НАМ ИХ СТАВИЛИ В ПРИМЕР. НАС ОПЯТЬ ОБМАНУЛИ
23.03.2004 [12:24]
В начале 90-х все наши газеты и
журналы взахлеб писали о яппи. Вот, мол, настоящий пример для
подражания. Вот, читайте, какие они - молодые, спортивные, красивые,
заработавшие к двадцати годам первый миллион долларов и вступившие в
яппи-клуб, вот как они заботятся о своем здоровье, вот как они лихо
огибают подводные рифы в море бизнеса, вот как они создают свою
субкультуру - строго рациональную, максимально технизированную,
экономически выверенную до цента, до грана, до карата, до ангстрема.
Вот на кого надо быть похожим в современном мире: образованные,
интеллектуальные, конкурентоспособные, здоровые, уверенные в себе...
Некоторые наши журналисты даже соображали, что термин "яппи"
образован по аналогии с термином "хиппи", и подчеркивали - вот как
замечательно изменился западный мир: вместо грязных, волосатых,
отвергающих деньги, успех, комфорт и бизнес хиппи кумирами молодежи
теперь стали яппи, выбритые до блеска, набриолиненные, хорошо
одетые, богатые и умеющие делать деньги.
Правда, ни у одного нашего журналиста не хватило знаний даже для
того, чтобы сообщить читателям, что "яппи" - это аббревиатура и
расшифровывается она так: "young urban professionals". Многие у нас
захотели быть похожими на яппи. Правда, выглядело это как-то нелепо:
наши кандидаты в яппи вырядились в клубные зеленые и малиновые
пиджаки, унизали пальцы перстнями, хотя настоящие яппи малиновых и
зеленых пиджаков не носят. Так одеваются разве что
пуэрториканцы-торговцы наркотиками в Штатах и "голубоватые"
представители богемы в Европе.
Уважающий себя яппи носит строгий костюм (предпочтительно тройку) -
шерстяной и очень дорогой, потому что его одежда - это его витрина.
Настоящий яппи, кроме того, придерживается консервативных цветов -
это касается и рубашек. Он ни в коем случае не унизывает пальцы
перстнями и не закалывает галстук булавкой с рубином - это дурной
вкус. Максимум, что он может себе позволить, - это запонки с
бриллиантовой пылью или антикварный хронометр "с репетицией". Но
даже это не рекомендуется. "Старшие товарищи" по бизнесу осудят.
Считается, что тот, кто выставляет свое богатство напоказ, сам
приманивает к себе налоговую службу. Значит, он неумен. С неумным
партнером лучше бизнес не вести. Сейчас малиновые пиджаки даже у нас
уходят в прошлое. В прошлое ушли и рекламные статьи о яппи. В чем же
дело? В частности, и в том, что жизнь яппи вовсе не так прекрасна и
безоблачна, как нам рассказывали 10 лет назад.
О жизни яппи лучше всего узнавать из яппи-журналов. Яппи сами для
себя издают журналы. Вернее, журнальчики. Тиражи крошечные,
распространяются в своем кругу. Названия либо простенькие, без
претензий ("Young Businessman", "New Businessman"), либо непонятные
("WAIS", "NABMW"). Полиграфическое исполнение - блестящее.
Отличительная черта - нарочитое пренебрежение экономией. Поля в 8 см
со всех сторон страницы - обычное дело. Основное содержание (только
не смейтесь!): письма самих яппи. Преимущественно о своих проблемах.
То есть - жалобы на жизнь.
Тут недавно какой-то читатель в студенческую газету "Латинский
квартал" написал письмо - и сам же себя одернул: ну что, мол, я с
этим в газету лезу, это все, мол, мой "совковый" менталитет... Яппи
уж наверняка не "совки". Так что это, должно быть, не "совковый
менталитет", а потребность в свободе высказывания мнений. Интересно,
что имен своих (даже в своем узком кругу) яппи не раскрывают: все
жалобы подписаны либо инициалами, либо именами без фамилий, либо
псевдонимами - иногда простенькими ("Bunny", "Cinderella"), иногда
экзотическими ("Бэби-Док", "Брат Убийцы Джона Леннона" и даже "Мао
Цзэ-дун").
