Что русские думают о Западе. Результаты опросов.

"Русский либерализм есть нападение не на существующие порядки вещей, а на самые вещи, не на русские порядки, а на самую Россию... Каждый несчастный и неудачный русский факт возбуждает в нем смех и чуть не восторг. Он ненавидит народные обычаи, русскую историю, все... Это никогда и ни в каком народе не случалось".

Федор Михайлович Достоевский

 

 

2001.

У России много общего с Западом (и США) - 19%.

У России мало общего с Западом (и США) - 66%.

Не знаю - 15%

http://bd.fom.ru/report/cat/frontier/rossiya_i_stran_mira/

truck_West/western_cult/d010611

 

 

 

2000.

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА, ЗАПАДНАЯ СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ВЛИЯЕТ ИЛИ НЕ ВЛИЯЕТ НА ХАРАКТЕР ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ В РОССИИ, И ЕСЛИ ВЛИЯЕТ, ТО ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО?

не влияет - 6%

положительно - 17%

в чем-то положительно, в чем-то отрицательно - 21%

отрицательно - 45 %

затрудняюсь ответить - 11%

 

 

 

 

ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА ВЛИЯЕТ ИЛИ НЕ ВЛИЯЕТ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ВКУСЫ РОССИЯН, И ЕСЛИ ВЛИЯЕТ, ТО ПОЛОЖИТЕЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО?

не влияет - 7%

положительно - 16%

в чем-то положительно, в чем-то отрицательно  24%

отрицательно - 35%

затрудняюсь ответить - 18%

 

 

КАК ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛЮДИ В РОССИИ СТАНОВЯТСЯ В ЦЕЛОМ ЛУЧШЕ, ХУЖЕ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ЛЮДЬМИ, НЕ СВЯЗАНЫ С ВЛИЯНИЕМ ЗАПАДА?

лучше - 12%

хуже - 48%

изменения не связаны с влиянием Запада - 21%

затрудняюсь ответить - 18%

http://bd.fom.ru/report/cat/frontier/rossiya_i_stran_mira/

truck_West/western_cult/tb003609

 

 

2000.

ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, НЕСУТ В РОССИЮ ЗАПАДНЫЕ ФИЛЬМЫ, КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ОНИ ОКАЗЫВАЮТ НА РОССИЯН?

отрицательное - 74%

положительное - 5%

и т.д.

http://bd.fom.ru/report/cat/frontier/rossiya_i_stran_mira/

truck_West/western_cult/d003610

 

 

 

1995 г.

59% опрошенных (в "общем" опросе) согласились с тем, что "западные государства хотят превратить Россию в колонию" и 55% - что "Запад пытается привести Россию к обнищанию и распаду".

 

 

 

1995 г.

на вопрос "Что сейчас больше нужно России: порядок или демократия?" - 64,7% интеллигентов ответили: "порядок"! Это - крах демократических иллюзий. Ведь в 1989 г. ориентация на "порядок" считалась свойством реакционного советского мышления, над этим издевались.

"Антисоветский проект" С. Кара-Мурза

 

 

 

1996.

"НА КАКИЕ ЦЕННОСТИ И СТАНДАРТЫ ЖИЗНИ – ЗАПАДНЫЕ, ТРАДИЦИОННО РУССКИЕ ИЛИ СОВЕТСКИЕ – ДОЛЖНА СЕГОДНЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ РОССИЯ?"

Во всех группах опрошенных приоритет был отдан традиционно русским ценностям (58 – 69%). В то же время советские ценности чаще привлекают бедных, а западные – богатых.

http://bd.fom.ru/report/cat/frontier/rossiya_i_

stran_mira/truck_West/western_cult/of19961003

 

 

 

2001.

Запад стремится лишь к ослаблению России - 54%

http://bd.fom.ru/report/cat/frontier/rossiya_i_stran_mira/

truck_West/western_cult/d012541

 

 

 

2002.

Для большинства наших соотечественников "холодная война" продолжается до сих пор (60%), и только 18% считают, что она закончилась. Причина - антирусская пропаганда в западных СМИ и продолжающееся вооружение США.

http://bd.fom.ru/report/cat/frontier/rossiya_i_stran_mira/truck_West/d022233

 

 

 

2000
Вы согласны, что Россия всегда вызывала у других государств враждебные чувства, что нам и сегодня никто не желает добра?
согласен - 64%
http://www.vciom-a.ru/interrelations.print.html

 

 

 

2004.

