Подборка статей о Перл-Харборе

 

Содержание страницы:

"Они накрыли "Оклахому!"

Борис Липецкер "ЗАКЛАНИЕ ПИРЛ-ХАРБОРА"

"ЗАГАДКИ ПИРЛ-ХАРБОРА"

"ПИРЛ-ХАРБОР БЕЗ ЗАГАДОК"

 

 

  

"Они накрыли "Оклахому!"

Через 5,5 месяцев после нападения немцев на СССР, Япония напала на США. Этому предшествовало резкое ухудшение отношений между этими странами. Еще летом, к примеру, США ввели эмбарго на поставку в Японию нефти и заморозили японские активы в американских банках. Но велись переговоры, и правительство США было уверено, что направит усилия японской военщины не против своих владений в Тихом океане, а против СССР. Оно действительно игнорировало войну, хотя и готовилось к ней.

В США были великолепные дешифровальщики, они раскусили японские шифры, и американцы не только читали все инструкции правительства Японии своему послу в США, но и делали это раньше, чем сам посол. За день до нападения Японии на США была расшифрована нота, из которой стало известно, что война неизбежна. Президент сделал кое-какие телодвижения, например, пробовал позвонить Главкому ВМС адмиралу Старку, но тот был в театре и его не стали беспокоить. В 7-00 следующего утра из очередной шифровки в Вашингтоне узнали точное время нападения - 13-00 по вашингтонскому времени, или 7-30 утра 7 декабря по гавайскому. То есть до нападения оставалось 6 часов времени. Адмирал Старк хотел позвонить командующему Тихоокеанским флотом США на Гавайи, но решил сначала сказать президенту. Президент принял адмирала после 10-00, началось совещание, но пришел личный врач президента и увел того на два часа на процедуры. Остальные посовещались сами и в 12-00 ушли на ленч. Начальник штаба армии США генерал Маршалл не захотел прерывать утреннюю верховую прогулку и появился на службе только в 11-25. Он тоже не стал звонить на Гавайи, а дал шифрованную телеграмму, распорядившись передать ее через армейскую радиостанцию. На Гавайях были радиопомехи, поэтому телеграмму отнесли на обычный коммерческий телеграф, но забыли сделать пометку "срочная". Поэтому на почте на Гавайях телеграмму бросили в ящичек, где она и дождалась мальчишку-посыльного, (кстати - японца), который регулярно забирал всю почту для американского флота. Мальчишка аккуратно передал ее в штаб как раз через три часа после того, как японцы утопили американский броненосный флот.

Тихоокеанский флот США базировался на Гавайях на острове Оаху (база Перл Харбор). Там об угрозе войны знали, 27 ноября было приказано усилить бдительность, поэтому было усилено патрулирование кораблей вокруг острова, а на его окраинах установлены радары. В 7-02 утра по гавайскому времени 7 декабря 1941 г. два солдата, дежуривших на радаре увидели отметку от японских самолетов, находившихся к этому времени в 250 км от острова. Они по прямому телефону попытались сообщить об этом в штаб. Но телефон не ответил. Тогда они по городскому сумели соединиться с дежурным лейтенантом, который не стал с ними долго разговаривать, так как спешил на завтрак. Бойцы отключили радар и тоже уехали завтракать.

А взлетевшие с японских авианосцев две волны самолетов (40 торпедоносцев, 129 пикирующих бомбардировщиков и 79 истребителей) подлетали к бухте Перл Харбор, где находились все броненосные силы Тихоокеанского флота США - 8 линкоров. (У СССР их было всего 3, постройки Первой мировой). В 7-55 японские самолеты начали пикировать.

Командующий американским Тихоокеанским флотом адмирал Киммель начал руководить этим сражением прямо в пижаме со двора своей виллы, находившейся на горе. Первое донесение он получил от своей жены, стоявшей рядом в ночной рубашке: "Похоже, что они накрыли "Оклахому"! "Сам вижу!" - подтвердил флотоводец.

На американских кораблях матросы только позавтракали, а офицеры еще ели. До половины команды было в увольнении на берегу, у зенитных орудий стояли случайные матросы. Пять командиров линкоров из восьми тоже развлекались на берегу. Снарядов у орудий не было, ключей от снарядных кладовых - тоже. Когда бронированные двери кладовых взломали, то в суматохе начали стрелять по японским самолетам учебными снарядами. Зато двери в водонепроницаемых переборках линкоров были открыты настежь.

Когда Киммеля привезли в штаб, то там, по словам очевидца, паники не было. Там был "упорядоченный ужас". В 9-45 японцы улетели. Подвели итоги. Из строя были выведены все 8 линкоров, из них 5 - утоплено. Японцы надеялись найти в бухте и авианосцы, но их не было, поэтому они в ярости бомбили что попало. Попало трем крейсерам, трем эсминцам, сухому доку, четырем вспомогательным кораблям. Уничтожена была практически вся авиация Перл-Харбора - 188 самолетов сгорело и 128 были повреждены. Погибло 2403 военнослужащих США и 1178 было ранено. В городе прозвучало 40 взрывов, унесших жизни 68 гражданских лиц, 35 было ранено. Из этих взрывов один был взрыв японской бомбы и 39 - американских зенитных снарядов.

Японцы потеряли 29 самолетов и 55 человек.

А ведь в США не было "тирана" Сталина, там в 1937 г. никто не "репрессировал невинных, но выдающихся" маршалов, генералов, адмиралов. Но именно США показали пример того, что Жуков называет "игнорированием явной угрозы нападения".

Савинов А.Ф., Подосинников В.В., Мухин Ю.И., Федин В.Т. Оболганный верховный

 

 

 

ЗАКЛАНИЕ ПИРЛ-ХАРБОРА

Борис Липецкер

"Московские новости"

Вторник, 3 декабря, 2002

Рассекреченные документы доказывают: неизвестной агрессии не бывает.

Сухие факты свидетельствуют: в воскресное утро 7 декабря 1941 г. японская авиация нанесла сокрушительный и внезапный удар по этой военно-морской базе США на Гавайских островах. Менее чем за три часа американский тихоокеанский флот был разгромлен; погибли более 2400 человек. На следующий день президент Франклин Делано Рузвельт сказал, что 7 декабря войдет в историю, как "дата, обреченная на бесславие". А спустя еще день конгресс объявил войну Японии, что ознаменовало вступление США во Вторую мировую войну. 