Видимо, необходимость поддерживать имидж благополучного,
преуспевающего, уверенного в себе дельца понуждает яппи к
анонимности. Впрочем, в Америке вообще не принято жаловаться
окружающим на свои беды. Самая любимая тема яппи - нехватка времени.
Кто и когда инициировал обсуждение этой темы в яппи-журналах - не
знаю, но длится, видимо, это обсуждение уже давно, так как каждый
новый жалующийся яппи считает своим долгом присоединиться к жалобам
предыдущих. Оказывается, у яппи ни на что нет времени, кроме
бизнеса. Даже на сон. Спит типичный яппи часов 5, не больше. Многие
жалуются на то, что работают все уик-энды и бывают дома не чаще 2-3
раз в месяц, практически не видят жен и детей, и уж тем более -
прочих родственников.
Яппи жалуются на все убыстряющийся темп деловой жизни и все
ужесточающуюся конкуренцию. Времени на личную жизнь, на досуг, на
отдых у них не остается не потому, что они трудоголики, а из-за
напряженной ситуации в мире бизнеса: современные коммуникации,
сделавшие доступным весь мир, резко увеличили скорость проведения
финансовых и других деловых операций и так же резко умножили число
конкурентов. Оставить "дело" без присмотра на лишний час становится
просто опасно: за это время можно разориться. Неудивительно, что у
яппи возникают проблемы со здоровьем. Практически все пользуются
транквилизаторами - только так оказывается возможным бороться с
чудовищно напряженным ритмом деловой жизни.
Яппи жалуются в письмах на проблемы с нервами: многие, например,
рассказывают, что их бесят автоответчики. У каждого яппи,
разумеется, стоит автоответчик - и это кажется ему нормальным, но
вот то, что автоответчиками пользуются все остальные, яппи бесит.
Факсы у яппи вызывают такие же чувства. Многие жалуются на то, что
чужие факсы вечно заняты, и на то, что деловые партнеры взяли манеру
звонить по телефону и раздраженно кричать: "Я не могу вам переслать
по факсу наш контракт: ваш факс занят!" Радиотелефон отравил жизнь
яппи. Теперь яппи везде - в автомобиле, в самолете, на пляже, в
ванной - занимается делами: ему постоянно звонят по неотложным
поводам и не дают расслабиться. Заниматься любовью из-за
радиотелефонов стало невозможно.
Но отказаться от радиотелефона страшно: потерянные минуты могут
обернуться миллионными убытками. Бесконечное нервное напряжение
заставляет яппи прибегать к снотворным. Впрочем, многие яппи
полагают, что к снотворным они вынуждены обращаться из-за нарушения
ритма жизни: если сегодня у тебя деловые переговоры в Бостоне,
завтра - в Каире, а послезавтра - в Сингапуре, представление о дне и
ночи полностью нарушается. Пользуясь анонимностью, яппи дружно
жалуются на проблемы в области пола. Оказывается, еще в 1987 г.
серьезные проблемы в области секса преследовали каждого пятого яппи.
Это безумно много, если вспомнить, что яппи - это не
климактерические старички, а молодые, крепкие, спортивные парни,
непьющие и некурящие.
В 1990 г. проблемы в половой сфере испытывал уже каждый второй яппи.
В 1994 г., как оказалось, лишь четвертая часть американских яппи не
жаловалась на расстройство половой функции! Удивляться тут нечему:
если работать с утра до ночи, каждодневно бояться лишиться сотен
тысяч, если не миллионов, долларов, не видеть жен месяцами, жрать
ежедневно транки и снотворные и беспрестанно прерывать половой акт
ради разговора по радиотелефону - никакого другого результата и быть
не может. Врачи в отчаянии.