Россияне считают HATO агрессивным военным блоком (58%), а оборонительным военным союзом называют его 17%. Причем, по данным фонда "Общественное мнение", доля последних за два года заметно уменьшилась (с 24% до 17%), тогда как доля сторонников противоположной точки зрения устойчиво растет (с 54% до 58%). Кроме того, большинство россиян считает, что НАТО представляет опасность для нашей страны, что размещение войск НАТО на нашей территории недопустимо даже при одновременном размещении наший подразделений на их территории, что расширение НАТО увеличивает военную угрозу для России.

http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0415/domt0415/domt0415_1/d041508

 

 

 

2004.

РОССИЯ В СВОИХ РЕШЕНИЯХ И ДЕЙСТВИЯХ В ЦЕЛОМ НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНА И ЗАВИСИТ ОТ ВЕДУЩИХ ЗАПАДНЫХ СТРАН. Да - 54%, нет - 33%, затрудняюсь ответить - 13%

http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0422/domt0422/domt0422_5/d042213

 

 

2000.

В какой мере для России подходит западный вариант общественного устройства?

Не подходит совсем или почти совсем - 67%, универсальным его считают всего 4%

http://www.vciom-a.ru/interrelations.print.html

 

 

 

2004.

Не очень удалась "демократам" и антисоветская пропаганда. Не смотря на всё их враньё, в 2004 г. большинство россиян считало, что
1) ВАЖНО ПОМНИТЬ О ДНЕ РОЖДЕНИЯ В. И. ЛЕНИНА (67%)
2) В. И. ЛЕНИН СДЕЛАЛ БОЛЬШЕ ХОРОШЕГО, ЧЕМ ПЛОХОГО (53%).
3) ВОЗМОЖНО, САМЫЙ НЕПРИЯТНЫЙ МОМЕНТ ДЛЯ НЫНЕШНИХ ВЛАСТЕЙ: В ГЛАВНЫЕ ЗАСЛУГИ ЛЕНИНА РОССИЯНЕ ЗАПИСЫВАЮТ СВЕРЖЕНИЕ КАПИТАЛИСТОВ

http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0415/domt0415/domt0415_2/d041509

2003

4) СТАЛИН СДЕЛАЛ БОЛЬШЕ ХОРОШЕГО, ЧЕМ ПЛОХОГО (53%), больше плохого - всего 33%.

http://www.vciom-a.ru/press/2003030400.print.html

5) СЛУЧИСЬ СЕЙЧАС НОВАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, ЕЁ ПОДДЕРЖАЛ БЫ 41% ОПРОШЕННЫХ, ТОЛЬКО 10% БОРОЛИСЬ БЫ С БОЛЬШЕВИКАМИ

http://www.vciom-a.ru/press/2003110502.print.html

6)в конце 2003 г. к Ельцину положительно относились 9%, отрицательно -55%. Половина русских считает, что Ельцина нужно было бы привлечь к ответственности за незаконные действия и злоупотребления, допущенные им в годы пребывания у власти
http://www.levada.ru/press/2003121902.print.html

7) совсем тяжёлая ситуация сложилась с нашими капиталистами, олигархами и "новыми русскими". Не любит их народ. 88% считает, что их капиталы заработаны нечестным путём, роль олигархов в истории России 90-х гг. отрицательно оценили 74% опрошенных, в сегодняшней России - 77%, пересмотра итогов приватизации хотят 77%.

"РОССИЯ: ЕДИНСТВО ВЛАСТИ И НАРОДА"

8) 2003. С КАКИМ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ МНЕНИЙ О ТОМ, ЧТО ПРИНЕСЛА ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НАРОДАМ РОССИИ, ВЫ БЫ СКОРЕЕ ВСЕГО СОГЛАСИЛИСЬ? Положительный эффект революции - 51%, отрицательный - 33%.

http://www.vciom-a.ru/press/2003110502.print.html

 

 

2000

Согласны ли Вы с тем, что за годы советской власти наши люди стали другими, чем в странах Запада, и этого уже не изменить? Согласен -  68%

http://www.vciom-a.ru/interrelations.print.html

 

 

 

2000

Насколько важно для России влиться в мировую культуру,воспринять образ жизни большинства развитых стран мира?

