Теракты 11 сентября 2001 года

 

 

Было ли правительство США предупреждено об опасности атаки 11 сентября?

Часть 1. Заблаговременные предупреждения

Патрик Мартин
18 февраля 2002 г.

Нижеследующая статья была опубликована на английской странице МВСВ 16 января 2002 г.

Нет необходимости заявлять о существовании всеохватывающего заговора, распространяющегося от Белого дома до работников служб безопасности авиакомпаний, которые допустили вооруженных воздушных пиратов на борт авиалайнеров, чтобы заключить, что в истории с атаками 11 сентября содержится гораздо больше, нежели то, что до сих пор было рассказано американской общественности. Несомненно, что наименее вероятное и наименее правдоподобное объяснение событий этого дня заключается в том, что огромный аппарат национальной безопасности США совершенно ничего не знал о деятельности террористов до тех пор, пока самолеты не врезались в здания Всемирного Торгового центра и Пентагона.

Согласно этой официальной версии, озвученной в наиболее чистом виде директором ФБР Робертом Мюллером сразу после событий 11 сентября, никто в правительстве США не имел ни малейшего представления о личностях воздушных пиратов, о методах, которыми они пользовались или о целях, которые они выбрали. Однако тщательное рассмотрение информации, которая выходила на свет мелкими порциями после 11 сентября, показывает, что эти заявления не просто незначительно, а явно, очевидно и преднамеренно лживы.

Дело Закариаса Моссауи является наиболее вопиющим свидетельством того, что террористические атаки 11 сентября явили собой не просто колоссальный провал ФБР и ЦРУ, но оказались связанными также с отказом от каких-либо действий, который не имеет обоснованного объяснения. ФБР и ЦРУ получили целый ряд предупреждений о вероятности самоубийственных актов воздушного пиратства. Более того, некоторые из террористов находились в США под активным наблюдением агентов, в том числе человек, считающийся главным организатором — Мухаммад Атта. Не будет большим преувеличением сказать, что террористы смогли осуществить свою убийственную и разрушительную миссию только потому, что разведслужбы США проигнорировали неоднократные предупреждения, отказываясь провести самые элементарные защитные действия и проявляя мнимое безразличие к перспективе самой большой террористической атаки на американской земле.

Следует добавить, что ни одно из подразделений правительства США не пожелало начать какое-либо расследование обстоятельств этой атаки, которая унесла жизни большого числа американских граждан за один день, чем какой-либо другой акт насилия в истории США. В течение четырех месяцев, последовавших после 11 сентября, не было предпринято никаких серьезных усилий, чтобы расследовать это дело, извлечь из него уроки и определить меру ответственности за происшедшее. Подобное безразличие само по себе является показателем того, что в Вашингтоне имеются весьма высокопоставленные лица, которым есть что скрывать.

Предупреждения от иностранных правительств

Правительства по меньшей мере четырех государств — Германии, Египта, России и Израиля — в предшествующие 11 сентября месяцы посылали США особые предупреждения относительно надвигающейся террористической атаки. Эти сигналы тревоги, хотя и фрагментарные, собранные вместе, не только предсказывали масштаб атаки и ее главную цель, но и показывали, что захваченный коммерческий авиалайнер может быть выбран в качестве оружия.

Согласно статье, опубликованной в одной из крупных ежедневных газет Германии сразу после разрушения Всемирного Торгового центра, немецкая разведслужба BND в июне сообщила разведслужбам как США, так и Израиля, что ближневосточные террористы «планируют захватить коммерческий авиалайнер, чтобы использовать его как оружие при нападении на важный символ американской и израильской культуры».

Газета ссылалась на неназванные источники в германской разведке, которые говорили, что эта информация пришла из Echelon, контролируемой США системы из 120 спутников, которая следит за всеми мировыми электронными коммуникациями. Echelon используется совместно Соединенными Штатами, Канадой, Британией, Австралией и Новой Зеландией, хотя ее существование официально не признано (источник: Frankfurter Allgemeine Zeitung, 14 сентября 2001 г.).

Правительство Египта 13 июня послало США срочное предупреждение, основанное на видеозаписи, сделанной Усамой бен Ладеном. Египетский президент Хосни Мубарак сказал французской газете Le Figaro, что это предупреждение первоначально было передано непосредственно перед встречей Большой восьмерки в Генуе. Оно было воспринято так серьезно, что вокруг аэропорта «Христофор Колумб» в этом итальянском городе были установлены противовоздушные установки. Согласно Мубараку, «бен Ладен говорил об убийстве в Генуе президента Буша и других глав государств. Речь шла о самолете, набитом взрывчаткой. После этого были предприняты все эти предосторожности» (источник: New York Times, 26 сентября 2001 г., статья Дэвида Сэнгера (Sanger) «2 лидера говорят о заговоре с целью убийства Буша в Генуе»).

Согласно сообщениям российской прессы, разведка России летом 2001 года уведомила ЦРУ о том, что 25 пилотов-террористов проходили специальные тренировки для самоубийственных акций. В интервью 15 сентября для MSNBC российский президент Владимир Путин подтвердил, что он приказал в августе российской разведке «в самых решительных выражениях» предупредить правительство США о неминуемых атаках на аэропорты и правительственные здания (источник: From The Wilderness web site; MSNBC).

Лондонская Sunday Telegraph — сверхконсервативная газета, обычно безоговорочно поддерживающая администрацию Буша — сообщила, что израильская разведслужба «Моссад» в августе послала ФБР и ЦРУ предупреждение, согласно которому 200 последователей Усамы бен Ладена проникли в США для подготовки «крупного наступления на Соединенные Штаты». В информационном сообщении говорилось о некоей «крупномасштабной цели», находившиеся в которой американцы оказались бы в «очень уязвимом положении». Los Angeles Times цитировала неназванных представителей США, подтвердивших, что это предупреждение «Моссад» было получено (источник: Sunday Telegraph, 16 сентября 2001 г., статья Дэвида Вастелла [Wastell] и Филипа Джэйкобсона [Jacobson] «Израильская служба безопасности послала срочное предупреждение ЦРУ о крупномасштабных террористических атаках»; Los Angeles Times, статья Ричарда А. Серрано и Джона-Тора Далбурга [Dahlburg] «Официальным представителям говорили о планах "Большого наступления"»).

Ежедневная либеральная газета Великобритании Independent опубликовала статью, в которой утверждается, что правительство США «неоднократно предупреждалось о подготовке против Соединенных Штатов разрушительной атаки». Independent ссылается на интервью, данное Усамой бен Ладеном лондонской арабоязычной газете al-Quds al-Arabi в августе прошлого года. Примерно в то же время во Всемирном Торговом центре без объяснения причин были введены более строгие меры безопасности (источник: Independent, 17 сентября 2001 г., статья Эндрю Гамбела [Gumbel] «Буш не обратил внимание на несколько предупреждений о нападении»).

Несмотря на эту серию сигналов тревоги, ни одна разведывательная служба США не сделала никакого предупреждения о возможной атаке объектов на территории США в месяцы, предшествовавшие 11 сентября. ЦРУ и ФБР были предупреждены о возможных атаках на американские военные базы или посольства на Ближнем Востоке, в Европе и Азии. 7 сентября Госдепартамент США придал гласности всемирное предупреждение о надвигающимся нападении сторонников бен Ладена, хотя оно и было сфокусировано на связанных с США целях в восточной Азии, особенно в Японии, а не в самих США. Как признал высокопоставленный республиканец из сенатского комитета по информации сенатор Ричард Шелби, «очевидно, что это был провал огромного масштаба. У нас не было сделано особого предупреждения, что США будут атакованы».