Некий д-р Хилель Хоуфстадтер (Hofstadter), сексопатолог, пользующий
почти исключительно яппи, жалуется в журнале "WAIS", что его
пациенты довели его самого до невроза: обычные методы терапии к ним
применить не удается - рекомендации "взять отпуск и отдохнуть"
вызывают у них ужас, прописанные препараты из-за сочетания с
транквилизаторами и снотворным приводят к непредсказуемым
результатам, нормально наблюдать пациентов невозможно: в назначенное
для повторного визита время они или оказываются где-нибудь в
Гонолулу на срочных деловых переговорах, или сидят, как безумные,
перед дисплеем у себя в офисе и пытаются спасти свою фирму,
катящуюся в пропасть по причине очередной биржевой лихорадки.
Еще хуже, жалуется д-р Хоуфстадтер, если ты, как и подобает,
назначаешь пациенту-яппи прийти в следующий раз с женой - на предмет
семейной психотерапии. Можно быть уверенным, что второй раз придет
только жена (сам яппи будет где-нибудь в Маниле) - и обрушит на
врача часовую исповедь о своей несчастной половой жизни. В
заключение своего жалобного письма д-р Хоуфстадтер пишет, что пока
его еще удерживают большие деньги, которые платят его пациенты-яппи.
Но если дело так пойдет и дальше - он плюнет на все и уйдет в
муниципальную больницу лечить негров-наркоманов.
В следующем номере "WAIS" к д-ру Хоуфстадтеру присоединяется д-р
Уильям Ф. Осгуд (Osgood), который подтверждает все сказанное своим
коллегой и добавляет, что Хоуфстадтеру еще повезло: с ним, Осгудом,
пользующим тоже в основном яппи, произошла недавно страшная история
- один его пациент-яппи, доведенный своей работой до импотенции,
имел неосторожность пообещать жене, что на годовщину их свадьбы он
обязательно будет дома и устроит "Праздник Большого Секса". Под это
дело он упросил д-ра Осгуда дать ему сильнейший стимулятор. Но тут,
как на грех, подвернулась выгодная сделка - заказ от какого-то
дамского протестантского общества. На переговорах с
дамами-протестантками с пациентом д-ра Осгуда случился приступ
приапизма.
Протестантки были шокированы и возмущены. Сделка не состоялась.
Озверевший пациент едва не вчинил д-ру Осгуду иск на 1,5 млн.
долларов - в возмещение упущенной выгоды. О том, что удержало
пациента от этого шага, д-р Уильям Ф. Осгуд скромно умолчал. Жена -
это вообще, если верить письмам, крест яппи. Дело в том, что обычно
яппи сначала зарабатывает свои первые миллионы и становится членом
яппи-клуба, а уж затем женится. В результате сплошь и рядом
оказывается, что он женился либо на смазливой и стройной дурочке,
либо на хищнице, позарившейся на его миллионы (оба варианта часто
совмещаются), либо вообще из деловых соображений - на другой яппи
или на чьей-то дочке, что обещало удвоить капитал. Духовного
контакта с такой женой не получается. Семья, которая, по идее,
должна быть надежным тылом, превращается в такую же враждебную
территорию, зону боев, как и бизнес.
Естественно, многие яппи заводят любовниц. О любовницах - отдельные
письма-жалобы. Ханжеская мораль, победившая в Америке со времен
Рейгана, предписывает, в отличие от предыдущих лет, скрывать свои
любовные связи. Разоблачение грозит "потерей лица", скандалом и
крахом карьеры. Необходимость тщательной конспирации угнетает обе
стороны. Кроме того, оказывается, что у яппи нет времени на
любовницу - точно так же, как и на жену. Словом, одни расходы (да
еще и тщательно скрываемые) и никакого удовольствия. Мысль о разводе
с женой среднего яппи ужасает: это трата времени и денег на
бракоразводный процесс, брешь в доходах от алиментов, удар по
репутации. Разрыв с любовницей тоже ужасает: это угроза шантажа.
Легче завести новую любовницу, содержа при этом и старую.
