ВЕЛИКИЙ ВНЕДРЯТЕЛЬ


(Владимир БОБРОВ)

Вопреки широко распространенному мнению, версия об Эдисоне как о "Великом Изобретателе", авторе множества гениальных "пионерских идей", как об этом повествуют В.А. Лясковский, а вслед за ним Ю.И.Мухин в "Дуэли" N19/1998, при более внимательном ознакомлении с фактами оказывается далеко небезупречной: как раз те творения, что принесли всемирную славу "чародею из Менло-парка", были в значительной своей части лишь слегка подправленными вариантами уже существовавших изобретений других авторов.

Примеры? Их предостаточно. Вот лишь некоторые из наиболее характерных.

Приписываемое Эдисону изобретение угольного микрофона на самом деле сделано Д. Юзом; попытки же самого "великого" Томаса Альвы в этом направлении оказались неудачными, почти провальными. Приоритет в изобретении знаменитой "эдисоновской" лампы накаливания по праву принадлежит нашему соотечественнику А.Н. Лодыгину; в результате изнурительных судебных разбирательств "великому изобретателю" ничего не осталось, как снять претензии на все усовершенствования кроме одной только угольной нити; но, как стало ясно впоследствии, и это изобретение сделано раньше Эдисона выходцем из Германии Г. Гебелем. Была отнюдь не первой в своём ряду и эдисоновская динамомашина, которая от предшественниц отличалась к тому же и крайне неудачной конструкцией. Схемы дуплексного и квадруплексного телеграфов Эдисон заимствовал у американских и русских предшественников. И т.д. и т.п.

Что же касается любимейшего из детищ прославленного американца - фонографа, определения "пионерский" или "революционный" не подходят к нему ни с какой стороны: все реализованные в фонографе принципы и технические элементы были известны по крайней мере лет за 100 до его фактического изобретения. Парадокс как раз и состоит в том, что сей чудо-прибор оставался "невостребованным" вплоть до самого конца XIX в. Когда же неведомые силы дали толчок к его созданию, изобретатели фонографа во множестве (и почти одновременно) появились сразу в нескольких странах, включая США, где изобретателем стал считаться небезызвестный Томас Альва Эдисон. Между тем, историческая справедливость требует признать, что безусловная пальма первенства в изобретении фонографа должна быть отдана французу Ш. Кро, который не только почти на год опередил "великого изобретателя", но вдобавок предложил весьма остроумный способ тиражирования фоноваликов. Впрочем, и Эдисон не оказался внакладе: поведя дело с истинно американскими нахрапом и практицизмом, именно он оказался самым настырным в продвижении "музыкального ящика" на мировой потребительский рынок, заработав на этом неплохой капитал и связав изобретение фонографа со своим именем на многие десятилетия вперед.

Не выдерживает никакой критики "исключительность американского гения" и как наиболее плодовитого изобретателя всех народов и времен. Здесь, правда, судить труднее, чем в только что описанных случаях, когда не совсем ясно, то ли Эдисон "позаимствовал" технические новации у своих коллег-предшественников, то ли частые совпадения в найденных им технических решениях - результат множественных случайностей. И тем не менее, никакому сомнению не подлежит тот факт, что значительная часть 1093 американских патентов Эдисона - не плод усилий гениального изобретателя-одиночки, а результат работы большого коллектива высокоталантливых сотрудников его лаборатории.

Судите сами: щелочной аккумулятор был изобретен Дж. Эйльсвортом и А. Кеннели, сотрудниками лаборатории Эдисона; другой его ассистент - У. Диксон вплотную подошёл к изобретению киноустановки; лучший рецепт воска для фонографических валиков специально для Томаса Альвы нашёл русский химик Розанов. В разное время у Эдисона работали: Шуккерт, основатель заводов Сименс-Шуккерт в Германии; Круези, впоследствии главный инженер компании "Дженерал Электрик"; Ачесон, получивший карборунд; Тесла, объяснивший существо вращающегося магнитного поля; Флеминг - изобретатель диода... Разбирая эти и многие подобные случаи, П. Морган в своей книге-исследовании "Триумфальное шествие электричества" отмечал: "Будущим биографам Эдисона, которые станут описывать изумительную карьеру этого эксплуататора... придется не столько вводить новые о нем материалы, сколько проверять старые, искореняя ложное мнение, будто всё сделанное было работой одного сверхчеловека".