Более того, решение ФБР не предпринимать никаких действий по отношению к Закариасу Моссауи должно быть рассмотрено в свете этого непрерывного потока предупреждений из-за рубежа. Правительство США неоднократно предупреждалось об опасности разрушительных атак с использованием захваченного коммерческого самолета, однако ФБР решило не проводить никакого серьезного расследования относительно человека, связанного, как полагала французская разведка, с Усамой бен Ладеном, — человека, который хотел научиться управлять самолетом «Боинг-747» «jumbo», но не взлетать и не приземляться на нем. Моссауи даже не был передан Службой Иммиграции и Натурализации в ведение ФБР вплоть до 11 сентября.

Расследования и опасения США

Вопреки заявлениям, что до 11 сентября разведслужбы США не брали в расчет перспективу самоубийственных атак с использованием коммерческих самолетов, в течение предшествующих восьми лет существовало множество признаков наличия таких опасений у американского правительства.

Экспертная группа, созданная Пентагоном в 1993 году, обсуждала, каким образом самолет может быть использован для бомбардировки объектов общенационального значения. «Рассматривались радикальные идеи, почти невероятные по своей мрачности [a little too scary for the times]», — сказал полковник ВВС в отставке Даг Минарчик (Menarchik), который организовывал это исследование стоимостью в 150 тысяч долларов США для отдела специальных операций и конфликтов малой интенсивности министерства обороны. — «После моего ухода оно тихо умерло». Решение не предавать гласности детальные сценарии проистекало отчасти из опасений, что это может подать террористам идеи, как говорили участники этого проекта. Черновой отчет циркулировал в Пентагоне, министерстве юстиции и в Федеральном агентстве управления чрезвычайными ситуациями, однако высокопоставленные представители агентства в конце концов приняли решение не публиковать публичного отчета (источник: Washington Post, 2 октября 2001 г., статья Джо Уоррика и Джо Стефенса «До атаки США ожидали удара с разных сторон, агенты по химическим и микробиологическим веществам в состоянии готовности).

В 1994 году имели место три инцидента, связанных с попытками нападений на здания с использованием самолетов. Первый, в апреле этого года, был связан с механиком по полетам компании «Federal Express», который был уволен с работы. Поднявшись на борт самолета «DC-10» в качестве пассажира, он захватил кабину пилотов, собираясь врезаться на самолете в здание компании «Federal Express» в Мемфисе, однако команда его одолела. Второй случай произошел в сентябре того же года, когда некий пилот врезался украденным одномоторным самолетом «Cessna» в стоящее рядом с Белым домом дерево неподалеку от спальни президента. Третьим инцидентом стал захват Вооруженной исламской группой самолета «Air France» в Алжире. Воздушные пираты посадили самолет в Марселе и потребовали заправить его 27 тоннами горючего, что в три раза превышало количество топлива, необходимого для полета до Парижа. Они намеревались врезаться в Эйфелеву башню. Французские спецслужбы взяли самолет штурмом на земле (источник: New York Times, 3 октября 2001 г., статья Метью Уальда (Wald) «Предыдущие захваты воздушных судов давали сигналы, которые оказались не замеченными»).

В январе 1995 года филиппинская полиция арестовала и подвергла пытке Абдул Хакима Мурада в манильской квартире, где были обнаружены элементы взрывного устройства. Он рассказал ей о планах установки бомб с часовым механизмом одновременно на 11 самолетах США и падения самолета на штаб-квартиру ЦРУ в Ленгли, штат Виргиния. Подготовка к этому зашла так далеко, что Мурад выделил в качестве целей особые рейсы, большинство из которых составляли транстихоокеанские самолеты, которые взорвались бы над океаном. Мурад посещал летные школы в Соединенных Штатах, получил лицензию коммерческого пилота и сообщил следователям, что он должен был направить самолет на штаб-квартиру ЦРУ. Другой исламский фундаменталист должен был лететь на втором самолете на Пентагон (источник: Washington Post, 23 сентября, статья Дага Страка, Говарда Шнейдера, Карла Вика и Питера Бейкера «Безграничная сеть террора, последователи бен Ладена охватывают мир»).

В конце того же года в Пакистане был захвачен, передан агентам США и привезен обратно в Соединенные Штаты для судебного разбирательства предполагаемый организатор первого взрыва во Всемирном Торговом центре Рамзи Ахмед Юсеф. В полете Юсеф, как сообщалось, хвастался агенту Брайану Парру (Parr) и другим охранявшим его агентам, что он едва не использовал несколько возможностей для взрыва над Тихим океаном дюжины самолетов в один день и осуществления самоубийственной атаки по типу камикадзе на штаб-квартиру ЦРУ в Ленгли, штат Виргиния. Юсеф говорил о том же заговоре, за который был арестован на Филиппинах Абдул Хаким Мурад. Мурад был выдан Соединенным Штатам, где его показания сыграли главную роль в суде над Юсефом и его осуждении (источник: Джон Кули (Cooley), Unholy Wars, New York, NY, 2000, p. 247).

В начале 1996 года представители США квалифицировали самолеты-распылители [crop-dusters] и самоубийственные захваты самолетов как возможное оружие террористов и начали выработку мер по предотвращению нападения с воздуха во время летних Олимпийских игр в Атланте. Вертолеты «Черный ястреб» и самолеты Таможенной службы были задействованы для перехвата подозрительного самолета в небе над олимпийскими аренами. Агенты наблюдали за самолетами-распылителями в радиусе сотен миль от Атланты. Силы обеспечения правопорядка развертывались также в региональных аэропортах по всей северной Джорджии, «чтобы гарантировать, что никто не захватит маленький самолет и не попытается атаковать одно из мест соревнований», — сказал Вуди Джонсон, агент ФБР, который руководил в то время отделением ФБР в Атланте. С 6 июля и до конца игр 11 августа FAA [Федеральная администрация авиации] запретила все полеты в радиусе одной мили над Олимпийской деревней, где проживали спортсмены. Она также приказала самолетам оставаться по меньшей мере в трех милях от других мест соревнований за три часа до и три часа после каждого спортивного мероприятия (источник: Los Angeles Times, 17 ноября 2001 г., статья Марка Файнмана и Джуди Пастернак «Самоубийственные захваты самолетов и самолеты-распылители рассматривались как угроза Олимпиаде 1996 года»).

В 1996 году ФБР начало расследование деятельности арабских студентов в летных школах США. Правительственные чиновники признали, что «представители сил правопорядка знали о том, что немногим менее дюжины человек, связанных с бен Ладеном, посещали летные школы США». Агенты ФБР посетили в 1996 году две летные школы, стремясь получить информацию о нескольких арабских пилотах, которые прошли там курсы подготовки. Эти две школы входили в число тех, которые посещал Абдул Хаким Мурад, сообщивший полиции Филиппин и США о планах обрушить захваченный самолет на штаб-квартиру ЦРУ. В 1998 г. агенты ФБР допрашивали служащих Airman Flight School в Нормане, штат Оклахома, по поводу выпускника, который был идентифицирован во время свидетельских показаний на суде как пилот Усамы бен Ладена. Именно эту школу позднее посещал Закариас Моссауи. Статья в Washington Post пришла к следующему заключению: «С 1996 года ФБР получало растущий поток сведений о том, что международные террористы использовали летные школы США для получения навыков управления реактивными самолетами типа «jumbo». Раскрытый в Маниле заговор по взрыву авиалайнеров США и последующие показания на суде пособника бен Ладена вызвали, как говорят официальные представители, расследования ФБР в некоторых школах» (источник: Washington Post, 23 сентября 2001 г., статья Стива Фэйнэри (Fainary) и Джеймса В. Гримальди «ФБР знало о том, что террористы использовали летные школы»).