Некий яппи Сэмюэль Адамс (это псевдоним, конечно: Сэмюэль Адамс -
один из "отцов-основателей" США) в "NABMW" так и пишет: завел, мол,
уже третью содержанку, положительных результатов никаких, видеть ее
чаще, чем раз в два месяца не удается, она ревет и бесится, расходы
на содержание четырех женщин растут, что делать - не знаю,
психоаналитик выслушал и послал к психиатру, психиатр выслушал - и
послал к психоаналитику. Так "Сэмюэль Адамс" и живет. Еще один
предмет жалоб - недвижимость. Уважающий себя яппи должен иметь
поместье. Очень престижным считается покупка старинной усадьбы
где-нибудь в Европе, предпочтительно на Британских островах. Особый
шик - приобретение островка (пары-тройки островков). На островке
строятся усадьба, гавань, вертолетная площадка (а еще лучше -
небольшой частный аэродромчик).
Денег это все сжирает чертову кучу (в том числе и на то, чтобы
поддерживать все это хозяйство в надлежащем виде). Но вот
воспользоваться этим так и не удается. Некий яппи, скрывшийся за
псевдонимом "Джоббер" (jobber - маклер; комиссионер; спекулянт;
недобросовестный делец; человек, занимающийся сдельной работой),
жалуется: купил, дескать, остров, ухлопал кучу денег, сделал
вертолетную площадку, а пирс даже и делать не стал: зачем, если я
там был последний раз 2 года назад - чтобы посмотреть, как построена
вертолетная площадка?
Жена с сыном без меня туда ехать не хотят, а я выбраться все никак
не могу. Причем из письма "Джоббера" выясняется, что это он жалуется
не просто так, а отвечает другому яппи, который жаловался на такие
же проблемы с усадьбой в колониальном стиле, купленной им в
Луизиане. Действительно, Луизиана хоть не остров! Хором жалуются
яппи на то, что положение требует от них "выбрасывать деньги на
ветер" вместо того, чтобы экономить: летать если не на личном
самолете, то непременно первым классом, жить непременно в
пятизвездочном отеле, есть в самых дорогих ресторанах - в том числе
и тогда, когда это никакими интересами дела не оправдано. А попробуй
поступи по-другому: не дай бог, увидит кто - опозорит на весь мир:
миллионер такой-то живет в захудалом отеле, не иначе он на грани
разорения! В результате яппи разрывается между желанием избежать
явно излишних расходов и страхом перед оглаской. А это, известно, -
прямой путь к неврозу.
Если яппи - менеджер, то он еще и боится босса. А если яппи - босс,
то он не доверяет своим менеджерам. Как правило, яппи сам был
менеджером и знает, что эта публика, как пожаловался в яппи-журнале
"Junior" некий "Файв-Стар", "только и смотрит, как урвать кусок
моего пирога, и спит и видит себя обладателем контрольного пакета
акций моей фирмы". В результате яппи стремится проверять и
перепроверять действия своих менеджеров. Понятно, что в таких
условиях времени на отдых и на частную жизнь у яппи взяться
неоткуда.
Еще одна головная боль яппи: врачи. С врачами яппи общается
постоянно - так, словно он древний больной старик. Тут снова куча
проблем: с одной стороны, нет времени и возможности регулярно и по
графику посещать врача, с другой - и лечение не очень помогает.
Самый лучший способ: завести собственного врача и таскать его с
собой по всему миру - как футбольная команда. Но узкого специалиста
этот врач не заменит, и вообще это явно излишние траты. Многие яппи
лечатся долго и безуспешно, меняют врачей и все больше укрепляются
во мнении, что медики - это шарлатаны. Особенно - психиатры,
психоаналитики и сексопатологи.
Рассказать, однако, о своих горестных выводах они могут только в
яппи-журналах и под псевдонимом: обсуждать публично свои болезни в
кругу яппи не принято, условия игры требуют выглядеть бодрым,
здоровым и энергичным (и это требование логично: кто же будет
связываться с больным, а тем более психически неуравновешенным
партнером? - заключишь с ним соглашение, а он сиганет с тридцатого
этажа и денежки тю-тю). Очень тяжелое, психотравмирующее впечатление
производят на яппи встречи с друзьями детства или бывшими
соучениками, не ставшими яппи.