Факты, как видим, предельно ясны. Однако события, приведшие Америку к катастрофе в Перл-Харборе, никогда не были удовлетворительно объяснены в американской историографии. О внезапности японской атаки написаны сотни томов и статей; но была ли она так неожиданна и внезапна, как это принято считать? Безусловно, была - для тех, кто нес службу на кораблях, береговых батареях и аэродромах Перл-Харбора. А для высшего руководства страны, точнее наивысшего?

После войны комиссия конгресса по Перл-Харбору реабилитировала высших должностных лиц страны. Причиной катастрофы было названо "непринятие армией и флотом мер для обнаружения приближающихся сил противника". Однако новые, совсем недавно рассекреченные документы возобновили спор о причинах гавайской катастрофы и о том, знал ли Рузвельт о готовящемся японском ударе. С их публикацией сторонники утвердительного ответа на последний вопрос получили еще одно подтверждение для своих выводов. 

СИГНАЛЫ ТРЕВОГИ

Внутриполитическая обстановка в Соединенных Штатах, на фоне которой суждено было разыграться трагедии в Перл-Харборе, определялась стойким изоляционизмом, набравшим силы в годы Великой депрессии. Большинство американцев считали, что тяжелейшие беды тех лет произошли из-за бывших союзников по Первой мировой войне. Эти настроения не ослабли и к началу Второй мировой. Более того, их долго придерживался и президент Рузвельт. "Я надеюсь, - заявил он в радиообращении к гражданам страны на третий день после гитлеровского нападения на Польшу, когда Англия и Франция объявили войну фашистской Германии, - что США будут в стороне от этой войны".

Тем не менее уже в конце июля 1941-го американский президент предпринял весьма решительный шаг: эмбарго на поставки нефти в Японию. Это был прямой вызов - ведь Япония лишалась практически всех источников топлива, от которых зависела ее военная машина. На следующий день после введения эмбарго на заседании японского кабинета министров руководители армии и флота настаивали на вступлении в войну против США.

Трудно было предположить, что нападение будет предпринято именно на военно-морскую базу, расположенную всего в 200 милях от Сан-Франциско - и почти в 3600 милях от Токио. Тем не менее еще в январе 1941 г. американский посланник в Японии Джозеф Грю сообщил госдепартаменту о том, что вооруженные силы Японии планируют - в случае "затруднений" с США - внезапное массированное нападение именно на Перл-Харбор. Тогда же министр военно-морских сил США Фрэнк Нокс, признавая возможность такого нападения, за десять месяцев до атаки направил письмо военному министру Генри Стимсону, в котором, в частности, указал:

"Если вспыхнет война с Японией, то вполне возможно, что военные действия начнутся с внезапного нападения на флот или военно-морскую базу Перл-Харбор... В этом случае возникнут два вида опасности: бомбовая воздушная атака и торпедная атака".

Пророческой оказалась и оценка ситуации контр-адмиралом Беллинджером. В докладе, отправленном военному руководству в апреле 1941 года (за семь месяцев до катастрофы), указывалось на возможность нападения именно на флот в Перл-Харборе.

Любопытно, что информация о готовящемся нападении японцев на американскую базу поступала и в СССР - от Рихарда Зорге. В начале октября, за два месяца до "внезапного" нападения, он сообщил в Москву, что Перл-Харбор будет атакован в течение 60 дней; эта информация, согласно американским источникам, была доведена Кремлем до Вашингтона. Наконец, из недавно рассекреченных в Америке документов стало известно о встрече, которую германский посланник в США Ганс Томсен в середине ноября 1941-го назначил нью-йоркскому бизнесмену Малколму Ловеллу. Нацистский дипломат, зная о связях этого бизнесмена с Белым домом, рассказал ему о предстоящем японском ударе. В свою очередь, Ловелл немедленно сообщил об этом одному из шефов американской разведки, Вильяму Доновану, который в тот же день передал полученную информацию лично президенту. До нападения на Перл-Харбор оставалось менее трех недель.

Но никаких мер не было принято. Более того, 14 октября 1941 г. командирам кораблей, находящимся в районе Гавайских островов, был передан приказ, очень напоминающий печально известное сообщение ТАСС от 14 июня того же года: "Никакая ответственная иностранная держава не будет провоцировать войну нападением на наш флот или базу..." 

ОБРЕЧЕННАЯ БАЗА

25 ноября 1941 года Рузвельт приглашает в Белый дом политических и военных руководителей страны. В своих записках военный министр приводит слова президента: "Президент указал, что на нас, по-видимому, будет совершено нападение. Проблема сводится к тому, как нам сманеврировать, чтобы Япония сделала первый выстрел, и в то же время не допустить большой опасности для нас самих. Это трудная задача".

На этом же совещании был принят документ, в котором США выдвинули Японии заведомо невыполнимые требования: вывести войска из Китая и восстановить положение, существовавшее до начала японской экспансии на Дальнем Востоке. Никогда в ходе американо-японских переговоров США не выдвигали столь радикальные требования; по существу, это был ультиматум, который торопил Японию с началом военных действий. На следующее утро он был передан японской стороне.

Знали ли о нем военные руководители Америки? Да. Но не от Рузвельта: ультиматум был принят после того, как руководители армии и флота покинули совещание у президента. Военные узнали о нем из дешифрованной телеграммы, направленной в Токио ошеломленным японским послом.

Наконец, вечером 6 декабря - менее чем за сутки до Перл-Харбора - Рузвельт получил расшифрованную японскую ноту, которую японские дипломаты должны были вручить ему на следующий день. Но эта нота, фактически объявлявшая войну Америке, не была своевременно доведена до командования флотом. Никакого предупреждения командованию базы на Гавайях отправлено не было... 

МАКИАВЕЛЛИ ИЛИ СПАСИТЕЛЬ?

