Хеллбой: Герой из пекла

Год выпуска: 2004

 

РЕЦЕНЗИЯ №1
На фоне вялых мартовских премьер экранизация очередного комикса выглядела интригующе, особенно учитывая, что впереди таких будет еще две – буквально через пару недель “The Punisher” и “Spider-Man 2”. Кроваво-мистическая окраска тоже обещала незабываемого зрелища.

Фильм открывает цитата из какой-то явно выдуманной книги, в которой говорится что-то вроде некоего магического заклинания, при помощи которого жуткие монстры Вселенной ждут своего часа в какой-то звездной темнице. Мы видим туман, сполохи огня, вертиго, все это убыстряется. Слышен голос: “Да, я был молод, помню, как сейчас” и титры “Шотландия 1944 год”. Американские солдаты а ля Райан с ученым-очкариком наблюдают, как… самые настоящие нацисты готовятся провести на развалинах шотландского замка какой-то научный эксперимент по перемещению во времени и пространстве. Там забавный наци-гимнаст с носком вместо головы и противогазными стеклами вместо глаз, злодей в шубе на голое тело, его фанатка-белокурая секретарша и солдаты вермахта. Некая вращающаяся хрень, дождь, естественно. Хрень приводится в действие, но америкосы набегают в самый неподходящий момент. Злодей по кусочкам вылетает куда-то в дыру времени, гимнаста пронзит осколками конструкции, но он исчезнет не менее загадочным образом, а ученый найдет в склепе неподалеку… маленького и напуганного чертенка, которого назовет Hellboy. Возьмет его на руки, накормит шоколадкой.

Это вроде присказка, а сказка впереди. Пардон, там еще присказка номер два. Титры – «Румыния, наши дни». Наци-гимнаст и ничуть не постаревшая секретарша оживляют своего злодея в неком старинном храме-вертиго, залив площадку кровью проводника.

Теперь нас переносят в Нью-Йорк – естественно. Отрывки из газет, телехроники о странном существе красного цвета и с хвостом, которое иногда видят на манер Человека-паука на ночных улицах. Молодой парень поступает в Центр научных расследований и знакомится с постаревшим ученым-очкариком и его сыном… повзрослевшим Hellboy, настоящим качком-культуристом с красной кожей и хвостом , обожающем котят и смотрящем мультики по ТВ. Вообще, выглядит он прикольно – Рон Перлман постарался, много и цинично шутит, очень милый такой черт с ломанными рогами, огрызки которых он ежедневно зачищает напильником.

Потом начинается свистопляска в музее древностей – некие загадочные бандиты – понятно, что злодей, наци-гимнаст и секретутка - раздобудут бумажку, на которой написано, на КАКОМ МОСКОВСКОМ КЛАДБИЩЕ похоронен -вы не поверите, но кем буду – Григорий Распутин, главный ключник ВРАТ АДА. Кладбище номер 16 и есть Врата Ада – интересно, где такое. В титрах будет указано, что на Волоколамском шоссе. Да, не завидую я москвичам… На какой бочке пороха сидят!!!! В музее Черту предстоит встретиться с чудовищами, которые тем больше плодятся, чем больше ты их убиваешь, и представляют собой нечто среднее между Хищником из боевика Шварценеггера и металлическими спрутами Матрицы. Он их мочит – они едва не убивают напарника черта, странного человека-амфибию, обладающего способностями телекинеза.

Есть и любовная линия – черт влюблен в тихую девушку (Салма Блэйр) – которая может вся гореть в прямом смысле эго слова и за которой начинает ухаживать молодой агент. Опускаю детали, перехожу к финалу – схватка в катакомбах под Москвой – там скрыт гигантский город с ловушками и супермаятником, черт включает Врата Ада, начинается Апокалипсис, НЕКИЕ МОНСТРЫ из начальной цитаты некой книги распускают гигантские щупальца, но в самый последний момент черт одумается и все остановит. Естественно, злодей недоволен, начнется мочилово, Черт всех поборет, оживит умерщвленную любимую и покинет так ни о чем и не подозревавшую Москву. А до этого он сбросит гимнаста в наполненную острыми копьями яму, а сверху для наверняка придавит гигантским колесом от часового механизма. Знай наших!