Не важно - 51%

http://www.vciom-a.ru/interrelations.print.html

 

 

 

2004

СКАЖИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, КАКАЯ МУЗЫКА, КАКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, СТИЛИ ВАМ НРАВЯТСЯ? (Карточка, любое число ответов)

отечественная эстрадная музыка - 57%, народная музыка - 37%, классика - 25%, русский шансон - 25%, зарубежная эстрадная музыка - только 22%, зарубежный рок - 7%, рэп, хип-хоп, металл, хард-рок, панк-рок - вместе 6%. Итак, не тянется народ к западной попсе, а к прочим порождениям "цивилизации" - и подавно. Наше было и остаётся намного популярней. Кроме того, народ считает, что отечественной эстрадной и народной музыки на сегодняшнем телевидении слишком мало, а зарубежной музыки - слишком много. Самой нелюбимой в России является роковая музыка, второе мест делят рэп и хип-хоп.

http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0427/domt0427/domt0427_5/d042712

 

 


2000

На чей опыт стоит скорее ориентироваться при продолжении реформ в России?

Не следовать чужим образцам, а глубже изучать исторический опыт России, следовать ее традициям и особенностям - 63%

США, страны Западной Европы - 14%

http://www.vciom-a.ru/interrelations.print.html

 

 

 

1994.

В ходе опроса респондентам предлагалось ответить, КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОНИ СЧИТАЮТ: 1) СОВЕТСКИМИ; 2) ЗАПАДНЫМИ; 3) НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМИ ДЛЯ СЕБЯ. Из 37 позиций можно было выбрать несколько. Вот как распределились первые десять мест:

 

Места

"Советские" ценности

"Западные" ценности

Ценности, наиболее важные для респондентов

1

атеизм

предприимчивость

справедливость

2

энтузиазм

богатство

личное достоинство

3

гарантии социальных прав личности

деловитость

трудолюбие

4

верховенство государственных интересов

неприкосновенность частной собственности

чувство долга над интересами личности

5

борьба

прибыльность труда

образованность

6

чувство долга

свобода выбора убеждений и поведения

гостеприимство

7

терпеливость

профессионализм

профессионализм

8

дисциплина труда

невмешательство государства в частную жизнь граждан

равенство всех перед законом

9

образованность

дисциплина труда

гарантии социальных прав личности

10

гостеприимство

гарантия политических прав

бескорыстие

 

В списках "западных" и "советских" ценностей выделены те, которые входят в первую десятку из числа чаще выбираемых респондентами в качестве наиболее важных. Из "западной" десятки только одно понятие вошло в последний список, а из "советской" – четыре. "Дисциплину труда" респонденты отнесли как к западным, так и к советским ценностям. В ОБЩЕМ, НИ СОВЕТСКИЕ, НИ РОССИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ С ЗАПАДНЫМИ НЕ СОВПАДАЮТ.

http://bd.fom.ru/report/cat/frontier/rossiya_i_

stran_mira/truck_West/western_cult/of19940803

 

 

 

 

  

 

Если Запад так все не любят, если западные ценности не совпадают с нашими, то почему же у нас его так активно "строят"? И кто его строит? Исследование людей, поддержавших перестройку, развал СССР и "западнизацию" общества, приводится ниже. Автор называет таких людей "новыми русскими" независимо от их благосостояния.

 

С тем, что на Западе создано лучшее из возможных обществ и нам надо следовать за Западом, согласились 13,2% русских и 52,5% евреев.

 

 

По данным Р.Рывкиной, в 1995 г. из числа тех, кто собирался идти на выборы и определил свое предпочтение, 71% евреев шли голосовать за партии «радикальных демократов» — Гайдара, Явлинского и Б.Федорова (а если прибавить «народный капитализм Св. Федорова, то 81%). А за КПРФ менее 5% евреев. Это не расхождение с массой, а противопоставление, «двухполюсный мир».