В преддверии Олимпийских игр 2000 года в Сиднее активно рассматривалась опасность того, что «полностью загруженный и заправленный горючим авиалайнер обрушится на церемонию открытия игр на глазах у всемирной телевизионной аудитории», как сообщил бывший начальник полиции Сиднея Пол Маккиннок. Усама бен Ладен рассматривался как самая главная угроза, сказал он. Представители МОК сказали, что авиакатастрофы были включены в планирование обеспечения безопасности каждой Олимпиады, начиная с 1972 года. «Это был наш кошмарный сценарий», — сказал один представитель МОК. В 2001 году в процессе планирования обеспечения безопасности Зимних Олимпийский игр 2002 года в Солт-Лейк Сити происходили продолжительные дискуссии между представителями МОК и ФБР (источник: Sydney Morning Herald, 20 сентября 2001 г., статья Жаклин Мэгней (Magnay) «Крушение реактивного самолета на стадионе было олимпийским кошмаром»).

В ежегодном докладе Федеральной администрации авиации «О преступных деяниях против авиации» за 2000 год, опубликованном в начале 2001 года, сказано, что хотя бен Ладен «не известен нападениями на гражданскую авиацию, он имеет для этого как мотивацию, так и необходимые средства». Там же добавлено: «Антизападные и антиамериканские взгляды бен Ладена делают его и его сторонников значительной угрозой для гражданской авиации, особенно для гражданской авиации США» (источник: FAA).

С начала 2001 года в Нью-Йорке проходил судебный процесс над четырьмя подсудимыми, обвиненными в соучастии в подрыве посольств США в Кении и Танзании в 1998 году. На процессе обнаружилось, что два оперативника бен Ладена прошли летную подготовку в Техасе и Оклахоме, а другие должны были начать брать уроки. Л'Хуссейн Херктоу (Kherchtou), пособник бен Ладена, превратившийся в правительственного свидетеля, рассказал на суде, как его заставляли брать уроки пилотажа в 1993 году. Другой помощник бен Ладена Эссам аль-Риди показал, что он купил боевой самолет для бен Ладена и перегнал его в Судан. Аль-Риди стал правительственным свидетелем в 1998 году, передав ФБР секретные сведения о схеме подготовки пилотов за три года до атаки 11 сентября. Несмотря на то что судебные процедуры продолжались с февраля по июль 2001 года, они не привели к какому-либо повышенному состоянию готовности в отношении коммерческой авиации США (источник: протокол суда, доступный по адресу: www.cryptome.org).

Часть 2. Слежка за воздушными пиратами

Патрик Мартин
19 февраля 2002 г.

Нижеследующая статья была опубликована на английской странице МВСВ 18 января 2002 г.

Правительство Соединенных Штатов содержит самый большой в мире аппарат по сбору разведывательной информации и наблюдения за телекоммуникациями, состоящий из множества служб: ЦРУ, ФБР, Агентства национальной безопасности, Оборонного разведывательного управления, Организации по защите средств связи [Defense Signals Intercept Organization] и др. — финансируемых из закрытого бюджета, достигающего примерно 30 млрд. долларов США в год.

Однако администрация Буша заявляет, без всякого возражения со стороны прирученных американских СМИ, что этот огромный аппарат национальной безопасности не имел ни малейшего подозрения о том, что около двух дюжин человек готовили захват коммерческих реактивных самолетов и падения их на здания Всемирного Торгового центра и Пентагона. Не прозвучало ни одного публичного требования отставки тех, чья видимая некомпетентность, если верить официальной версии, стоила жизни примерно 3000 американских граждан.

Однако данные, появившиеся за последние четыре месяца, обнаруживают существенно иную картину как событий 11 сентября, так и отношения к ним военно-разведывательного комплекса США. Было не только много заблаговременных предупреждений, шедших как от иностранных разведслужб, так и со стороны ведущихся в США расследований относительно предшествующих террористических атак. Само правительство США располагало значительной информацией, полученной в результате электронного и физического наблюдения за Усамой бен Ладеном и его пособниками в организации Аль-Каида.

Электронная слежка за бен Ладеном

Хорошо известно, что Агентство национальной безопасности (АНБ) одно время имело фактически полный доступ к электронным коммуникациям бен Ладена и его сообщников. В период, предшествовавший взрывам посольств США в Кении и Танзании в августе 1998 года, это наблюдение было столь обширным, что представители АНБ использовали прокручивание телефонных разговоров между бен Ладеном и его матерью, чтобы произвести впечатление на высокопоставленных посетителей — и чтобы поспособствовать ассигнованиям Конгресса на свою деятельность.

Согласно одному отчету, АНБ записала фактически каждую минуту переговоров по спутниковому телефону, который бен Ладен использовал в Афганистане. Это портативное оборудование было приобретено для лидера «Аль-Каиды» в Нью-Йорке, который израсходовал все предварительно оплаченное время (более 2 тысяч минут) для звонков своим сторонникам в десятках стран — факт, который наводит на мысль, что бен Ладен являлся все-таки не самым великим в мире заговорщиком (источники: Los Angleles Times, 21 сентября 2001 г., статья Боба Дрогина (Drogin) «Ненависть объединяет врага без армии» [Hate Unites an Enemy Without an Army]; Chicago Tribune, 16 сентября 2001 г., статья Скотта Шейна «Бен Ладен, пособники ускользают от подслушивания разведывательного агентства»).

Представители США сказали, что этот перехват внезапно прервался после того, как бен Ладен узнал о том, что прослушивание коммуникаций помогло Пентагону превратить учебный лагерь в восточном Афганистане в цель для удара крылатыми ракетами по приказу президента Клинтона. Они заявляют, что лидер «Аль-Каиды» совсем перестал использовать телефоны и другие электронные устройства, обратившись к использованию курьеров и других форм прямой связи, которые нельзя отследить столь же легко.

Такие заявления отвергаются многими хорошо осведомленными наблюдателями как дезинформация со стороны США. Египетский журналист с большим стажем работы и бывший правительственный пресс-секретарь Мухаммад Хейкаль в интервью британской газете выразил неверие в то, что бен Ладен и его «Аль-Каида» могли провести атаку 11 сентября в условиях неосведомленности о ней со стороны США: «Бен Ладен годами находился под наблюдением: прослушивался каждый телефонный звонок, а в «Аль-Каиду» проникали американская разведка, пакистанская разведка, саудовская разведка, египетская разведка. Они не могли сохранить в тайне операцию, которая потребовала такой степени организации и изощренности» (источник: интервью Хейкаля газете Guardian 10 октября 2001 г.).

Чем более обширны заявления правительства США о мировом масштабе и высоком уровне координации деятельности бен Ладена, тем меньше вызывают доверия заявления, что электронная слежка не принесла никаких результатов. Практически невозможно избежать какого-либо электронного обмена информацией в рамках деятельности международной структуры, способной осуществлять нападения на Ближнем Востоке, в Африке, Азии, Европе и Соединенных Штатах.

В прессе прошли сообщения о том, что пособники бен Ладена, если не сам лидер исламских фундаменталистов, использовали средства электронной связи, и за ними наблюдали свецслужбы США.

Корреспондент UPI Ричард Сейл, освещая в прошлом году судебный процесс сторонников бен Ладена в Нью-Йорке, сообщил, что Агентство национальной безопасности раскрыло зашифрованные каналы связи бен Ладена. Принимая во внимание, что представители США «полагают, что планирование атак 11 сентября началось, вероятно, два года назад» (New York Times, 14 октября 2001 г.), это говорит о том, что некоторая информация о подготовке 11 сентября была доступна для электронного перехвата (источник: United Press International, 13 февраля 2001 г.).