В итоге получает добротный комикс-боевик с достаточным количеством экзотических и любопытных героев, но с типичным недостатком таких фильмов – нет цельности зрительного и эмоционального отклика. Спецэффекты и особенно гигантские декорации хороши – но не отличны, а вот драматургия явно на нуле. Потому и легкое разочарование при финальных титрах. Все очень предсказуемо, окромя, пожалуй, мумии Распутина, которая почему-то говорит на какой-то тарабарщине. Русская клубника или ежевика, как там пишут, в фильме, слава Богу, отсутствует – америкосы путешествует по Подмосковью свободно без постов ГАИ и местных жителей, но в полной боевой амуниции с оружием, а в район подземных действий… десантируются с военного самолета NATO. И куда ПВО смотрят?

(c) Евгений Левик

--------------------------------------------------------------------------------

РЕЦЕНЗИЯ №2
Как известно, Гитлер весьма увлекался всякой мистикой и придавал большое значение поискам различных оккультных артефактов. По максимуму эти поиски были активизированы в конце войны, потому что спасти Гитлера от поражения могло только чудо или какое-нибудь "идеальное оружие". И вот тут на помощь нацистам пришел весьма интересный человек: монах-чревовещатель Григорий Ефимович Распутин (Карел Роден), которого по приказу Екатерины (так сказано в фильме) отравили, пристрелили и утопили, но он благополучно всплыл в нацистской Германии и теперь сидит на ставке специалиста по связям с дьявольской общественностью.

Гриша обещал Адику открыть врата Ада, чтобы установить на Земле царство Сатаны. Зачем Адольфу это нужно - не сильно понятно, но, вероятно, Гитлер считал, что они с близким родственником сумеют договориться. Поэтому Григория Ефимовича, одетого по русскому обычаю в расшитый золотом халат на голое тело, его ассистентку - сексуальную арийскую блондинку Ильзу - и странноватого полковника Карла Рупрехта Кроенена, который исповедует в одежде стиль "милитари-BDSM", отправили в Шотландию, чтобы они там и открыли врата Ада.

Американцы прознали о готовящейся встрече на высшем уровне, поэтому отправили туда корпус быстрого реагирования, снабженный специалистом по паранормальным явлениям профессором Тревором Бруттенхольмом (Джон Харт), и поставили перед корпусом задачу пресечь открывание пресловутых врат, опасаясь серьезного сквозняка.

Конечно, нормально работать в условиях, когда тебе под ноги кидают всякие гранаты с выдернутой чекой, фактически невозможно, поэтому блестящий эксперимент по установлению царства Сатаны, в общем-то, провалился, хотя изначально шел так, как и было задумано: Григорий Ефимович эффектно заискрился, врата эффектно открылись, и Сатана уже приготовился выползать на Землю, привлеченный то ли заклинаниями, то ли запахом шотландских овечьих пастбищ. Но в Ефимыче под воздействием гранат что-то там закоротило, после чего монаха-концептуалиста затянуло в Ад, врата захлопнулись и были закрыты на засов, а на Земле среди руин старого замка осталось существо, похожее на покрасневшего от стыда домового Нафаню.

Американцы во главе с профессором пригляделись - ба, да это же маленький симпатичный чертик! Военные, верные принципам демократии, не стали пристреливать малыша, а наоборот - сделали его сыном полка, дали дитю из пекла незатейливое имя "Парень из пекла", а профессора Бруттенхольма назначили дяденькой Биденко!

Прошли годы. Хеллбой вырос в симпатичного молодого человека устрашающей наружности (мейкапированный Рон Перлман), который под руководством все того же профессора Брума (его уже зовут на американский манер) работает в сверхсекретном подразделении "Людей в черном", занимающимся секретными материалами оккультной направленности. Таким образом, Хеллбой - нечто вроде сверхмускулистого Фокса Малдера, а в роли его напарницы Скалли выступает вернувшийся из океанских глубин Ихтиандр (Даг Джонс), который наплавал себе изрядного образования.