"Евреи, Диссиденты, Еврокоммунисты" С. Кара-Мурза

 

 

41.3% русскоязычных евреев в Израиле, имеющих российское гражданство и пришедших на избирательные участки, проголосовали за СПС и 24.4% за партию "Яблоко". Если состав Государственной Думы России формировался бы исходя только из политических предпочтений израильских русскоязычных евреев, то он имел бы следующий состав: правые взяли бы большинство - 65.7%, это куда больше, чем реально имеет сегодня "Единая Россия"! КПРФ набрала в Израиле 2.97% голосов, Блок "Родина" - 2.61%, ЛДПР - 1.6%, "Единая Россия" - 15.5%.

"Немцов - в синем, Хакамада - в чёрном, СПС - в …"

 

 

Любопытно, что среди проживающих в Америке граждан России СПС на выборах в декабре 2003 г. оказалась на первом месте с 37.5%  голосов, "Яблоко" - на втором с 22%,  "Единая Россия" на третьем с 16% и "Родина" - на четвертом с 8%. Результаты Хакамады были еще более внушительными - она получила 60% голосов. Есть также простое объяснение, почему СПС имела такое большое преимущество над "Яблоком". Для многих СПС  - это "партия бизнесменов", а "Яблоко"  - "партия интеллигенции". Российских интеллигентов в США не так уж много, а бизнесменов гораздо больше. СПС и "Яблоко", которые выиграли выборы в Соединенных Штатах, рассматриваются как прозападные, продемократические партии.

Newsletter Washington ProFile - 31 декабря 2003 года - #137 (361)

 

 

 

 

НА ЕВРЕЙСКОМ САЙТЕ "SEM. 40" РАЗОБРАЛИСЬ С ТЕМИ, КТО СРЕДИ ВЫДАЮЩИХСЯ ЯВЛЯЕТСЯ ЕВРЕЕМ. И СРЕДИ ПРОЧИХ НАЗВАЛИ СЛЕДУЮЩИЕ ИМЕНА.

Сплошные демократы, олигархи, правозащитники и прочие большие друзья американцев и враги "тоталитаризма“.

Предприниматели: Абрамович Роман Аркадьевич, Березовский Борис Абрамович, Гельман Марат Александрович, Мамут Александр Леонидович, Соловейчик Артем Симонович, Фридман Михаил Маратович, Ходорковский Михаил Борисович, Червоненко Евгений Альфредович,

Журналисты и телеперсоны: Альбац Евгения Марковна, Боровик Артем Генрихович, Боровик Генрих Авиэзерович, Венедиктов Алексей Алексеевич, Ворошилов Владимир Яковлевич, Галкин Максим Александрович, Ганапольский (Марголис) Матвей Юрьевич, Гербер Алла Ефремовна, Голенпольский Танкред Григорьевич, Гордон Александр Гарриевич, Лесневская Ирена Стефановна, Любимцев (Либерман) Павел Евгеньевич, Максимов Андрей Маркович, Минкин Александр Викторович, Млечин Леонид Михайлович, Новоженов Лев Юрьевич, Олейников (Клявер) Илья Львович, Пинскер Дмитрий Гарриевич. Познер Владимир Владимирович, Разбаш Андрей Леонидович, Сагалаев Эдуард Михайлович, Сванидзе Николай Карлович, Соловьев Владимир Рудольфович, Теплицкий Вадим Израилевич, Флярковский Владислав Пьерович, Ширвиндт Михаил Александрович, Шустер Савик (Савелий Михайлович), Якубович Леонид Аркадьевич.

Политические и общественные деятели: Андропов Юрий Владимирович, Боннэр Елена Георгиевна, Боровой Константин Натанович, Жириновский Владимир Вольфович, Каганович Лазарь Моисеевич, Каменев (Розенфельд) Лев Борисович, Кириенко Сергей Владиленович, Клебанов Илья Иосифович, Кузнецов Эдуард Самойлович, Лесин Михаил Юрьевич, Лившиц Александр Яковлевич, Машкевич Александр Антонович, Медведев Рой Александрович, Мехлис Лев Захарович, Невзлин Леонид Борисович, Немцов Борис Ефимович, Новодворская Валерия Ильинична, Осовцов Александр Авраамович, Павловский Глеб Олегович, Примаков Евгений Максимович, Ресин Владимир Иосифович, Руцкой Александр Владимирович, Сатаров Георгий Александрович, Фрадков Михаил Ефимович, Чубайс Анатолий Борисович, Явлинский Григорий Алексеевич, Ягода Генрих Григорьевич (Генох Гершович), Ясин Евгений Григорьевич.