Стратегия американского руководителя определялась, конечно, чрезвычайной международной обстановкой и особенностями внутреннего положения в стране, только начавшей выходить из пропасти Великой депрессии. Только учитывая это, можно попытаться понять мотивы политики Рузвельта и его тяжелое решение. Кем он был в момент его принятия - последователем великого циника Макиавелли или военным стратегом, который, отвлекая противника от направления главного удара, посылает в ложный прорыв обреченный на гибель гарнизон?

Президент Линдон Джонсон, который в тридцатых годах был рузвельтовским протеже, сказал однажды: "Рузвельт был противоречивой фигурой, и мы должны оставить разрешение этих противоречий Истории". Может быть, сейчас именно это и происходит.

http://macbion.narod.ru/war/pearl3.htm

 

 

 

ЗАГАДКИ ПИРЛ-ХАРБОРА 

…На этой странице мы поместили статью отечественного историка Леонида Байдака, вышедшую в киевском издании "Интересная Газета" (№12(75)1999 г). Кроме вопросов, задаваемых автором на страницах этой статьи, практически нет никаких ответов на волнующую умы исследователей тему, однако эти вопросы непосредственно выводят нас к новым версиям, наиболее интересные из которых мы рассмотрим на других страницах раздела.

В статью "ЗАГАДКИ ПИРЛ-ХАРБОРА" нашими специалистами были внесены незначительные изменения и дополнения в целях наиболее полного восприятия информации, не исказив при этом картины в целом.

Почему США, зная о предстоящем нападении Японии, не предприняли никаких мер? 

…Конец 1941 года. В Европе вовсю полыхает война. На Дальнем Востоке Япония огнем и мечом расширяет свою "сферу процветания". Хотя эти события разворачиваются далеко от американских берегов, Соединенные Штаты чувствуют в них угрозу и своей национальной безопасности. Анализируя обстановку, высшие чины армии и флота приходят к выводу, что вполне вероятна война с Японией, хотя главным противником останется гитлеровская Германия. Перспектива воевать на два фронта американцев, конечно, не вдохновляет. Отсюда их стремление как можно дольше оставаться вне схватки, чтобы лучше подготовиться к ней, не лишая себя свободы выбора.

…Период тревожной неопределенности внезапно оборвался 7 декабря 1941 год. В этот день японская авиация нанесла неожиданный удар по военно-морской базе США на Гавайских островах Пирл-Харбор. Одновременно японские войска напали на английские, голландские и американские владения на Дальнем Востоке и в южных морях. Так началась война на Тихом океане.

Недели за полторы до японского нападения по приказу военно-морского министерства США с Гавайских островов были отосланы авианосцы, которые являлись главным средством активной обороны флота от ударов с воздуха. После ухода оперативных соединений в Пирл-Харборе осталось чуть больше половины тихоокеанского флота. Однако основные, по тогдашним меркам ударные силы - восемь линейных кораблей - остались в гавани. Всего в ней находилось 96 судов разных классов. На аэродромах Гавайских островов номинально было 394 военных самолета, но многие из них устарели или требовали ремонта. 

…Оперативное соединение адмирала Нагумо, руководившего нападением на американский флот, в строжайшей тайне сосредоточивало силы в заливе Танкан (Хитокапу) на острове Иторофу в группе Курильских островов. Суда прибывали поодиночке с разных баз, где никто не знал, куда уходил очередной корабль - он просто исчезал за горизонтом. Притом судовые радисты кораблей, которых хорошо знала по "почерку" американская служба радиоперехвата, оставались на месте. Они имитировали оживленный обмен сообщениями, и те, кто следил за эфиром, были в полном неведении относительно действительного местонахождения японских кораблей.

Для операции "Z", как именовалась предстоящая акция, в заливе Танкан японцы собрали 32 корабля и 432 самолета. В шесть утра 26 ноября оперативное соединение покинуло залив и двинулось прямо на восток с тем, чтобы, минуя оживленные судоходные линии, выйти к Гавайям с севера, со стороны Соединенных Штатов, откуда вряд ли могли ждать нападения островитяне. Шли, строго соблюдая радиомолчание. Разведка военно-морского флота США "потеряла" японские авианосцы.

Нападение было скоротечным - оно продолжалось всего несколько часов. Все американские линейные корабли были выведены из строя. Людские потери США составили: флот - 2008 убитыми и 710 ранеными, армия - 218 убитыми и 364 ранеными.

Не будем живописать разгром, учиненный японцами в Пирл-Харборе, - эти события широко известны. Факты здесь, как говорится, лежат на поверхности. Гораздо интереснее, на наш взгляд, разобраться в их подоплеке - в причинах и мотивах. А здесь очень многое остается неясным до сих пор.

При анализе событий рокового 7 декабря невольно возникает, по крайней мере, три вопроса. Первый: почему японцы не развили свой успех на Гавайях, не попробовали захватить их, что было бы не так уж сложно в создавшейся неразберихе, а сразу же повернули на запад?

Второй: японцы знали, что они могут одержать верх лишь в скоротечной кампании, а длительной войны им не выдержать - ресурсы не те. На что в таком случае рассчитывали японские стратеги, ударив по Пирл-Харбору?

И, наконец, третий вопрос: как получилось, что война, к которой США готовились и предполагали ее неизбежность, оказалась для них столь внезапной? И это, пожалуй, наиболее запутанный вопрос.

Но начнем с первого. Многим современникам адмирала Нагумо и историкам, исследовавшим подробности тех событий, странным представлялся факт, что флот-победитель столь поспешно покинул поле боя, не попробовав даже добить противника. Но это лишь при ретроспективном взгляде может показаться, что адмиралу Нагумо, собираясь в поход, нечего было волноваться. А тогда он чувствовал себя явно не в своей тарелке. В ушах адмирала звучали напутственные слова командующего Объединенным флотом Ямамото: "Вам вероятно, придется пробиваться к цели с боем"

И так считал не только Ямамото. Поднаторевшие в коварстве восточные милитаристы, и те не могли себе представить, что противник окажется таким беспечным. Для чего же тогда разведка? Словом, они, казалось, все сделали для обеспечения внезапности, но делали поправки на какие-то неприятные для себя случайности. Потому допускалось, что одна треть оперативного соединения навсегда останется в гавайских водах. Одна треть из 32 кораблей и трехсот с лишним самолетов!