Самым ясным указанием на успешную слежку США за коммуникациями «Аль-Каиды» — и наиболее близким к атакам 11 сентября — явилось заявление сенатора от Юты Оррина Хэтча, консервативного республиканца с широкими связями в верхушке служб национальной безопасности. Он сказал Associated Press по поводу событий 11 сентября, что правительство США вело электронное наблюдение за средствами связи бен Ладена и подслушало двух помощников бен Ладена, праздновавших успешную террористическую атаку. «Оно перехватило некоторую информацию, включавшую разговор людей, связанных с бен Ладеном, которые узнали о поражении двух целей», — сказал он АР (источник: Associated Press, 11 сентября 2001 г., материал Дэвида Крейри и Джерри Шварца «Всемирный Торговый центр рушится в результате террористической атаки»).

Хэтч повторил это утверждение в тот же день в интервью ABC News, сказав, что представители как ЦРУ, так и ФБР рассказали ему вышеупомянутую историю. То, что его заявление было правдой, показала реакция администрации Буша. Министр обороны Дональд Рамсфелд публично осудил это сообщение как неправомочное оглашение засекреченной информации. Позднее Белый дом сослался на эту утечку как на основание для сокрытия подробной информации о контртеррористических акциях США от Конгресса, хотя позднее Буш был вынужден продолжить информировать наиболее влиятельных лидеров Конгресса.

Есть несколько других сообщений средств массовой информации о подобной успешной слежке за средствами связи «Аль-Каиды». Немецкий журнал Der Spiegel сообщил, что представители немецкой разведслужбы BND перехватили телефонные переговоры между двумя сторонниками бен Ладена. NBC News сообщила 4 октября, что бен Ладен звонил своей матери за два дня до нападения на Всемирный Торговый центр и сказал ей: «В течение двух дней ты услышишь большую новость, и ты не услышишь меня некоторое время». NBC сказала, что иностранная разведслужба записала этот звонок и передала эту информацию в США. Такие сообщения следует рассматривать с осторожностью, особенно те из них, которые были сделаны накануне начала воздушных атак на Афганистан. Однако невозможно избежать следующего вывода: если разведслужбы США могли получить такую информацию после 11 сентября, то они могли получить ее и до этого срока (источник: Toronto Globe & Mail, 5 октября 2001 г.).

Кроме реального общения между воздушными пиратами и их соучастниками, существовало еще одно электронное предупреждение об 11 сентября. Широко сообщалось о том, что в течение недели, предшествовавшей самоубийственным воздушным захватам, произошла внезапная и неожиданная игра на бирже с акциями «American Airlines» и «United Airlines». На рынок было выброшено огромное количество акций, которое могло бы резко снизить цены на акции обеих авиакомпаний, как это и произошло после того, как два самолета «American Airlines» и два авиалайнера «United Airlines» были похищены и взорваны. Кроме них никакие другие авиакомпании не пережили такой спекуляции, и личности тех, кто выбросил на рынок тысячи опционов «put» [контрактов, дающих покупателю право продать финансовый инструмент по оговоренной цене в течение определенного времени] — показатель того, что акции будут снижаться — не были раскрыты.

Менее известным является тот факт, что ЦРУ использует сложную систему программного обеспечения, известную как Promis, которая следит за такими внезапными ценовыми движениями со специальной целью обеспечить заблаговременное предупреждение о том, что отдельная отрасль производства или корпорация могут оказаться целью террористической атаки. Это программное обеспечение осуществляет круглосуточное наблюдение в режиме реального времени, так что представители ЦРУ могли быть предупреждены 7 сентября, что «American Airlines» и «United Airlines» являлись возможными целями. Согласно правой, открыто симпатизирующей Бушу телесети Fox News, как ФБР, так и министерство юстиции подтвердили, что Promis использовалась летом прошлого года для сбора информации разведкой США. Нет указания на то, что ЦРУ предупредило либо сами авиакомпании, либо спецслужбы США, ответственные за внутреннюю безопасность.

О каком количестве воздушных пиратов было известно?

Согласно официальному отчету администрации Буша о террористических атаках, властям США до 11 сентября были известны только двое из 19 воздушных пиратов-самоубийц. Эти двое — Калил Алмидхар (Kahlil Almihdhar) и Наваф Алхамзи (Nawaf Alhamzi) были занесены в «список наблюдаемых» ФБР по требованию ЦРУ после того, как Алмидхар связался с оперативником бен Ладена в Малайзии.

Бесчисленные отчеты в американских СМИ пытались дать ответ на вопросы, которые неизбежно вставали в связи с этой версией событий. Как смогли два человека, состоявших под наблюдением ФБР и ЦРУ по подозрению в связях с человеком, которого правительство США объявило самым опасным террористом в мире, купить на самолет дорогостоящие билеты первого класса в один конец, а затем попасть на борт и захватить реактивный авиалайнер 11 сентября?

По-видимому, в продолжение примерно двух лет Алмидхар и Алхамзи жили в Южной Калифорнии, в районе Сан-Диего, при этом по крайней мере один раз покинув и вернувшись в Соединенные Штаты — всего за несколько недель до того, как было выпущено предупреждение со «списком наблюдаемых». Согласно одному газетному сообщению, Алхамзи был даже записан в телефонной книге Сан-Диего — факт, который определенно ставит под вопрос данную воздушным пиратам-самоубийцам характеристику в СМИ как мастеров конспирации, которые все время запутывали свои следы и были, в сущности, не досягаемы для спецслужб (источник: Washington Post, 29 декабря 2001 г.).

Однако, каковыми бы ни были обстоятельства, благодаря которым эти два будущих воздушных пирата избежали своевременного разоблачения, основная предпосылка официальной версии — что эти двое были единственными воздушными пиратами, идентифицированными до 11 сентября в качестве подозреваемых в терроризме— является ложной. Несколько других захватчиков самолетов или людей, как теперь полагают, бывших их сообщниками, привлекли внимание полиции США и разведслужб до разрушения Всемирного Торгового центра, однако им позволили делать свое дело.

Существует странный случай Зиада Самира Джарраха (Ziad Samir Jarrah), одного из подозреваемых в воздушном пиратстве, находившемся на борту самолета авиакомпании United Airlines, который потерпел крушение в Пенсильвании. Представители Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) признают, что Джаррах прибыл в ОАЭ 30 января 2001 года после двух месяцев, проведенных в Афганистане и Пакистане. Его допрашивали в течение нескольких часов в международном аэропорте города Дубай по запросу правительства США. Затем ему позволили улететь в Гамбург через Амстердам. Позднее он перебрался в Соединенные Штаты.

Несмотря на то, что официальной заинтересованности США было достаточно для его задержания в ОАЭ, ему позволили въехать в страну и записаться в летную школу. Джаррах был остановлен за превышение скорости на автотрассе 95 в Мэриленде 9 сентября, за два дня до захватов самолетов, оштрафован и отпущен. Полиция штата Мериленд, вероятно, пропустила его имя через свои компьютеры и ничего не обнаружила. В ответ на расследования, предпринятые после 11 сентября, представители ФБР и ЦРУ заявили, что агентство не знало о Джаррахе или не поместило его в какой-либо из списков наблюдаемых, хотя какая-то служба правительства США добивалась его задержания в Дубаи восемью месяцами ранее (источники: Chicago Tribune, 14 декабря 2001 г.; Baltimore Sun, 14 декабря 2001 г.).