Среди этих людей обязательно находится кто-то, кто вроде бы и не
преуспел, зато живет полноценной жизнью: ходит на концерты, слушает
любимую музыку, следит за книжными новинками и т.д. После таких
встреч яппи страдает, остро ощущая процесс своей постоянной
культурной, интеллектуальной, духовной деградации - и начинает
писать письма в свои журналы. В "Young Businessman" некто R.R.R.
жалуется: "У него (приятеля) нет даже загородного дома - но ему, как
выяснилось, на это наплевать. Зато он добрых полчаса рассказывал мне
с восторгом, каким гением был Шекспир - особенно, если читать его в
оригинале, - и как это хорошо заметно по сравнению с его
современниками: Фордом, Вебстером, Джонсоном, Тёрнером.
Черт, у меня есть поместье на родине Шекспира, но нет времени
прочитать Шекспира не то что в оригинале (кто бы мне заодно
объяснил, что это значит - Шекспир писал по-шотландски, что ли?), но
даже в дайджестах! И вообще, я чувствовал себя полным кретином,
поскольку до сих пор не знаю, не издевался ли он (приятель) надо
мной: мне кажется, он просто называл первые вспомнившиеся ему имена
- экс-президентов, телемагната, составителя словаря... Этот парень
никогда не был на Багамах и - будь я проклят! - не хочет туда. Зато
он ходит на все выставки, и женщины липнут к нему сами... На кой
черт мне столько денег, если у меня с ними только бессонница и
расстройство желудка, а у этого мерзавца нет денег - но он доволен
жизнью?" Не знаю, как вам, а мне этого R.R.R стало жалко. "Young
Businessman" никогда не комментирует писем, но я надеюсь, что
найдется добрая душа и в каком-нибудь из следующих номеров объяснит
бедному R.R.R., что никто над ним не издевался, а Д. Форд, С.
Тёрнер, Д. Вебстер и Б. Джонсон действительно были драматургами -
современниками Шекспира. Вообще, чем тупее яппи - тем легче ему
жить.
Если он занимается производством какой-нибудь упаковки и не
интересуется ничем, кроме этой упаковки и бейсбола, - он счастливый
человек. Но если у него есть интеллектуальные запросы - муки ему
обеспечены. Яппи терзает страх перед будущим. Тот же R.R.R.
описывает это очень красочно: "Я хотел иметь очень много денег. Я
рассуждал так: я повкалываю лет пятнадцать, создам свою "империю" -
и дальше буду только отдыхать и жить в свое удовольствие. Деньги
сами будут приращивать деньги. Но я все чаще с ужасом думаю, что
ничего из этого плана не выйдет: эти проходимцы - мои подчиненные -
разорят меня сразу же, как только я перестану за ними следить. Мои
деньги для них - чужие деньги. Они готовы эти деньги тратить, но не
хотят приращивать. Я допускаю, что методом тщательного многолетнего
отбора я подыщу надежную команду - но мне тогда будет, наверное, лет
70. И от такой жизни, как сейчас, я буду трясущейся
полупарализованной развалиной, которую возят в коляске. Как,
спрашивается, я смогу воспользоваться тогда плодами своих
достижений?" Уж и не знаю, что бедняге R.R.R. ответить.
Кроме проблем постоянных, яппи мучают и проблемы преходящие.
Например, президент Клинтон. Клинтона яппи ненавидят. Клинтон, по их
мнению, задался целью разорить яппи новыми налогами. О Клинтоне в
яппи-журналах пишут так: "скрытый коммунист" ("YBM"), "подкаблучник
левачки-экстремистки" ("Junior"), "ненавидящий западную цивилизацию
ублюдок... от матери-алкоголички и неизвестного отца" ("WAIS"). Яппи
пишут в своих журналах, что на борьбу с Клинтоном надо давать как
можно больше денег. И, похоже, дело не ограничивается рассуждениями
и призывами - если судить по результатам последних парламентских
выборов в Америке. У яппи, покупающих недвижимость в Великобритании,
есть еще один враг: местные жители. Дело в том, что в последние годы
яппи стали скупать дома в рабочих районах Лондона и других
британских городов.