Вот поэтому, когда военное счастье улыбнулось Нагумо, он не захотел дальше искушать судьбу. Непосредственный участник событий М.Футида, командующий в том бою летчиками, писал в 1951 году: "Когда принималось решение о проведении операции, мы вовсе не были уверены в успехе. В то время мы чувствовали себя так, как если бы нам предстояло выдергивать перья из хвоста орла, и, естественно, захват островов не входил в наши планы". В этом и состоит объяснение того, что Нагумо поспешил убраться.

Представляется, что ответ на второй вопрос в значительной степени лежит в плоскости социальной психологии или, как сказали бы сейчас, менталитета. Злую шутку сыграл с японцами их собственный исторический опыт. Не будем углубляться в истоки формирования самурайского духа. События 1904 года, победа над Россией укрепили его, развили самомнение, не оставив места для угрызений совести по поводу коварного нападения на Порт-Артур. Та победа возвысила японских милитаристов в их собственных глазах и, что особенно важно, в глазах всего азиатского мира. Поэтому тема войны с Америкой еще с 20-х годов обсуждалась в японском обществе. Ветеран русско-японской войны Кохиро Сато выпустил книжку "Если Япония и Америка начнут войну", весьма популярную в 20-30-х годах. По мнению автора, Америка отравлена "золотым ядом", ненавидит Японию, чинит препятствия ее справедливым устремлениям. Но боевой дух самураев возобладает над материальными ценностями, развратившими США!

Патриотизм - вещь, конечно, хорошая, если только он не ослепляет. Здесь же люди, как видим, мыслили отжившими и преувеличенными представлениями о силе самурайского духа, которые привели сперва к Халхин-Голу, а затем к Хиросиме и Нагасаки.

А теперь - о главном: почему же американцы проспали свой "день позора", как нарекли они 7 декабря? Таким ли уж внезапным было это "внезапное нападение"?

…Еще 27 января 1941 года начальник военно-морского штаба США Г.Старк сообщал вновь назначенному командующему Тихоокеанским флотом адмиралу Х.Киммелю, ссылаясь на посла США в Японии Д.Грю: "Перуанский посланник рассказал сотруднику американского посольства, что он узнал из многих источников, включая один японский, - в случае конфликта между США и Японией японцы намереваются совершить внезапное нападение на Пирл-Харбор, используя все свои силы и средства". Любопытен и комментарий Старка: "Управление военно-морской разведки совершенно не верит этим слухам".

А ведь подобная "недоверчивость" оснований под собой не имела. Летом 1940 года американские криптографы после двухлетних усилий смогли раскрыть японский дипломатический шифр. И 19 ноября американцы перехватывают информацию из Токио для некоторых посольств и миссий, аккредитованных за рубежом:

"В случае возникновения чрезвычайных обстоятельств (опасность разрыва дипломатических отношений) и разрыва международной системы связи следующие предостережения будут включены в ежедневные бюллетени о погоде, передающиеся из Японии на коротких волнах:

1) в случае опасности в японо-американских отношениях - "восточный ветер, дождь";

2) японо-советских отношениях - "северный ветер, облачно";

3) японо-английских отношениях - "западный ветер, ясно".

 Важность этой информации очень трудно переоценить. Всем работникам, имевшим отношение к "Чуду" (кодовое название дешифровочной работы), раздали специальные карточки с указанием значения соответствующих условных фраз. Несколько радиостанций перевели на круглосуточный режим работы - прослушивать и записывать все радиопередачи Токио. То есть отнеслись к делу, как и подобает, очень серьезно. Вашингтон настороженно ждал.

…4 декабря станция радиоперехвата флота в Челтенхеме, штат Мэриленд, приняла сигнал, передававшийся посольству в Лондоне, с которым больше нельзя было снестись шифром. В 1946 году капитан II ранга Лоуренс Саффорд (в декабре 1941 г. - начальник отдела скрытой связи разведуправления морского министерства) под присягой сообщил комиссии Конгресса, расследовавшей обстоятельства нападения на Пирл-Харбор, что о перехваченных сигналах ("западный ветер, ясно" и "восточный ветер, дождь", означавших войну против Англии и США) немедленно доложили начальнику управления связи флота контр-адмиралу Нойсу, который разослал сообщения по разметке - президенту, военному и военно-морскому министрам.

Другие работники разведки (тоже под присягой) дали противоположные показания. Так, капитан Макколум подтвердил, что 4 или 5 декабря была перехвачена телеграмма с "кодом ветров", однако она гласила: "северный ветер, облачно", т.е. война против Советского Союза. Капитан решил, что это обычный прогноз погоды. Так что же было получено в действительности и что же было доложено президенту?

Ключевой свидетель - начальник оперативного отдела штаба флота адмирал Р.Тернер - также под присягой без большого энтузиазма сообщил, что хотя сам он не видел текста телеграммы, адмирал Нойс 5 декабря позвонил ему, сказав: "Телеграмма "северный ветер, облачно" получена". Проверить, кто прав, не удалось: те, кому по разметке была направлена дешифрованная телеграмма, начисто отрицали факт ее существования. Когда комиссия Конгресса обратилась к сверхсекретным архивным папкам, выяснилось, что чья-то заботливая рука изъяла документ. Тщательные поиски не дали никакого результата. В описях остался только порядковый номер - 7001, под которым, по-видимому, значился этот документ. Кто-то, настолько влиятельный, что имел доступ к этим папкам, был заинтересован, чтобы тайна, скрытая под номером 7001, навсегда осталась тайной.

…Здесь, очевидно, можно обратиться к чисто логическим построениям. Если телеграмма существовала (а в этом, кажется, сомнений нет), то зачем надо было японскому МИДу дезинформировать свое посольство в Лондоне относительно направления агрессии? И если действительно там значилось "северный ветер, облачно", то зачем нужно было уничтожать телеграмму? Потому что она дезинформировала великую державу в самый ответственный момент ее истории? Если это так, то выходит, японская разведка как-то узнала о дешифровке кода и повела с американцами информационную игру. Но в обширнейшей литературе о Пирл-Харборе нет даже намека на это. США и в дальнейшем извлекали пользу из раскрытия японского дипломатического кода, как ни в чем не бывало.