Журнал Newsweek в своем спецвыпуске, опубликованном сразу после атаки 11 сентября, сделал поразительное заявление о связях между воздушными пиратами и аппаратом американской национальной безопасности. Ссылаясь на военные источники США, Newsweek сообщил, что «пятеро из предполагаемых похитителей самолетов, которые были использованы для произведенных во вторник террористических актов, получили подготовку в секретных военных учреждениях США в девяностые годы». Трое числились в списке адресов военно-морской базы в Пенсаколе, штат Флорида, когда они обратились с просьбой о выдаче водительских удостоверений или о регистрации машин. Еще один тренировался в Военно-воздушном колледже в Монтгомери, штат Алабама, тогда как пятый брал уроки языка на военно-воздушной базе Лэкленд в Сан-Антонио, штат Техас. Три человека, которые тренировались в Пенсаколе, носили имена Саид Алгамди (Alghamdi), Ахмад Алнами (оба находились на борту на борту рейса № 93 авиакомпании «United Airlines», который разбился в Пенсильвании) и Ахмед Алгамди (находился на борту на борту рейса № 75 авиакомпании «United Airlines», который врезался в южную башню Всемирного Торгового центра).

Представители ФБР сообщили в офис сенатора Билла Нельсона (округ Флорида), что агенты, назначенные для расследования дела о Всемирном Торговом центре/Пентагоне, «изучали любую связь с военными объектами», но что ничего не было установлено из-за неопределенности относительно того, были ли удостоверения личности других приезжих из стран Ближнего Востока в США, особенно из Саудовской Аравии, украдены воздушными пиратами. Пенсакола являлась местом военной подготовки иностранных авиаторов, в том числе многих из Саудовской Аравии и других зависимых от США государств на Ближнем Востоке.

Саудовские официальные лица пытались оспорить сообщения о том, что 15 из 19 угонщиков самолетов были саудовскими гражданами, однако это оказалось правдой. Относительно истории с Пенсаколой в прессе больше не было сообщений, ни в самом Newsweek, который не опубликовал никаких дополнительных данных, ни в каком-либо ином крупном информационном издании.

Дело Мухаммада Атты

Еще более странным является случай Мухаммада Атты, предполагаемого главаря воздушных пиратов. Атта, как сообщалось, был объектом внимания египетской, германской и американской полиции, и, тем не менее, в течение 2000 и 2001 годов беспрепятственно путешествовал между Европой и Америкой.

Согласно сообщению немецкого общественного телеканала ARD, Атта являлся объектом телефонного прослушивания египетской разведки, которая узнала, что в последнее время он сделал по крайней мере один визит в Афганистан из своего дома в Гамбурге (Германия). В немецкой программе, показанной 23 ноября, говорилось, что американское ФБР следило за передвижениями Атты в течение нескольких месяцев 2000 года, когда он совершил несколько поездок из Гамбурга во Франкфурт и купил большое количество химических препаратов, которые можно было бы использовать для производства взрывчатки. Имя Атты также упоминалось в гамбургском телефонном разговоре между исламскими фундаменталистами, за которыми наблюдала германская полиция в 1999 году. BBC, комментируя немецкое сообщение, сказала: «Это свидетельство... подкрепило подозрения, что международные разведывательные круги могли знать об Атте до 11 сентября больше, чем думали прежде, но недостаточно, чтобы действовать» (источник: сообщение BBC от 26 ноября 2001 г.).

В течение 2001 года Атта несколько раз привлекал внимание властей США. В январе ему разрешили снова въехать в Соединенные Штаты после поездки в Германию, несмотря на тот факт, что он нарушил визовый режим. Он приземлился в Майами 10 января рейсом из Мадрида по туристической визе, хотя он сказал иммиграционным инспекторам, что брал уроки летного мастерства в США, для чего требуется студенческая виза М-1. Джин Баттерфилд, исполнительный директор Ассоциации американских иммиграционных юристов, сказала: «В девяти случаях из десяти они дали бы ему указание вернуться и обратиться за разрешением [на этот статус] из-за границы. Вы не можете въехать в качестве туриста и при этом устраиваться на работу или поступать в учебное заведение». Следует подчеркнуть, что получатель этого разрешения находился ранее под наблюдением ФБР из-за приобретения материалов, из которых можно изготовить взрывное устройство! (источник: Washington Post, 28 октября 2001 г.)

Согласно сообщению канадского телевидения, Атта был замешан в организации террористических бомбовых взрывов в Израиле, и информация об этом пошла в Соединенные Штаты раньше, чем он впервые получил туристическую визу (источник: Канадская вещательная корпорация, 14 сентября 2001 г., сообщение Дайаны Суэйн (Swain) из Веро-Бич (Vero Beach), штат Флорида).

Атта совершил новые поездки в Европу, вернувшись в Германию в мае, и посетил Испанию в июле, каждый раз возвращался в Соединенные Штаты и пропускался таможенными и иммиграционными властями США. Еще одно сообщение британской прессы отмечает, что Атта «находился под наблюдением с января по май прошлого года, после сообщений о том, что он был замечен во время покупок большого количества химических препаратов во Франкфурте, пригодных для производства взрывчатки и биологического оружия. Агенты США сообщили, что слежка за Аттой не дала достаточного материала, чтобы информировать германские власти об их расследовании. Обнаружение того факта, что Атта находился под наблюдением полиции задолго до 11 сентября, ставит вопрос: почему атаки не могли быть предотвращены посредством ареста этого человека» (источник: The Observer, 30 сентября 2001 г.).

Летом 2001 года Атта получил телеграфный перевод на 100 тысяч долларов США со счета в Пакистане, контролируемого предположительно представителем Усамы бен Ладена. Представители США неоднократно ссылались на этот перевод как на доказательство того, что бен Ладен инспирировал атаки 11 сентября, однако они не объяснили, каким образом такая большая сумма денег могла быть без помех передана человеку, находившемуся под наблюдением ФБР. Еще один удивительный факт: согласно одной индийской газете, человеком, который на самом деле санкционировал телеграфный перевод Атте, был генерал Махмуд Ахмед, глава пакистанской разведслужбы ISI, главного спонсора режима Талибов в Афганистане. Ахмад был вынужден подать в отставку после того, как Индия придала огласке его роль, которая была подтверждена ФБР. Случайно или нет, но 11 сентября Ахмед находился в Вашингтоне, округ Колумбия, для того, чтобы участвовать в консультациях с представителями американской разведки (источник: сообщение CNN, 1 октября 2001 г.; The Times of India, 11 октября 2001 г.).

Часть 3. Соединенные Штаты и ближневосточный терроризм

Патрик Мартин
21 февраля 2002 г.

Нижеследующая статья была опубликована на английской странице МВСВ 22 января 2002 г.

Существенным аспектом официальной версии атак на Всемирный Торговый центр и Пентагон — согласно которой утверждается, что эти нападения были совершенно неожиданными для правительства США и его разведывательного аппарата — является заявление, что ЦРУ и другие разведслужбы слишком сильно полагались на электронную разведку, а не на агентов на местах, внедренных в террористические организации.

В результате, следуя этой версии, без агентов в среде исламских фундаменталистов ЦРУ и ФБР оказались неспособными раскрыть планы Усамы бен Ладена и воспрепятствовать им. Отсутствие американских агентов просто утверждается без какого-либо расследования этого свидетельства. Этот аргумент по большей части просто повторяется раз за разом. Самая успешная атака 11 сентября берется в качестве доказательства того, что у правительства США не было агентов в социальной среде, которая поддерживала воздушных пиратов.

Здесь делаются два предположения: во-первых, что агенты США не могли проникнуть в террористические круги и, во-вторых, что американские агенты могли бы вмешаться, чтобы предотвратить нападение, если бы они узнали о ее подготовке. Оба этих предположения являются сомнительными.