Актеры и режиссеры: Абдулов Всеволод Осипович, Абдулов Осип Наумоввич, Арлазоров Ян Майорович, Броневой Леонид Сергеевич, Быков Роланд Анатольевич (Антонович), Быстрицкая Элина Авраамовна, Васильева (Ицыкович) Татьяна Григорьевна, Вертов (Кауфман) Дзига (Денис Аркадьевич), Весник Евгений Яковлевич, Винокур Владимир Натанович, Виторган Эммануил Гедионович, Воинов (Кац) Константин Наумович, Волчек Галина Борисовна, Высоковский Зиновий Моисеевич, Гафт Валентин Иосифович, Герасимов Сергей Аполлинариевич, Гердт (Храпинович) Зиновий Ефимович (Залман Афроимович), Герман Алексей Юрьевич, Калягин Александр Александрович, Каневский Леонид Семенович, Карцев (Кац) Роман Аншелевич, Кваша Игорь Владимирович, Козаков Кирилл Михайлович, Козаков Михаил Михайлович, Козинцев Григорий Михайлович, Копелян Ефим Захарович, Костолевский Игорь Матвеевич, Крамаров Савелий, Кулиш Савва Яковлевич, Марсо Марсель, Мастроянни Марчелло, Менакер Александр Семенович, Менакер Леонид Исаакович, Миронов Андрей Александрович, Митта (Рабинович) Александр Наумович, Михоэлс (Вовси) Соломон (Шломо) Михайлович, Райкин Аркадий Исаакович, Райкин Константин Аркадьевич, Раневская Фаина Георгиевна (Григорьевна), Ромм Михаил Ильич, Рязанов Эльдар Александрович, Садальский Станислав, Самойлова Татьяна Евгеньевна, Спивак Семен Яковлевич, Спилберг Стивен, Сталлоне Сильвестр, Майкл Энцио, Урбанский Евгений Яковлевич, Хазанов Геннадий Викторович, Чухрай Григорий Наумович, Чухрай Павел Григорьевич, Ширвиндт Александр Анатольевич, Этуш Владимир Абрамович, Юрский Сергей Юрьевич, Юткевич Сергей Иосифович, Ярмольник Леонид Исаакович.

"ГЕНИИ "SEM. 40"

 

 

 

 

1990-1992 гг.

„Обширный список вопросов в течение трех лет задавался выборке из 2250 человек (1500 в РФ и 750 в Казахстане), представляющей ряд национальностей в десятке городов. И вывод огромной важности состоит в том, что та "историческая общность людей", которую мы называли советским народом, реально существует. Возник именно советский народ с общим ядром мировоззренческих установок и идеалов. С общим державным сознанием и представлениями о справедливости. Во время перестройки нарушилась идеология - поверхностный слой культуры, - произошла перестановка чтимых образов, но все равно это образы, связанные с укреплением державы, а не ее распадом.

Мнения о "наилучшей эпохе в истории России": правление Петра I - 34%; правление Брежнева - 14%; перестройка (1985-1991) - 3%; реформа (конец 1991-1992) - 3%. То есть, для основной массы были ценны державность и стабильность. Вариации невелики: российские немцы делали больший акцент на державности, а казахи, татары и башкиры - на стабильности. Из полутора десятка "эпох" у всех народов перестройка занимает одно из последних мест. Лишь респонденты-евреи назвали перестройку "наилучшей эпохой". Видимо, зажатая державностью и советской стабильностью свобода предпринимательства была для них действительно важной ценностью.

 

 Еще один вывод об установках "массы" - быстрое крушение западнической утопии. Была предложена такая установка: "В западных странах сегодня создано наилучшее из всех возможных общество. Нам следовало бы не выдумывать свои пути, а следовать за Западом". С ней согласились в 1990 г. 45% опрошенных, в 1991 - 38% и в 1992 - 14% (в Москве побольше: 45, 44 и 18).