...Начиная с 1943 года восемь комиссий США занимались расследованием причин неготовности американских военных к японскому нападению на Пирл-Харбор. Но ни одна из них не дала удовлетворительного разъяснения этих причин.

http://macbion.narod.ru/war/perl2.htm

 

 

ПИРЛ-ХАРБОР БЕЗ ЗАГАДОК 

Из книги американского историка Ф.Шермана "ВОЙНА НА МОРЕ". 

…День нападения японской авиации на военно-морскую базу ВМС США был выбран не случайно: в воскресенье американский Тихоокеанский флот находился в бухте, за исключением авианосцев, некоторых крейсеров и сопровождавших их эскадренных миноносцев. Офицеры и матросы думали о предстоящем дне отдыха, и совсем никто не думал ни о какой войне. Были установлены обычные при пребывании в базе вахты, да у некоторых зенитных орудий занимали посты небрежно составленные малочисленные расчёты. Вообще считалось, что эти люди занимают посты у орудий скорее в целях тренировки, чем в порядке подготовки к действительному нападению. Большая часть боеприпасов оставалась внизу, в артиллерийских погребах.

…Как всегда по воскресеньям, сигнал побудки был дан поздно, завтрак для матросов был подан в 7.30, а офицеры могли завтракать в любое время до половины девятого, впрочем, многие офицеры и матросы отсутствовали с вечера, начав свой отдых еще в субботу. На ряде кораблей шла подготовка к воскресной утренней проверке, и некоторые предусмотрительные матросы открывали для более удобного доступа водонепроницаемые двери и люки.

…Сигнал подъёма флага был дан, как обычно, в 7.55. В тот момент, когда замерли звуки горна, высоко над островом Форд, расположенном в центре бухты Пирл-Харбора , появились неизвестные самолёты. Спустя несколько секунд с различных направлений неожиданно появились другие самолёты. К удивлению наблюдателей, на них оказалась эмблема Японии - восходящее солнце. Без всякого промедления эти самолёты начали сбрасывать бомбы и торпеды на стоявшие на якоре у причалов и бочек тяжёлые корабли. Люди, видевшие это, не могли поверить своим глазам. Девять самолётов пикировали на базу гидроавиации на острове Форд, сосредоточив свою атаку на самолётах, стоявших в обычном порядке на бетонированных площадках, в то время как другие самолёты направили всё своё внимание на корабли.

…В это же время два десятка одноместных истребителей неизвестной американцам конструкции атаковали авиабазу корпуса морской пехоты в Эва, располагавшуюся всего в двух милях к юго-западу от острова Форд. Эти самолёты внезапно налетели с северо-запада и на бреющем полёте принялись расстреливать аэродром из пулемётов и 20-мм пушек. Они стремительно носились во всех направлениях, пока все самолёты корпуса морской пехоты не были подожжены или разбиты, а затем принялись за вспомогательные и ремонтируемые самолёты и личный состав морской пехоты, пытающийся тушить возникшие многочисленные пожары.

…Пока эта группа истребителей действовала на о. Форд и над авиабазой Эва, другая группа атаковала базу гидроавиации на Канэохэ, расположенную с другой стороны острова Оаху. Атаковавшие Канэохэ самолёты шли на малой высоте и расстреливали стоявшие на якоре гидросамолёты "Каталина". Скоро на поверхности воды были видны только горящие обломки. Следом подошла эскадрилья лёгких бомбардировщиков и начала бомбардировку и обстрел на бреющем полёте аэродрома и окружающем его зданий. По всему берегу горели самолёты и ангары. Хотя расчёты поразительно быстро заняли места у орудий и личный состав вёл себя геройски, только 6 из 33 находившихся на базе самолётов не были уничтожены, но и они получили серьёзные повреждения. Как база, с которой гидросамолёты могли бы производить разведку или контратаки, Канэохэ была полностью выведена из строя.

…Тем временем другие самолёты атаковали армейские объекты на аэродроме Хикам, расположенной рядом с морской базой, и на аэродроме Уиллер, в центре острова. Армейские самолёты, установленные в целях лучшей защиты их от возможных диверсий близко один к другому на рулёжно-подходных дорожках, оказались чрезвычайно удобными целями. Японцы, бомбардируя с пикирования и с горизонтального полёта и обстреливая на бреющем полёте, подожгли и ангары, и самолёты. Практически в течении первых же нескольких минут была уничтожена вся армейская авиация в районе Гавайских островов. Из состава военно-воздушных сил уцелели только два авианосца, которые в этот момент находились в море.

…Пока аэродромы подвергались бомбардировке и обстрелу, 50 бомбардировщиков, 40 торпедоносцев и 81 пикирующий бомбардировщик атаковали корабли Тихоокеанского флота, стоявшие на якоре в Пирл-Харборе. Это была главная цель японцев, и на нее они обрушили наиболее сильные удары.

…Нападение на Пирл-Харбор было задумано и подготовлено японским адмиралом Исороку Ямамото, командующим японским соединённым флотом. Предварительная разработка операции была предпринята в январе 1941 г., а последние детали её были доработаны в сентябре. Смелый рейд имел целью сковать американский Тихоокеанский флот, чтобы выиграть время и гарантировать Японии свободу действий при вторжении на Филиппинские острова и в восточную часть голландской Индии. Никогда не предполагалось в связи с этим нападением производить какие-либо высадки на Гавайских островах. Успех этой операции, замышлявшейся исключительно как удар с последующим быстрым отходом, зависел только от его внезапности. Вторжение в такой бастион в средней части Тихого океана в то время превышало возможности Японии. 

…В состав японского авианосного оперативного соединения, которым командовал ближайший соратник и помощник Ямомото - вице-адмирал Нагумо, входило шесть авианосцев: "Акаги", "Кага", "Сорю", "Дзуйкаку", "Хирю" и "Секаку"; два линейных корабля - "Хией" и "Кирисима", два тяжёлых крейсера - "Тоне" и "Тикума", лёгкий крейсер "Абукума" и девять эскадренных миноносцев. Японское высшее командование ожидало, что потери при проведении рейда составят одну треть этих сил. Чтобы не быть обнаруженными, решили использовать небольшое соединение, обеспечив в то же время по возможности наиболее мощный удар с воздуха. Авиагруппы авианосцев были укомплектованы высококвалифициро-ванными лётчиками, а специальная тренировка довела их искусство до совершенства. Выбирались корабли с большой дальностью плаванья, и командирами их были наиболее способные и опытные офицеры.