Официальное заявление об «отсутствии информации от агентов» о возможных событиях 11 сентября, конечно, трудно анализировать или опровергать на основе эмпирических данных или судебных показаний. Оно относится к такому роду деятельности, которая держится в тайне и остается в значительной степени неизвестной общественности. Однако правдоподобие этого заявления можно оценить в свете исторической обзора отношений между американским империализмом и исламским фундаментализмом.

Соединенные Штаты были глубоко вовлечены в дела Ближнего Востока в продолжение более чем полувека, а в дела Афганистана — более двух десятилетий. Разведслужбы США имели многолетние и очень тесные связи с исламскими фундаменталистами и подстрекали их к совершению террористического насилия. Без такой роли США не было бы никакой «Аль-Каиды», бен Ладен остался бы строительным магнатом в Саудовской Аравии, а событий 11 сентября никогда бы не случилось.

Происхождение моджахедов

Те, кто осуществил террористические атаки 11 сентября 2001 года, еще даже не родились, когда правительство США впервые начало финансировать крайних исламских фундаменталистов и использовать их против политических противников на Ближнем Востоке. Еще в 1950-е годы Соединенные Штаты и главное зависимое от них арабское государство — Саудовская Аравия — оказывали финансовую поддержку фундаменталистским группам подобным «Мусульманскому братству» в Египте. Представители США поддерживали фундаменталистов против панарабского национализма египетского президента Гамаля Абделя Насера, а также против социалистических элементов арабского рабочего класса, особенно на саудовских нефтяных промыслах.

Один автор, анализировавший этот процесс, пишет: «Именно в период с 1958 по 1960 год Госдепартамент США начал преувеличивать опасность коммунистической угрозы на Ближнем Востоке, и подразделение ЦРУ ARAMCO, в особенности бейрутское и каирское отделения ЦРУ, начали поддерживать исламские фундаменталистские группы в качестве противовеса Насеру. В частности, это проявлялось в расширении прежнего успешного использования Кимом Рузвельтом мусульманских элементов (федеинского ислама) против левых в Иране. Антинасеровское «Мусульманское братство» снабжалось деньгами, религиозные лидеры подстрекались для нападения на СССР из-за его антимусульманского образа действий» (Said K. Aburish. The Rise, Corruption and Coming Fall of the House of Saud, St. Martin's Press, New York, NY, 1996, p. 161).

Эти связи качественно и количественно расширились с началом гражданской войны в Афганистане. Еще до вторжения в эту страну Советского Союза в декабре 1979 года Соединенные Штаты приняли решение оказать финансовую и военную поддержку исламским фундаменталистским партиям, участвовавшим в партизанской войне против поддерживаемого Советами режима в Кабуле, который пришел к власти в апреле 1978 года в результате военного переворота.

Советник по национальной безопасности США Збигнев Бжезинский надеялся, что полномасштабная война в Афганистане окажется столь же истощающей для СССР, как и Вьетнамская война для Соединенных Штатов. Администрация Картера начала посылать оружие и деньги, особо благоприятствуя самым крайним исламским фундаменталистам, тем, которые стали идеологическими предшественниками Талибана и Усамы бен Ладена.

Преемник Картера Рональд Рейган с энтузиазмом поддерживал фундаменталистов. Он восхвалял как «борцов за свободу» политические организации, которые стремились создать государство, основанное на средневековой версии исламского закона: религиозную диктатуру, которая практикует рабство, угнетение женщин и варварские увечья обвиненных в нарушении закона.

Однако человеком, который действительно заслужил титул «отца-основателя» «Аль-Каиды», являлся директор ЦРУ при Рейгане Уильям Кейси. Именно Кейси начал кампанию по вербовке исламских боевиков по всему миру для посылки в Афганистан и войны там на основе антисоветских мотивов. Исламские фундаменталисты из десятков стран — от Марокко до Индонезии, включая даже нескольких чернокожих мусульман из Соединенных Штатов — приезжали в Афганистан при содействии ЦРУ, получали навыки владения оружием и взрывчаткой под руководством инструкторов из ЦРУ и шли в бой с оружием, поставляемым США.

Усама бен Ладен сам был продуктом этого процесса. Он впервые прибыл в Афганистан в начале 1980-х годов как сторонник афганских моджахедов, используя свои знания в строительстве для помощи в сооружении дорог, баз и других объектов, оплачиваемых отчасти его деньгами, отчасти деньгами США. Именно в Афганистане он установил контакты в среде исламских фундаменталистов со всего мира, которые позднее позволили организовать террористические атаки по целям в США. То, что администрация Буша и американские средства массовой информации сегодня демонизируют как глобальный заговор исламских экстремистов, является, таким образом, чудовищем Франкенштейна, созданным самим американским правительством.

Эта история хорошо понимается более сознательными стратегами американского империализма. Несколько лет назад Збигнев Бжезинский цинично говорил, что возникновение «Аль-Каиды» являлось вполне приемлемой ценой за продвижение интересов США на Ближнем Востоке и в международном масштабе. Он сказал одной французской газете: «Что было более важным с точки зрения всемирного взгляда на историю? Талибан или падение советской империи? Несколько перевозбужденных исламистов или освобождение Центральной Европы вместе с окончанием "холодной войны?"» (Интервью с Винсентом Жавером (Javert) в Le Nouvel Observateur, 15-21 января 1998 г.)

«Аль-Каида» и ЦРУ

Бен Ладен, как широко сообщается сегодня, повернул против Соединенных Штатов в 1991-1992 годах после размещения большого числа американских военных в Саудовской Аравии в ходе войны в Персидском заливе. Согласно официальной версии, именно это ознаменовало окончание всех контактов между разведслужбами США и исламскими фундаменталистами, которые продолжили формирование «Аль-Каиды».

Здесь наш анализ по необходимости входит в область, в которой установленные факты редки, и приходится полагаться на умозаключения и вероятность. Правдоподобно ли то, что ЦРУ, после десяти лет самых тесных связей с афганскими моджахедами, внезапно лишается всей информации и оказывается неспособным определить, что делают его бывшие протеже?

Раболепные американские средства массовой информации не подвергали критике администрацию Буша, пресс-секретарей Пентагона или ФБР по этому вопросу, и не следует рассчитывать на то, что высокооплачиваемый американский журналист будет рисковать своей работой, задавая такие вопросы. Однако многолетние тесные отношения между ЦРУ и афганскими моджахедами делают невероятным внезапное высыхание всех источников информации.

ЦРУ свойственно хорошо знать своих сотрудников, и оно работало с бен Ладеном и его сторонниками и последователями множество лет. Даже сегодня, после десятилетия возрастающей враждебности, те, кто охарактеризован источниками из правительства США в качестве ключевых помощников бен Ладена, являются по большей части выходцами из рядов египетских и саудовских исламских фундаменталистов, радикализировавшихся в ходе войны в Афганистане. ЦРУ знало их семьи, их слабости и недостатки, и оно никогда не брезговало использовать такую информацию для того, чтобы скомпрометировать отдельные лица и обеспечить содействие своим целям.

Нельзя сказать, что между бен Ладеном и правительством США не было действительного конфликта, или что «Аль-Каида» является просто подставной организацией. Нет необходимости обращаться к такой теории заговора, опровергая заявление, что правительство США не имело представления о планах, которыми руководствовалась эта террористическая группа. Именно официальная версия является абсурдной и натянутой: утверждение, что самый большой и хорошо финансируемый разведывательный аппарат в мире не смог оставить зацепку в организации, состоящей в значительной степени из его бывших работников.