Перейдем от "массы" к тем, кто радикально отрицает державность и стабильность (и уж тем более наше советское прошлое) - к той среде, которая и порождает "новых русских". Здесь мы выберем лишь одно, но очень важное качество - религиозное отщепенство . Отказ как от любой традиционной религиозности ("веры в бога"), так и от советского атеизма. Вот некоторые выводы из работы, подтверж­ден­ные массой таблиц: "Показателен повышенный интерес к нетрадиционным формам религиозности новой группы нашего общества - коммерсантов и бизнесменов. Cреди них наиболее высока доля людей с ярко вы­ра­женным неопре­де­ленным, эклектичным паранаучным и парарелигиозным мировоззре­нием. Именно в этой, социально очень активной, груп­пе самое большое число верящих не в Бога, а в сверхъес­тест­венные силы - 20%". Резкий отрыв "нового слоя" от массы произошел в представлениях о справедливости и морали. "Новые русские" - это люди активного молодого возраста с высоким образовательным уровнем. В этой категории были наиболее распространены эгоистические и антипатриотические установки.

Авторы исследования пишут: "Опросы 1990-1991 г. показывали, что наиболее вовлеченная в массовую политическую борьбу и наиболее радикально-демократическая группа - верящие не в Бога, а в сверхъестественные силы, 24% из них поддерживали “Демократическую Россию”, что намного превосходило и верующих, и атеистов”. И еще: "Вера в НЛО, cнежного человека, телепатию сильно связана с ценностями первого периода радикально-демократического движения - антикоммунизмом, желанием похоронить СССР, приоритетом прав человека и рынка”.

Внутренняя противоречивость установок этой группы видна и в том, что "права человека" для нее - лишь политический инструмент. На деле ее отличает нетерпимость, причем даже в национальных отношениях: "В исследовании 1991 г. мы отмечали, что "верящие не в Бога, а в сверхъестественные силы", несмотря на весь свой радикальный демократизм, были в отношении к большинству различных народов наименее толерантной группой. И эта их особенность за прошедший год лишь усилилась".

 И, наконец, важный штрих, но связанный с целым. Вот вывод авторов: "Как и по многим другим проблемам, в области сексуальной морали самые либеральные - "оккультисты" - верящие в сверхъестественные силы. По всей видимости, они - носители достаточно последовательной культуры "вседозволенности": чаще других отрицают свою ответственность перед государством и обществом - "каждый за себя", обладают низкой трудовой этикой, высокой национальной нетерпимостью и не признают никаких границ в области секса".

 Это - первый, очень приблизительный духовный портрет "новых русских".  И пусть молодые интеллектуалы, с радостью кинувшиеся в антисоветскую стаю, не строят иллюзий. По глубинной культурной и философской своей сути "новый русский” - не сверхчеловек. Он – античеловек.

"Антисоветский проект" С. Кара-Мурза

 

 

Именно это абсолютное меньшинство сумело пропагандой ввести людей в заблуждение. Многие их, к сожалению, поддержали. Не верили, что может стать хуже:

„В начале 1989 г. лишь 10% опрошенных считали, что в ближайшие годы экономическое положение в стране ухудшится (59% считали, что "улучшится", 28% - что "останется без изменений").

Кто же внял антисоветским призывам, если не считать ничтожную кучку “новых русских” с их разумным, даже циничным расчетом, и сбитую с толку интеллигенцию? Вняли именно те, в ком взыграло обузданное советским строем коллективное бессознательное "гунна". Возникновение индустриальной цивилизации было “скачком из мира приблизительности в царство точности”. Скачком очень болезненным. Это царство - еще островок в мире, и нас тянет вырваться из него обратно в мир. Эти массы людей, освобожденные с заводов и из КБ, от норм права и нормальной семейной жизни, правильно поняли клич Ельцина: “Я дал вам свободу!”. Это свобода казаков, ватаги, банды. Артели челноков и рэкетиров - это казаки конца ХХ века, сбежавшие на новый Дон от крепостного права завода и университета. В самом понятии рынок их слух ласкали эпитеты: свободный, стихийный. А понятие плана отталкивало неизбежным: плановая дисциплина , неукоснительное выполнение“.

"Антисоветский проект" С. Кара-Мурза

 

ТЁМНАЯ СТОРОНА АМЕРИКИ

 

Положение этой страницы на сайте: начало > "культура" Запада  

 

страна люди 11 сентября 2001 интервенции развал СССР США и Россия фотогалереи
  "культура" Запада библиотека ссылки карта сайта гостевая книга

 

Начало сайта