…Учитывая малые глубины и ограниченность акватории Пирл-Харбора, японцы снабдили свои торпеды специальными стабилизаторами глубины, с тем чтобы при сбрасывании торпеды не уходили слишком глубоко и не зарывались в ил дна мелководной бухты. Торпеда совершенно правильно считалась самым эффективным боевым средством для вывода линейных кораблей из строя на значительный период времени. Японские истребители должны были уничтожать американские самолёты на земле и в воздухе и не давать им возможности контратаковать противника.

…Для подхода к Пирл-Харбору японское оперативное соединение выбрало хоть и наиболее длинный, но зато самый безопасный северный путь, проходящий между атоллом Мидуэй и Алеутскими островами. Японцы отказались от подхода центральным или южным путём, так как это было сопряжено с опасностью встретиться по крайней мере с торговыми судами или быть обнаруженными разведывательными самолётами наземного базирования. В случае обнаружения их за два дня до намеченного для нападения срока оперативное соединение должно было вернуться в Японию. В случае обнаружения накануне нападения или утром в день нападения соединение должно было атаковать, несмотря на потерю внезапности. Если бы во время перехода японского оперативного соединения к Пирл-Харбору американский флот сделал попытку перехватить его, японцы контратаковали бы противника, когда бы это ни произошло. Если бы американского флота в Пирл-Харборе не оказалось, японцы произвели бы поиск вокруг Оаху в радиусе 3300 миль. Обнаружив флот, они должны были контратаковать его, не обнаружив - уходить.

…Оперативное соединение противника вышло из бухты Хитокаппу на Курильских островах в 6 утра 26 ноября. Уже 2 декабря его командование получило сообщение, что дипломатические переговоры не привели к ожидаемым результатам и что нападение назначается на 8 декабря (дата токийская), а 3 декабря соединение приняло топливо в море от танкеров. Пока оно совершало переход, японские радиостанции вели передачи, имевшие целью создать впечатление, что японский авианосный флот ещё находится в отечественных водах. Соединение прибыло в пункт выпуска самолётов, в 200 милях к северу от о. Оаху, в намеченное планом время - в 6 утра 7 декабря ( дата для Гавайских островов ).

…Самолёты первой ударной группы поднялись в воздух сразу же, как только авианосцы повернули навстречу ветру, а самолёты второй группы - через 75 минут. Они шли на высоте 10 000 футов над сплошными облаками, которые стали редеть. Когда самолёты подходили к острову, облака слегка отклонились к востоку. Внизу развернулась мирная картина Пирл-Харбора и Оаху, а за вершины гор цеплялись только лёгкие "барашки" облаков. Не встречая самолётов противника, японцы проверили свою позицию и перестроились из походного порядка в боевой, собираясь начать свою разрушительную работу.

…Семь американских линейных кораблей в два ряда стояли на якоре у причалов острова Форд. Восьмой линейный корабль "Пенсильвания" стоял в сухом доке на противоположной стороне фарватера. С другой стороны о. Форд стоял бывший линейный корабль "Юта", переоборудованный в корабль-мишень. Рядом с ним был свободный причал - авианосец "Лексингтон" ("Лекс") отсутствовал. Около "Юты" стояли только крейсер "Релей" и гидроавиатранспорт "Кертис". В различных местах гавани находились 9 крейсеров, 20 эскадренных миноносцев, 5 подводных лодок, 1 госпитальное судно, а также транспорты, плавучие мастерские, буксиры и канонерские лодки - всего 86 боевых кораблей и вспомогательных судов. Пять линейных кораблей стояли у стенки попарно: "Oклахома" была пришвартована к борту "Мериленда", "Вест Вирджиния" - к борту "Teннесси" и плавучая мастерская "Вестал"- к борту "Aризоны". Линкор "Калифорния" стоял на якоре один около нефтяной пристани, и линкор "Невада", также один, за кормой "Aризоны".

…Поскольку японские торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики сосредоточили свою атаку на тяжёлых кораблях, все стоявшие снаружи линейные корабли при первом ударе получили попадания одной или нескольких торпед. Пикирующие бомбардировщики, атаковавшие одновременно с торпедоносцами, засыпали тяжёлые корабли дождём бомб, и одна из них попала в дымовую трубу "Aризоны".

…Последующий осмотр "Aризоны" показал, что фильтр-решетка на дымовой трубе не был повреждён. По наиболее правдоподобной версии, взрыв был вызван попаданием сброшенной с горизонтального бомбардировщика 800-килограммовой бомбы (по сути, представлявшей собой крупнокалиберный бронебойный снаряд, снабжённый стабилизаторами), которая пробила палубу у башни № 2 и разорвалась в погребе боезапаса. Котлы носовой группы силовой установки линкора, а затем и артиллерийский погреб взлетели в воздух. Топливо, выброшенное из нефтяных цистерн, воспламенилось, и вода вокруг корабля покрылась языками пламени, создавшими опасность для стоявшего рядом "Teннесси". От горевших кораблей к небу поднялись столбы густого чёрного дыма.

…Четыре торпеды и две большие бомбы попали в "Вест Вирджинию". Корабль стал оседать кормой, и от носовой нефтяной цистерны начал распространяться пожар. В "Калифорнию" попали две торпеды, после чего корабль почти сразу же дал крен 8 градусов и стал оседать. По всему кораблю начали вспыхивать пожары, заполнившие отсеки ядовитыми газами. Корабль оставался на плаву в течении трёх дней, но продолжал принимать воду, пока не опустился на дно, и над водой осталась только одна надстройка…

…На "Oклахоме" не было времени задраить все открытые двери и люки или герметизировать повреждённые отсеки. В самом начале атаки корабль получил четыре попадания торпед в левый борт и сразу же начал крениться в эту сторону. Он медленно перевернулся набок, и на поверхности остались только правый борт и часть киля и гребного вала. Корабль повернулся вокруг горизонтальной оси приблизительно на 150 градусов, и та часть его, которая осталась над водой, опиралась на мачты, уткнувшиеся в илистый грунт гавани. Большинство личного состава оказалось в ловушке внутри корабля, но 32 человека выбрались оттуда через отверстия, прорубленные в днище перевернувшегося корпуса. Когда спустя несколько месяцев корабль был поднят, в нём оказалось около 400 трупов.