Несмотря на нынешнюю официальную мистификацию, бен Ладен и Ко являлись намного более достижимой целью, чем, скажем, такие управляемые сталинистами режимы, как Северный Вьетнам или Северная Корея. ЦРУ устанавливало и поддерживало источники информации в среде исламских фундаменталистов с 1950-х годов. Более того, дружественные разведслужбы, в том числе, по меньшей мере, спецслужбы Египта, Саудовской Аравии и Пакистана — не говоря уже об Израиле — также могли иметь свои собственные контакты.

Роль агентов-провокаторов

Она является решающей при рассмотрении событий 11 сентября в контексте предыдущих террористических атак по американским целям, особенно при взрывах Всемирного Торгового центра 1993 года и посольств США в Кении и Танзании. В обеих атаках стало известно, что американские агенты-провокаторы играли центральную роль. Это ставит под сомнение заявления о том, что разведка США оказалась неспособной проникнуть в «Аль-Каиду». И это также ставит вопрос, не имели ли подобные агенты какой-либо связи с событиями 11 сентября.

Обвиненные в атаке на Всемирный Торговый центр и в последующем заговоре с целью взрыва других целей в Нью-Йорке являлись по большей части бывшими партизанскими бойцами в Афганистане, которые прибыли в Соединенные Штаты при тайной поддержке разведслужб США. Среди них был бывший агент египетской разведки и информатор правительства США Имад Салем [Emad Salem], который был признан главным инициатором плана взрывов целей в Нью-Йорке.

Салем и ФБР заявляли, что он действовал в качестве информатора в 1991-1992 годы, а затем снова с апреля 1993 года, однако не в период действительной организации взрыва бомбы в марте 1993 года, который убил шестерых человек и разрушил подвальные площади двух башен ВТО. Это было очевидной попыткой избежать поставленных вопросов о том, почему ФБР, снабжаемая сведениями этих информаторов, ничего не сделала для того, чтобы предотвратить эту атаку.

При расследовании событий 1998 года достоянием гласности стало то, что правительство получило предупреждение о подготовке взрыва в Кении за две недели до его осуществления. В ходе проходившего в прошлом году судебного процесса над четырьмя мужчинами, обвиненными во взрывах, адвокаты защиты смогли показать, что официальные представители США не послали предупреждения персоналу подвергшихся угрозе посольств, тем самым способствуя большому количеству жертв, особенно среди местных граждан, которые находились рядом с сооружениями во время взрыва.

Как и в случае с (по меньшей мере) одним из предупреждений об 11 сентября, эта информация пришла от израильской разведслужбы «Моссад». Более того, одним из обвиняемых во взрывах в Кении и Танзании являлся бывший сержант «Зеленых беретов» и специальный инструктор по военному делу Али А. Мухамед — еще один бывший офицер египетской службы безопасности, который прибыл в Соединенные Штаты согласно специальной программе ЦРУ по обеспечению гражданства ключевым информаторам. Хотя Мухамед предположительно повернул оружие против правительства США из-за войны в Персидском заливе в 1991 году, в 1995 году он все еще служил в качестве правительственного информатора.

Нет сомнения в том, что большинство из тех, кто участвовал во взрыве Всемирного Торгового центра в 1993 году, во взрывах посольств США в Кении и Танзании в 1998 году и подобных актах насилия, были исламскими фундаменталистами, которые верили, что они таким образом наносят удар по правительству США. Однако в темном мире агентов, двойных агентов и агентов-провокаторов они могли с легкостью быть использованы для целей американского империализма, который воспринял террористические атаки — и прежде всего нападение 11 сентября — как предлог для проведения военных действий за границей и атаки на демократические права внутри страны.

Террористические атаки на невинных граждан, какими бы ни были мотивация или предлог, являются реакционными в политическом отношении. Более того, из-за того, что терроризм заменяет вооруженным действием весьма незначительного меньшинства борьбу за развитие политического сознания масс, империалистическим агентам намного легче симулировать симпатию к террористической организации, проникать в нее и манипулировать ею. С этой политической точки зрения заявление о том, что разведка США не смогла проникнуть в «Аль-Каиду», является невероятным.

Некоторые странные связи

Возможно, самой темной стороной событий 11 сентября является установление связи между самим бен Ладеном и правительством США. Прежде всего, конечно, более десятка лет он был «активом» ЦРУ. Он один из нескольких десятков сыновей саудовского строительного магната, семья которого имеет многолетние связи с Соединенными Штатами и, в частности, с семьей Джорджа В. Буша. (Бен Ладены были инвесторами «Carlyle Group», фирмы по размещению многомиллиардного венчурного капитала, которая пользуется услугами отца Джорджа В. Буша, бывшего президента, как хорошо оплачиваемого «ниспосылателя дождя» [rainmaker], устраивающего коммерческую деятельность на Ближнем Востоке. После 11 сентября они продали свои авуары, находившиеся в этой фирме).

В 1996 году, когда прошло более четырех лет с тех пор, как Усама бен Ладен объявил о своем намерении вытеснить США из Саудовской Аравии, правительство США отклонило предложение Судана о его выдаче. Представители США говорили об отсутствии достаточного числа свидетельств для того, чтобы бен Ладен мог быть обвинен в террористической деятельности судом США. Даже после того, как взрывы посольств в 1998 году сделали его имя общеизвестным, ЦРУ испытывала удивительные трудности в определении его местонахождении в Афганистане.

31 октября прошлого года французская ежедневная газета Le Figaro — одно из самых консервативных изданий в стране — опубликовала сенсационный рассказ, в котором говорилось, что бен Ладен встречался с представителями ЦРУ в какой-то момент его почти двухнедельного пребывания (с 4 по 14 июля 2001 года) в Американском госпитале в Дубаи в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), где он лечился от болезни почек.

Это сообщение было полностью опровергнуто представителями США и ОАЭ, и нет никакой возможности проверить его истинность независимым образом. Однако газета определенно имеет хорошие связи. Одним из ее основных инвесторов является «Carlyle Group», частная акционерная компания, которая непосредственно связывает семью Бушей с семьей бен Ладенов.

Существуют и другие признаки того, что отношения между правительством США и исламскими террористами являются не таковыми, какими они представлены в американских средствах массовой информации.

Существует дело Набила аль-Марабха (Nabil al Marabh), который был схвачен на Ниагарском водопаде, нью-йоркском пограничном переезде. Он прятался в тракторном прицепе с фальшивым паспортом. Иммиграционные чиновники США отправили его обратно в Канаду. «Девятью месяцами раньше он был опознан агентами американской разведки как один из оперативников Усамы бен Ладена в Соединенных Штатах. Американские таможенники знали о деньгах, которые он перевел сообщнику Усамы бен Ладена на Ближнем Востоке. И бостонская полиция выдала ордер на его арест после того, как он нарушил испытательный срок, напав с ножом на друга». Аль-Марабх был освобожден под залог в Канаде, а позднее арестован около Чикаго после атак 11 сентября. Во время своего нахождения в канадской тюрьме «Марабх хвастался своим сокамерникам, что он был "особенным" для ФБР» (New York Times, 5 октября 2001 г.).

Есть еще одно сообщение, которое появилось в выпуске Newsweek от 24 сентября. Этот еженедельный журнал сообщил, что 10 сентября «группа высших представителей Пентагона внезапно отменила планы поездок следующего утра, по-видимому, из-за соображений безопасности». Это говорит о том, что на определенном уровне американского государства были осведомлены не только о приближении атаки, но даже знали ее точное время. Нет необходимости говорить, что ни одно ведущее американское издание не развило далее это сообщение.

А какие выводы следует сделать из статьи, которая появилась 23 сентября в Washington Post на первой полосе под двойным заголовком «Следователи определили 4 группы из 5, которые связаны с действиями бен Ладена в США. Связей между членами "ячеек" и 19 воздушными пиратами не обнаружено, говорят официальные лица»?

