Александр Дугин

В сегодняшней России отсутствует учение, которое было бы более или мене адекватно тем процессам, которые разворачиваются как внутри самой России, так и за её пределами. Сейчас российское общество находится в постшоковом состоянии. Это связано с тем, что во второй половине советского периода наша оценка самих себя и процессов, происходящих в нашей жизни, стала отклоняться от действительности, и к 80-м годам наше общество дошло до низшей точки. Это была деградация духа – советские люди перестали понимать что бы то ни было. После проведённого референдума российские люди всё равно не стали понимать, что происходило и что происходит. Поэтому интеллектуальное обсуждение однополярного и многополярного миров, глобализации и т. д. происходит, если можно так выразиться, в больничной палате, в обществе умирающих, и доклады по этому вопросу воспринимаются как невнятные крики, стоны или храп тех больных, которых уже ничего не волнует.

Единственный процесс, который происходит – это процесс однополярной глобализации. В XX веке мы прошли через три стадии: первая – независимые государства-нации с определёнными центрами силы, эта стадия продолжалась до Второй мировой войны; вторая – двухблоковая, двуполярная система, в которой существовали два конкурентоспособных, равных друг другу с экономической, стратегической, политической, социальной и т. д. точек зрения блока; и третья – однополярная система, которая сложилась после краха СССР. Эта однополярная система, когда одна держава навязывает другим свою волю, и означает глобализацию, другого значения у слова "глобализация" нет. Империя, о которой говорят американские политики, в основных чертах построена, история, несмотря на отдельные замечания Фукуямы, фактически закончена. Либерализм, который как идеология победил две другие идеологии – коммунизм и фашизм, оставшись без своих соперников, "мутировал", поэтому правильнее говорить о "постлиберализме", а так как противодействие между идеологиями отсутствует, то и можно говорить о конце истории. Сегодня мы переходим в особую стадию, в которой Вашингтон является тем, чем в своё время являлась, например, ставка Чингисхана по отношению к огромным территориям Китая, Средней Азии, Руси.

Если мы не поймём, чему мы говорим НЕТ, мы этого НЕТ и не произнесём

В современном мире не существует власти "не от Вашингтона", та же власть, которая "не от Вашингтона", подлежит уничтожению. В этом состоянии глобализма "мутирует" и буржуазная демократия, которая больше не может действовать старыми методами. Вообще, все процессы меняются в соответствии с тем, что на смену модерну пришёл постмодерн, даже язык меняется в современных условиях. Ещё раз: глобализация является единственным процессом современности, и сегодняшний мир – это мир созидающейся империи. Глобализация предсказывалась давно, но в том, что она отличается от всевозможных прогнозов, ничего необычного нет, потому что реализация, овеществление, всегда отличается от замысла, идеи и т. д.

Первое, чем ознаменовалось бы начало выздоровления современного русского человека, это осознание того, что представляет собой глобализм. В этой связи даже наши внутренние проблемы представляются несущественными – до тех пор, пока мы не осознаем того, что происходит на глобальном уровне. В частности, сейчас можно сказать, что способность человека судить об американистике, либерализме, постлиберализме, о проблемах межу Европой и Америкой, является главным признаком его интеллектуальной компетентности, когда он берётся рассматривать то, что было у нас в действительности, что сейчас происходит, и что будет происходить. Все процессы, разворачивающиеся у нас – второстепенные по сравнению с тем, что сейчас происходит на Западе, в Америке. Поняв, что мы имеем дело с субъективным, если угодно – роковым и очень фундаментальным процессом, с процессом, который невозможно остановить или обратить вспять одним только тем, что нам это не нравится, поняв так же и то, что правление над нами определяется и назначается не нами, но из далёкого центра империи, мы сможем встать на путь выздоровления.

Далее. Человеческое существо способно оценить в моральных терминах любое объективное событие, оно способно сказать ему "да" или "нет" и построить систему противодействия этому событию, если говорит "нет". Стало быть, поняв абсолютную объективность и смысл однополярной глобализации – другой объективности просто нет, – можно и оценить её по-разному – здесь уместно понятие альтернативы. Можно сказать "да" – тогда начинается интеграция в процесс глобализации, адаптация к обычному обществу постмодерна, в котором нет ни человека, ни пола, ни родины, и т. д. Но можно сказать всему этому "нет" – другое дело, что если мы не поймём, что же происходит, чему мы говорим "нет", мы этого "нет" и не произнесём. Глобализация – это не какой-то проект, произвол, заговор отдельных личностей, это событие, которое наступает неминуемо, как катастрофа, как апокалипсис, как нашествие антихриста. Если мы не поймём этого, то выбор – "да" – сделают за нас.

При однополярной глобализации, какой бы фундаментальной она ни была, существует альтернатива, в той степени, в какой всегда – до последнего момента – существует свобода человека сказать антихристу "да" или "нет". Это глубочайший метафизический выбор, он не связан с поисками лучших условий для России, с сохранением собственной идентичности, с модернизацией нашей экономики и т. д. и т. п. Все эти вопросы могут быть включены лишь как подвопросы в означенное глобальное метафизическое решение. И тогда – если мы скажем "нет" – можно предложить многополярную глобализацию, или сохранение государств-наций, или воссоздание системы противостояния двух антагонистов, или ведение партизанской войны и т. д. Сказав "нет", мы встаём перед выбором новой системы, но это также означает и то, что мы становимся в жёсткую оппозицию американскому однополярному миру, мы объявляем ему джихад, мы начинаем вести каждодневную внутреннюю и внешнюю, социальную, партизанскую, интеллектуальную, медийную, философскую борьбу.

Короче говоря, противостояние однополярной глобализации означает абсолютное революционное действие, такое же, например, как пролетарская революция. Как пролетарии не могли ждать, что капиталисты всё сами отдадут им, так и в эпоху глобальной доминации капитала, о которой намекал Маркс (если пролетарская революция не восторжествует), без революции никакого противодействия глобализации осуществить невозможно. Итак, проект многополярного мира – это проект революции, столь же жёсткий, столь же безжалостный, столь же рискованный и требующий колоссальных внутренних и внешних ресурсов, как и любой, по-настоящему революционный процесс.

Это является самым принципиальным. Американцы, как показывает история с созданием оси Париж-Берлин-Москва во время американского вторжения в Ирак, на расшатывание которой Америка была вынуждена бросить значительные силы, всё-таки боятся объединения против себя, боятся создания другого полюса и связанных с его существованием проблем. Евразийство прелагает создать эту проблему, эту угрозу для Америки последовательно, объединив наиболее опасные для неё пространства: европейское, исламское, китайское и российское. Но этого никогда не произойдёт само по себе, этого никогда не произойдёт, пока не будет революционного самосознания. Оно есть в Европе, но весьма блеклое, оно есть в исламском мире, но уже подверженное эрозии, в Китае оно пробуксовывает, в России же до него совсем далеко. Иными слова, ресурсы для альтернативной многополярности, для многополярной глобализации, есть, предпосылки для этой альтернативы есть, но абсолютно отсутствует осознание глубины и фундаментальности процесса глобализации, и тем более осознание необходимости привлечения революционных методов для противостояния однополярному миру. Так что работы у евразийцев ещё много.