…"Пенсильвания" с эскадренными миноносцами "Кэссин" и "Даунс" находилась в доке. В оба эскадренных миноносца попали бомбы, которые вызвали детонацию боезапаса в артиллерийских погребах и сильнейшие нефтяные пожары, но в конце концов пожары удалось потушить, затопив док. "Кэссин" соскочил с кильблоков и, ударившись о "Даунс", перевернулся, превратившись в груду измятого металла. Это была картина страшного разрушения, и всё же в последствии как "Даунс", так и "Кэссин" были восстановлены и вступили в строй. "Пенсильвания", "Mэриленд" и "Teннесси", хотя и были сильно повреждены бомбами, остались на плаву и вскоре после атаки смогли своим ходом отправиться к Тихоокеанскому побережью Америки для последующего ремонта.

…"Невада", которая стояла на якоре одна, была единственным линейным кораблём, давшим ход во время японской атаки. Когда начался налёт, старшим по званию офицером на корабле был лейтенант-коммандер Томас. Он сразу решил, что у него будет больше шансов спасти корабль, если он выведет его в открытое море, где корабль сможет маневрировать. Не ожидая проведения обычной подготовки, линейный корабль развил ход и начал двигаться к выходу из гавани. Пройдя мимо горевшей "Aризоны" и плавучей мастерской "Вестал" на расстоянии около 40 футов, он повернул на фарватер, и в этот момент японские пикирующие бомбардировщики поняли его намерения. Им представлялся необычайно удобный случай потопить корабль на фарватере, закупорив таким образом выход из гавани, и они обратили на него всю свою злобу. Направляясь к выходу из гавани, медленно двигавшийся линейный корабль вёл сильнейший зенитный огонь, в то время как в нескольких метрах от него со всех сторон в воде разрывалась бомба за бомбой. Корабль получил шесть попаданий бомб, в результате которых он принял большое количество воды и, кроме того, понёс большой ущерб от обстрела на бреющем полёте. Повреждения заставили его приткнуться около дока, в котором стояла "Пенсильвания", и он постепенно осел, приняв воду через зияющие пробоины в борту. Впоследствии его сняли буксиры и посадили на грунт напротив Госпитал-Пойнт, чтобы избежать блокирования фарватера.

…Эскадренный миноносец "Шоу" находился в другом плавучем доке на военной верфи. В него попали три бомбы, которые пробили нефтяную цистерну и вызвали пожар во всей носовой части корабля. Один из артиллерийских погребов взорвался, и корабль разломился на две части по линии, проходящей впереди носовой дымовой трубы. Совершенно непостижимым образом этот эскадренный миноносец впоследствии своим ходом пришёл на Тихоокеанское побережье, где ему пристроили новый нос.

…Кроме самолётов, в нападении принимали участие от 10 до 12 японских эскадренных подводных лодок. Пять из них несли на палубе позади боевой рубки подводные лодки-малютки, обслуживаемые командой в составе двух человек. Некоторые из подводных лодок были высланы раньше японского авианосного соединения для наблюдения, другие вышли прямо из Японии к Гавайским островам. Использование подводных лодок-малюток, по общему признанию, являлось экспериментом, но предполагалось, что они смогут принести оперативному соединению определённую пользу и сами смогут успешно проводить торпедные атаки. Американские силы потопили в гавани одну подводную лодку-малютку и впоследствии подняли её со дна. Другая была потоплена недалеко от входа в гавань. Третья села на мель около аэродрома Бэллоус, и командовавший ею младший лейтенант был взят в плен. Судьба остальных двух лодок неизвестна.

…Что касается больших подводных лодок, то одна из них погибла, но время и место гибели неизвестны. Другая была повреждена глубинными бомбами около входа в Пирл-Харбор, но всё же вернулась в базу. Остальные лодки до начала января действовали в непосредственной близости от Гавайев, а затем, получив приказ по радио, пошли к западному побережью США.

…Американские корабли в Пирл-Харборе понесли огромные потери из-за полной неподготовленности к отражению вероломного нападения. Из восьми находившихся там линейных кораблей четыре затонули - "Калифорния", "Вест Вирджиния", "Aризона" и "Oклахома". "Невада" села на мель, имея тяжёлые повреждения. "Mериленд", "Пенсильвания" и "Teннесси" были повреждены, хотя и менее серьёзно. Крейсера "Хелена", "Гонолулу", "Релей" и эскадренные миноносцы "Шоу", "Кэссин" и "Даунс" также имели повреждения. Из вспомогательных судов затонули и перевернулись минный заградитель "Oглала" и бывший линейный корабль "Юта"; плавучая мастерская "Вестал" и гидроавиатранспорт "Кертис" получили повреждения. Линейный флот, который столь многие люди считали главной опорой американских военно-морских сил, менее чем за час был выведен из строя на многие месяцы.

…В конечном счёте все корабли, кроме "Aризоны" и "Oклахомы", были подняты, восстановлены и введены в строй, но это было достигнуто ценой больших затрат. Под сомнением остаётся целесообразность этих затрат в условиях существовавшей в то время острой нехватки стали и рабочей силы, так как последующие события доказали преобладающее значение в новых условиях войны на море авиации и авианосцев.

…Американский авианосец "Энтерпрайз", находившийся во время рейда в 200 милях к западу от Оаху, как обычно, выслал на рассвете восемь бомбардировщиков-разведчиков, которые должны были произвести разведку на пути следования авианосца и затем сесть на аэродроме Эва на Оаху. Когда самолёты подходили к острову, они заметили разрывы зенитных снарядов и, к своему удивлению, встретили японские самолёты. В ожесточенном бою с обладавшими большей скоростью и большей маневренностью японскими истребителями было сбито пять самолётов с "Энтерпрайза"- часть японскими самолётами, часть огнём своих зенитных орудий. Некоторые лётчики приняли японские самолёты за дружественные и поняли свою ошибку только тогда, когда эти "дружественные" самолёты открыли по ним пушечный и пулемётный огонь.

