самого фильма:
В послеперестроечном Казахстане
кровавый режим (?), убившей сотни тысяч женщин и детей. Американский
президент, которого играет знаменитый актёр Харрисон Форд (Индиана
Джонс), решает прекратить безобразие. Но он вынужден заручиться
поддержкой малахольного президента России, которого играет какой-то
толстячок. Используя Россию как базу, американский спецназ
захватывает казахского лидера прямо в его дворце. К слову, казахские
солдаты, которые при штурме гибли пачками, совсем на казахов и не
похожи, скорее на славян. Не суть.
Американцы оставляют казахского
лидера в российской тюрьме (это интересно, по последним сообщениям,
ЦРУ недавно построило секретные тюрьмы на бывших территориях,
подвластных СССР, например, в Польше). Далее злобные казахские
террористы подло захватывают «Боинг» президента США и направляют его
в Казахстан.
Американский президент убивает
всех террористов, но теперь казахские МиГ-29 пытаются сбить
громадный «Боинг» американского президента. В небо Казахстана спешат
американские истребители, чтобы спасти самолёт президента.
О киношном воздушном бое чуть
позже, сначала рассмотрим реальные возможности МиГ-29.
--------------------------------------------------------------------------------
По советским оценкам МиГ-29
первых выпусков превосходил в ближнем маневренном бою американские
истребители F-15A и F-16A в полтора раза. Запоздалая (из-за развала
СССР) модификация МиГ-29С (1992 год) превосходила F-16С того же
периода примерно на 10 %.
Война в Югославии в 1999 году
подтвердила высокую эффективность советских МиГ-29. 15 истребителей
МиГ-29 старых моделей, имевшихся у сербов, сбили несколько (среди
них были и F-15С и F-16) самолётов сил НАТО. Несмотря на нехватку у
сербов керосина, господство сил «демократии» в воздухе и постоянные
бомбёжки, соотношение потерь в воздушных боях с участием МиГ-29 были
примерно один к одному.
Кстати, американцы до войны с
сербами ознакомились вживую со старыми МиГ-29. 21 истребитель в 1997
году США выкупило у Молдовы. Причём из них только 4 могли летать.
Об отличной манёвренности,
разгоне и скороподъемности МиГа открыто говорили и немцы. В ходе
учебных воздушных боев МиГ-29 ВВС Германии с самолетами F-15С, F-16С
и «Мираж» 2000 советские самолёты «взяли» большинство побед.
--------------------------------------------------------------------------------
Но не будь янки янками, если бы
в их киношке МиГи дрались даже наравне с американскими
истребителями. Сначала МиГи пытались сбить «Боинг». Киношные МиГи
выпускают только одну ракету по американскому «Боингу», но
промахиваются, и она проскакивает на расстоянии десятка метров от
кабины пилота. В дело идут пушки. Руки у пилотов точно растут из
заднего прохода, потому что в течение довольно продолжительного
времени они не могли сбить громадный пассажирский самолёт, повредили
только один двигатель и киль.
Тут внезапно из-за облаков
выскочили американские F-15 и ракетами малой дальности сбили сразу
два МиГа. Внезапно – это конечно относительно, так как даже старые
модификации МиГа обнаруживали «чужие» самолёты на дальности до 60 км
в передней полусфере, откуда и показались F-15.
Но и этого американским
киношникам кажется мало. Одного лётчика F-15 они заставили повторить
подвиг Александра Матросова – корпусом своего самолёта «поймать»
ракету, пущенную в «Боинг» президента США. Пилот геройски погиб.
Видя такой патриотизм, казахские лётчики драпанули, но одного
настигла ракета. Итог киношного боя: три Миг-29 из шести было сбито.
У американцев потерян один F-15, совершивший таран с ракетой.
Этот фильм наводит на некие
нехорошие мысли. Во-первых, уже в фильмах американцы закладывают как
должное, что США может вмешиваться во внутренние дела любой страны,
похищать аборигенских лидеров, судить, убивать, вторгаться в чужое
воздушное пространство, сбивая при этом самолёты местного ПВО. Всё
это делается, если янки покажется, что совершаются преступления
якобы против «человечности», а на деле против американских
монополий.
Во-вторых, в этом фильме
показываются идеальное правительство России с точки зрения США.
Только радует, что МиГ-29, как
и вся советская / российская военная техника не даёт американцам
покоя. Что они только не придумывают для того, чтобы умалить мощь
нашего оружия.
http://t-44.narod.ru/PlanePre/PlanePre.html |