Жителей, разумеется, выселяют, дома переделывают под что-то,
приносящее быструю прибыль, - рестораны, дорогие магазины, танцзалы,
бордели, казино и т.д. Заодно, чтобы не отравляли воздух и не
портили пейзаж, закрываются окрестные заводы (иногда их, впрочем,
переоборудуют в склады и т.п.). Но оказалось, что, в отличие от
нищего неграмотного населения стран "третьего мира" и в отличие от
полностью обуржуазенных рабочих США, английские рабочие не утратили
еще полностью "классовых инстинктов". "Почему-то" они ненавидят яппи,
закрывающих их заводы и изгоняющих из дешевых муниципальных квартир.
"Почему-то" они кричат вслед яппи всякие оскорбления, кидают в них
камни, методично разбивают им машины и поджигают только что
отремонтированные офисы и рестораны.
Один такой яппи, подписавшийся "Ro-Ro Ship", жаловался: "Мне разбили
подряд 6 машин, в том числе "мерседес" для представительских целей.
Каждую ночь мне бьют стекла и витрины. Страховые компании уже
отказываются иметь со мной дело. Расходы на секьюрити выросли до
невообразимой величины. Стены домов напротив расписаны граффити, в
которых меня называют Гитлером и людоедом. Британская полиция, как
мне кажется, сочувствует этим подонкам. Недавно меня пикетировали
какие-то экстремисты из организации с названием "Классовая война". С
ума сойти - "Классовая война"! Это же неолит! Это же большевики, как
при Сталине и Робеспьере! Я принял представителей пикета, и эти два
ублюдка мне прямо так и сказали, что я - "капиталист", а всех
"капиталистов" надо уничтожить. Я им пытался объяснить, что я не
понимаю, что значит "капиталист", что я - деловой человек (businessman),
свободный предприниматель.
Они мне ответили, что я якобы лишил их родителей работы и жилья, а
их самих - будущего. Я их спросил, кто мешает им переехать в другую
страну - в Австралию, в Новую Зеландию - и начать там свое дело? Для
этого нужен совсем крошечный стартовый капитал: наверное, даже
меньше полумиллиона долларов. Они бросились на меня - и, наверное,
убили бы, если бы не телохранители...
Когда дети из этого квартала меня видят, они поют: I - i - yuppie -
i - i, Your fuckin' kids a sure gonna die! Наверняка этой гнусной
песне детей научили их родители-большевики. Они надеются
спровоцировать меня на действия против детей и таким образом
скомпрометировать... Я не знаю уже, что выгоднее: уехать и бросить
это дело или остаться. Кажется, в любом случае вместо доходов меня
ждут одни только расходы. Я обращался даже в обслуживающую меня
консалтинговую фирму, но там мне ответили, что в зоне гражданских
конфликтов их фирма не работает!"
Знакомство с яппи-журналами, как выяснилось, - вещь полезная. Раньше
яппи меня раздражали. Теперь вызывают чувство жалости. Ну несчастные
же люди, честное слово! Им внушили, что заколачивать бабки - это
хорошо, что они станут всемогущими, когда начнут вертеть деньгами. А
оказалось наоборот: это деньги вертят ими, как хотят. Капитал вертит
капиталистом, как собака хвостом. Бедный яппи не может позволить
себе делать что хочет. Как он выглядит, с кем общается, куда ходит,
что делает - решает за него его бизнес. Мне казалось, что развитие
цивилизации - это когда увеличиваются уровни свободы индивидуума.
Яппи, похоже, этой свободы лишен напрочь. Неолит - как справедливо
выразился яппи "Ro-Ro Ship" , хотя и по другому поводу.
Александр ТАРАСОВ
http://www.iraqwar.ru/iraq-read_article.php?articleId=41906&lang=ru
|