…"Энтерпрайз" оставался в море до следующего дня, проводя бесплодные поиски вражеского флота. Вечером после наступления темноты шесть истребителей, которые вели этот поиск, пошли на аэродром на острове Форд. Хотя все корабли были предупреждены, что подходят американские самолёты, зенитчики с повреждённой "Пенсильвании" открыл по ним огонь, когда они проходили над линейным кораблем, собираясь сделать круг перед посадкой. Прежде чем была установлена трагическая ошибка, четыре истребителя были сбиты.

…"Лексингтон", находившийся примерно в 400 милях к юго-востоку от о. Мидуэй в составе оперативного соединения под командованием контр-адмирала Ньютона, подходил к назначенному пункту выпуска самолётов, которые должны были идти к атоллу Мидуэй. Когда Ньютон получил радиограмму с сообщением: "Воздушный налёт на Пирл-Харбор", на всех кораблях был дан сигнал тревоги, были закрыты все водонепроницаемые двери и люки и весь личный состав занял места по боевому расписанию. Адмирал Ньютон приказал оперативному соединению лечь на обратный курс, и корабли пошли в Пирл-Харбор, не выполнив свою задачу - доставку на Мидуэй самолётов морской пехоты.

…"Лексингтон" немедленно выслал самолёты для проведения поиска, а остальные машины стояли на палубе в готовности вылететь по первому же требованию, если бы были обнаружены вражеские авианосцы. Позднее поступила радиограмма, адресованная опять-таки Ньютону: "Перехватить и уничтожить противника. Предполагается, что он отходит курсом, проходящим между Пирл-Харбором и Джалуитом". Получив эту радиограмму, американцы повернули на юг и увеличили скорость. Предполагаемый курс противника, проходивший между Пирл-Харборм и островом Джалуит (Маршалловы острова), лежал далеко к югу от "Лексингтона".

…Полученная радиограмма лишила Ньютона всякой возможности перехватить ударные силы противника, так как в действительности японские авианосцы в это время отходили на северо-запад. Авианосец "Лексингтон", находясь западнее Пирл-Харбора, занимал идеальную позицию для перехвата противника как севернее, так и южнее о. Оаху. Если бы американцы сохраняли эту позицию до тех пор, пока не стало известно направление отхода японцев, они, несомненно, могли бы перехватить их. Кроме того, с начала военных действий против США доставка самолётов на Мидуэй становилась более важной, чем раньше. Теперь же, во время безуспешного поиска японских авианосцев, "Лексингтон" возил эти самолёты с собой как лишний груз, а в конечном счёте он вернулся с ними назад в Пирл- Харбор.

…Адмирал Холлси самокритично заявлял впоследствии, что именно на него падает ответственность за решение послать "Лексингтон" на поиски противника на юге и что это решение было принято на основании противоречивых, сбивавших с толку донесений, которые, как позднее было признано, исходили из японских источников. Вместе с тем Холлси считал, что эта ошибка, возможно, была удачей, если представить, что могло случиться с одиноким "Лексингтоном", если бы он встретился с шестью японскими авианосцами.

…Атака Пирл-Харбора была закончена вскоре после 9.20. Когда последние японские самолёты ушли, оказалось, что потери американского военно-морского флота и корпуса морской пехоты составляют 2835 человек, из них 2086 офицеров и рядовых было убито или смертельно ранено. Потери армии составляли 600 человек, из них 194 было убито и 364 ранено. Кроме повреждения кораблей и ангаров, было уничтожено 92 самолёта военно-морского флота и 31 самолёт повреждён, а армия потеряла 96 самолётов.

…Японцы же потеряли только 29 самолётов, одну эскадренную подводную лодку и пять подводных лодок-малюток. Разница в потерях показывает масштабы катастрофы, названной величайшей трагедией, какую приходилось переживать нашему флоту в истории нашей нации.

…Однако с чисто военной точки зрения это нападение не было такой катастрофой, какой её изображали. Американское высшее морское командование в то время плохо понимало, что господство на море по большей части зависит от палубной авиации, а не от устаревших линейных кораблей, которые были выведены из строя в Пирл-Харборе. Ничто не могло доказать им это с большей убедительностью, чем этот налёт на американские корабли, стоявшие в своей защищённой базе.

…Только благодаря счастливой случайности авианосцы американцев в момент нападения на Пирл-Харбор находились в море. Если бы "Энтерпрайз" и "Лексингтон" стояли у своих причалов, они, несомненно, были бы уничтожены. Но обстоятельства сложились так, что та часть морских сил США, которая была выведена из строя, являлась уже устаревшей для ведения боевых действий в условиях наступавшей новой эры в истории войны.

…С точки же зрения японцев, авианосный рейд на Пирл-Харбор не был связан с излишним риском, так как к началу войны Япония имела десять авианосцев против американских семи, из которых на Тихом океане у США было только три. Это неравенство авианосных сил и было главным фактором, заставившим американцев в начале войны вести только оборонительные действия, а совсем не потеря линейных кораблей, как это считалось в широких кругах.

…Точные данные о подходе, направлении и отходе японских самолётов были получены благодаря обнаружению их радиолокационной установкой. Если бы эти данные были использованы, оба авианосца - "Энтерпрайз" и "Лексингтон"- могли бы быть высланы для атаки противника. Но американские вооружённые силы ещё не были должным образом обучены оценивать получаемую информацию такого рода. А потому авианосцы напрасно затратили время на поиски противника в южном и восточном направлениях.

…Итак, началась война. До конца её должно было пройти почти четыре года. Ей суждено было завести американцев очень далеко, в малоизвестные уголки Тихого океана, и продемонстрировать новые методы войны на море, которых никогда раньше не знал мир.

http://macbion.narod.ru/war/pearl1_1.htm

 

ТЁМНАЯ СТОРОНА АМЕРИКИ

 

Положение этой страницы на сайте: начало > интервенции 

 

страна люди 11 сентября 2001 интервенции развал СССР США и Россия фотогалереи
  "культура" Запада библиотека ссылки карта сайта гостевая книга

 

Начало сайта