Так бы и шли суровые будни Хеллбоя в борьбе со всяким паранормализмом, как вдруг из Ада с длительной командировкой вернулся наш старый знакомый - Григорий Ефимович. Надо сказать, что преисподняя на него вполне хорошо подействовала в плане стиля одежды, потому что шитый золотом полупердончик на голое тело он утратил, зато обрел вполне пристойный концептуальный сюртучок черно-багровых расцветок, а также нацепил на нос стильные черные очки, весьма популярные у рэперов.

С чем пришел Григорий Ефимович? Да все с той же старой задачей - установить царство Сатаны на Земле. На черта Сатане нужен этот проблемный регион - совершенно неизвестно, но Распутин не склонен собирать пресс-конференции и давать пояснения журналистам. Однако выяснилось, что Хеллбой не зря еще во младенчестве был заброшен во враждебное окружение. Распутин должен помочь Хеллбою вспомнить свои корни - дьявольски-божественный запах серы по утрам, теплую грудь кормилицы Геллы, мелодичные вопли поджариваемых грешников и саркастичную улыбку папы Люцифера, - чтобы после этого выполнить несложное, но очень ответственное поручение.

Однако Хеллбой продемонстрировал, как важно ребенка еще с детства правильно воспитывать в духе современных демократических ценностей. "Да провались эта ваша преисподняя к чертовой бабушке", - грубовато, но зато от души сказал Хеллбой, после чего стало понятно, что просто так Силы Зла не победят. Потому что есть еще черти, которым дорого просвещение! И есть еще в Москве Волоколамское поле с кладбищем номер 16, в котором, вот увидите, произойдут весьма важные события!

***

Мексиканский режиссер Гуиллермо Дель Торо был фанатом комиксов художника Майка Миньолы, посвященным приключениям Хеллбоя, еще с 1993 года, когда они только появились. В 1997 году Дель Торо подкатывался к голливудским продюсерам с предложением сделать полнометражный фильм по этим комиксам, раз уж пошла такая кинокомиксная пьянка, но продюсеры не горели желанием вкладывать деньги в подобный проект. "Уж больно морда у этого вашего пацанчика противная", - объясняли продюсеры и добавляли, что вот, дескать, ежели он будет как обычный человек, а облик Хеллбоя начнет принимать только тогда, когда в мире несправедливость - обижают нашего любимого президента или еще что-нибудь совсем ужасное в этом роде, - ну тогда еще можно подумать.

Однако что Дель Торо, что Майк Миньола, который был посвящен в планы режиссера, не соглашались на компромиссы, потому что Хеллбой - это Хеллбой, а вовсе не какой-нибудь задрипанный Супермен, Бетмен или, прости господи, Спайдермен. Этот парень всегда такой красный, огромный и с волшебным бронированным кулаком - он такой был, есть и будет! Таким образом, проект никак не двигался...

Но все изменилось с того момента, как Дель Торо доверили снять сиквел о приключениях правильного вампира Блейда, и этот сиквел получился на редкость удачным. "Парень чует монстров", - решили продюсеры и уже более благосклонно посмотрели на мысль сделать фильм по "Хеллбою". Переговоры снова начались, и проект стали обсуждать во всех деталях.

Основные бои пошли по линии кастинга. Дель Торо и Майк Миньола - причем, что интересно, совершенно независимо друг от друга - твердо знали, кто именно будет играть их любимое дитятко! Рон Перлман! Потому что он, во-первых, жутко похож на Хеллбоя, так что можно будет сэкономить на гриме, во-вторых, Рон жутко колоритен, ну и, в-третьих, хотя для продюсеров это не имеет особого значения, он действительно хороший актер.

Ну, а продюсеры, что вполне понятно, не собирались ставить на главную роль актера, чье имя никак не привлечет аудиторию. В дорогостоящих блокбастерах главное - имя звезды! Будет там какая-нибудь звезда - будут сборы. Не будет звезды - не будет сборов. Будет звезда, но не будет сборов - значит, режиссер козел. Не будет звезды, но будут сборы - значит, режиссер гений, но у продюсеров нет никакого желания проверять, по какой схеме пойдет развитие данного конкретного фильма. Поэтому, сказали продюсеры, или тебе девяносто миллионов бюджета, но Хеллбоем будет хеллбоить наш дорогой мышцато-звездообразный Вин Двигатель Внутреннего Сгорания, либо тогда больше шестидесяти лимонов даже рядом не получишь. И при этом все равно отвечаешь за результат.