Тем не менее, в "изумительной карьере этого эксплуататора" чужих идей и талантов лидерство и пионерство кое в чём несомненно: Эдисон стал одним из первых, если не самым первым, кто на волне промышленной революции рубежа веков сделал своим бизнесом изобретения как таковые, создав первую в мире промышленно-исследовательскую лабораторию в Менло-парке. Причем, именно у Томаса Альвы такой тип "интеллектуального" предпринимательства оказался исключительно успешным. Справедливо полагая, что сами по себе изобретения не приносят денег до тех пор, пока кто-то не начинает их использовать, Эдисон обычно создавал вокруг технических новаций своей лаборатории небольшие внедренческие компании, а затем, когда значимость нового оценивали конкуренты, им же эти компании и продавал (договаривался о слиянии или о чём-то в том же роде). Именно такой подход к делу (а не злые козни "представителей презренного народца") привёл к тому, что (в отличие от братьев Сименс с их нынешней "Сименс АГ", Форда с его "Форд Моторс", Белла с его "Белл Лаб", Истмана с его "Истман Кодак") из доброй сотни эдисоновских компаний ни одна не сохранила имя своего отца-основателя.

И ещё. Подлинная история "Дженерал Электрик" - той самой, что на десятилетия приютила К.А. Штейнмеца и якобы положила "начало концу" империи Эдисона, как пишет об этом В.А. Лясковский, - свидетельствует совершенно о противоположном: именно Эдисон выступил одним из соучредителей компании, которая в 1892 г. образовалась путём слияния "Эдисон Дженерал Электрик" с "Томсон-Хьюстон Электрик". И хотя к 1895 г. Эдисон распродал весь принадлежащий ему пакет акций, деловое партнёрство с "Дженерал Электрик" продолжалось многие годы. А стало быть, у Томаса Альвы не было и не могло быть серьезных оснований для ненависти к евреям из "Дженерал Электрик", как нас в том пытается убедить В.А. Лясковский. Столь же малоосновательны аргументы этого же автора и в отношении изобретений Э. Берлинера, которые якобы "положили конец производству эдисоновских фонографов". Уже к 90-м гг. ХIX в. граммофон действительно сильно потеснил любимейшее из детищ чародея-эксплуататора, однако последняя фабрика по производству фонографов была остановлена - не поверите! - только в 1929 г., когда Эдисону уже "стукнуло" 95 лет, а "возраст" самого музыкального ящика перевалил полувековой рубеж...

Подытоживая сказанное, нельзя не отметить: вся та часть "дуэли" Мухина - Лясковского на тему "Захватывают ли евреи власть умом?", где речь шла о "еврейских мстителях" "великому изобретателю", построена на утверждениях, весьма далеких от истинного положения дел. Томас Альва Эдисон, этот человек-символ пресловутого "американского образа жизни", конечно, был незаурядной личностью, но далеко не в той степени, в какой её представляют идеологи американоцентризма. Из-за исключительной раздутости деяний "великого изобретателя" любому непредвзятому читателю должно быть ясно: появись в биографии Эдисона хоть какой-то намек на неприязнь к евреям, пигмеям или гондурасцам, уверяю вас, все это было бы "раскручено" на полную катушку и в нужном пропагандистам направлении. Но не то к счастью, не то к сожалению, у биографов об эдисоновских фобиях нет ни слова. Тем более удивительно, что один такой автор всё же нашелся - это известный нам В.А. Лясковский, которому оказалось достаточно одного лишь сомнительного факта неприёма на работу немецкого эмигранта-социалиста (а еврейство К.А. Штейнмеца1 надо бы тщательно перепроверить), дабы нещадно заклеймить Эдисона как отпетого антисемита!.. Мне бесконечно жаль, что вы, Юрий Игнатьевич, оставили без внимания как раз эту прелюбопытную сторону вопроса, и очень надеюсь, что всем нам ещё представится случай познакомиться с вашими размышлениями и наблюдениями на эту тему.

1 - В отличие от Эмиля Берлинера, чья принадлежность к еврейству подтверждается рядом независимых источников, национальность Карла Августа Рудольфа Штейнмеца, по-видимому, была назначена по принципу: раз общался с Лениным, значит - еврей! Тем не менее, будет справедливо упомянуть один шулерский список "знаменитых евреев" в Интернете, где Штейнмец оказался в одном ряду, например, с К.С. Станиславским (Алексеевым) - истинным русаком из старинной купеческой фамилии крестьян-староверов.

http://www.duel.ru/199828/?28_4_1

 

ТЁМНАЯ СТОРОНА АМЕРИКИ

 

Положение этой страницы на сайте: начало > люди  

 

страна люди 11 сентября 2001 интервенции развал СССР США и Россия фотогалереи
  "культура" Запада библиотека ссылки карта сайта гостевая книга

 

Начало сайта

 

                                         

 

.