Дель Торо не хотел брать Дизеля на роль Хеллбоя. Миньола - так вообще не представлял, каким образом Дизель сыграет его бейби. К счастью, сам Дизель также не хотел играть краснорожего монстра, поэтому Дель Торо все-таки пришел к полюбовному соглашению с продюсерами: бюджет фильма урезается на треть, Дель Торо при этом выкручивается как хочет, но в главной роли - Перлман. Таким образом, все шли на страшный риск: снимается блокбастер без единой звезды...

Что из этого получилось? Получилось весьма забавно! Потому что сценарий, с одной стороны, покрыт традиционной пыльцой дебильности: врата Ада, невесть откуда взявшийся недодолбанный Григорий Ефимович, нацисты без лица, древние заклинания, а также уже сильно надоевшие обитатели "преисподней" - щупальценосые Серафимы и всякие мутационные осьминоги, - но, с другой стороны, все искупает светлая личность самого Хеллбоя в роскошном исполнении Рона Перлмана!

И дело вовсе не в том, что Перлман действительно похож на персонажа этих комиксов! В конце концов, современный грим сделает Хеллбоя хоть из Дастина Хоффмана с его изначальной внешностью учителя математики! Просто Перлман в роль Хеллбоя внес столько классной иронии и вовсе не дуболомного юмора, что лично мне, например, стало совершенно все равно, что именно там понавертели сценаристы и пойдет ли фантазия спецэффектников в области обитателей преисподней дальше банальных волков с креветками вместо головы.

Также создатели картины - вероятно, из-за урезанного бюджета - воткнули туда достаточно емкую любовную линию между Хеллбоем и девушкой-пиротиком (Сельма Блейр), но и эта линия, вопреки мнению некоторых зрителей, вовсе не снижает динамизм повествования, а добавляет туда новые грани. Сцена, когда Хеллбой, сидя на крыше рядом с пацаном, кушает его печенье и грустит, глядя на любимую, воркующую на лавочке со спецагентом, - одна из лучших в фильме.

Ну и нельзя не отметить Ихтиандра (по фильму его зовут Эйб) - очень умную и слегка манерную человекообразную амфибию, забавно исполненную танцором и мимом Дагом Джонсом. Эйб и с компьютерной точки зрения сделан очень эффектно, и его диалоги весьма забавны.

А вот о Григории Распутине, в общем, ничего особенного сказать нельзя. Первоначально Дель Торо на эту роль хотел пригласить Жана Рено, которому не впервой играть всяких дурацких "русских" вроде полковника Петровича из "Роллербола", однако дон Хуан обошелся бы достаточно дорого, поэтому Дель Торо пригласил чеха Карела Родена, который уже не единожды засветился в голливудских фильмах, но все еще обходится в копейки, и тот старательно делал серьезное лицо и даже пытался изобразить на физиономии какую-то страсть к истинной арийке Ильзе. Но Роден свою роль играл без малейшего признака хоть какой-то иронии, поэтому смотрелся вполне плохо. Впрочем, Рено на его месте выглядел бы просто кошмарно, так что Роден так Роден. Пусть будет.

Резюмирую. На удивление забавный фильм, во многом обязанный своим обаянием лично Рону Перлману. Ну и режиссеру Гуиллермо Дель Торо, который, во-первых, уговорил продюсеров дать роль Хеллбоя Рону, а во-вторых, все это поставил. В общем, правильной дорогой идет товарищ Дель Торо! Уже, между прочим, планирует продолжение. Одобряем. Будем смотреть. Потому что мир - его еще о-го-го как нужно спасать!..

(c) Alex Exler

 

Ну что, у кого-то возникают сомнения по поводу того, с какой стороны тошнотворные русско-фашистские служители сатаны, а с какой Спасители Мира и Демократии?

 

 

а ещё у них вечно зима, у этих русских варваров

 

 

 

 

 

начало сайта