В этой статье сообщается о том, что ФБР идентифицировала множество групп «Аль-Каиды», действовавших в Соединенных Штатах в продолжение «нескольких последних лет», но не обнаружила связи между ними и 19 воздушными пиратами, которые осуществили атаку 11 сентября. Это удивительное допущение, принимая во внимание, что вся военная кампания США против Афганистана основывалась на объявлении Усамы бен Ладена ответственным за самоубийственные акты воздушного пиратства. В статье говорится:

«ФБР не произвела каких-либо арестов, потому что члены групп въехали в страну в последние годы на законных основаниях и не были вовлечены в незаконную деятельность с момента своего прибытия, сказали официальные лица».

«Правительственные чиновники говорят, что они не знают, почему эти ячейки находятся здесь, какова их цель и планируют ли их члены нападения. Один официальный представитель даже охарактеризовал их присутствие как "возможно, миролюбивое [benign]", хотя другие предложили более зловещее объяснение и дали гарантию, что меры по защите населения приняты».

Здесь содержится сознательное лицемерие: в условиях общенациональной облавы, приведшей к задержанию и допросу сотен арабов-американцев и мусульман-американцев единственно только на основании их национального происхождения и религии, ФБР говорит ведущей ежедневной газете, издаваемой в столице государства, что оно не арестовало сотрудников Усамы бен Ладена, потому что они не сделали ничего дурного с момента своего прибытия в США. Их присутствие даже может быть «миролюбивым». Использование этого прилагательного после убийства почти трех тысяч человек изумляет.

Статья в Post была написана совместно Бобом Вудвардом и Уолтером Пинкусом — факт, который еще сильнее увеличивает ее значение. Вудвард не нуждается в представлении тем, кто знаком с Уотергейтским скандалом. Он стал обладателем самой известной информационной утечки в истории США, получив внутренние сведения о действиях Никсона в Уотергейте от источника, который Вудвард окрестил «Глубокая глотка», и который так никогда и не был идентифицирован, однако, как полагают, он являлся высокопоставленным представителем в аппарате национальной безопасности. Уолтер Пинкус — это репортер Post по вопросам национальной безопасности, дающий материалы о деятельности ЦРУ и Пентагона.

Статью этих двух индивидуумов, принимая во внимание выдающееся положение публикации на первой полосе в Washington Post, следует понимать как полуофициальный намек разведслужб США на то, что их отношения с Усамой бен Ладеном являются значительно более сложными, чем это представлено в пропаганде, которая сегодня преобладает в средствах массовой информации.

Часть 4. Отказ от расследования

Патрик Мартин
15 марта 2002 г.

Нижеследующая статья была опубликована на английской странице МВСВ 24 января 2002 г.

Данная серия статей сделала обзор доказательств того, что разведслужбы США имели весьма обширную информацию об готовящихся атаках 11 сентября, включая как специфические детали способа их проведения, так и возможные цели атак. Были заведомо известны также личности ряда воздушных пиратов, в том числе имя предполагаемого главного организатора — Мухаммада Атты. Имеется также еще целый ряд проблемных и неразрешенных вопросов, например, почему истребители ПВО оказались неспособны вовремя вмешаться и произвести перехват какого-либо из реактивных авиалайнеров.

Однако с политической точки зрения существует один факт, который с особенной силой подкрепляет предположения о том, что действительный ход событий еще должен быть установлен. Речь идет об отказе администрации Буша и Конгресса от проведения какого-либо расследования террористических атак и реакции правительства на них.

Спустя более чем четыре месяца после самого большого акта массового убийства в истории США, не было объявлено ни о слушаниях в Конгрессе, ни о назначении комиссии по расследованию, а требования создания такой комиссии по большей части игнорируются. Даже внутренние расследования ФБР спущены на тормозах. Это бездействие выглядит в высшей степени странным, и ему не дано никакого удовлетворительного политического объяснения. Ситуация отдает неприятным душком политического заговора.

Республиканцы блокируют двухпартийную комиссию

Первоначальной реакцией Конгресса на события 11 сентября было намерение создать независимую комиссию, состоящую из членов, назначенных руководством Конгресса и Белого дома. Эта комиссия должна была рассмотреть события, приведшие к атаке, в том числе очевидный провал разведслужб США, оказавшихся неспособными предвидеть или предотвратить самоубийственные воздушные захваты. Именно такое предложение Комитет Палаты представителей по сбору разведывательной информации включил в свой проект закона о финансировании разведывательных операций США. Затем вмешался Белый дом.

6 октября Палата представителей проголосовала за принятие бюджета разведки, одобрив огромное увеличение расходов, не поддержав в то же время требований о расследовании неподготовленности, обнаружившейся 11 сентября. Республиканское руководство Палаты предложило ограничить полномочия комиссии, выдвинув поправку, которая лишала комиссию права вызывать на свои заседания официальных лиц и права давать иммунитет свидетелям. Фокус работы комиссии был передвинут на расследование «структурных препятствий» сбору и анализу разведывательной информации. Другими словами, вместо расследования неспособности ЦРУ и ФБР предотвратить события 11 сентября, мандат комиссии сводился к предложению предоставить разведывательным службам новые широкие полномочия.

Республиканцы-члены Конгресса явно осуществляли пожелания администрации Буша. Демократы отказались потребовать поименного голосования по этому вопросу, позволив республиканскому плану превратиться в официальное решение путем простого опроса участвующих в голосовании. New York Times писала: «В Вашингтоне сейчас мало охоты задним числом выяснять причины того, почему правительство оказалось неспособно выявить и предотвратить заговор».

Через две недели сенатор-республиканец Джон Маккейн (McCain) и сенатор-демократ Джозеф Либерман (Lieberman) заявили в телевизионном выступлении в программе «Встреча с прессой», что они поддерживают учреждение независимой комиссии по расследованию атаки 11 сентября. Либерман ссылался, среди прочих примеров, на прецедент особой комиссии, которая изучала военную подготовленность после [катастрофы] Перл-Харбора. Представитель демократов сказал, что ожидает от администрации Буша поддержки этого предложения.

Однако 21 ноября председатель сенатского комитета по разведке демократ Роберт Грэхэм (Graham), штат Флорида, и его коллега-республиканец Ричард Шелби (Shelby) из Алабамы сказали, что до 2002 года они будут воздерживаться от всякого расследования неспособности выявить или предотвратить атаки на Всемирный Торговый центр и Пентагон. Лидеры Палаты представителей в свою очередь также согласились подождать до нового года. Грэхэм заявил, что было бы неуместно проводить такое расследование в ходе войны в Афганистане, а Шелби охарактеризовал расследование как отвлечение внимания. Оба сенатора сказали, что они связывались с Белым домом, который согласился с их решением отложить какие-либо слушания в Конгрессе.

В то же время ФБР пыталось предотвратить проведение любого серьезного криминального расследования самоубийственных воздушных захватов. New York Times сообщила 8 октября: «Министерство юстиции и Федеральное Бюро расследований отдала приказ агентам по всей стране сократить свое расследование террористических атак 11 сентября, поскольку только таким образом можно предотвратить второй потенциальный раунд атак, сказали высокопоставленные представители сил правопорядка».

Вскоре после этого два высокопоставленных чиновника ФБР приняли решение подать в отставку. Нейл Дж. Галлахер (Gallagher) объявил, что оставляет свой пост главы отдела национальной безопасности. Томас Дж. Пикард (Pickard), непосредственный глава расследования атак 11 сентября, сообщил руководству ФБР 31 октября, что также увольняется. Обе отставки вступили в силу 30 ноября.

Пикард осуществлял контроль над многими предыдущими расследованиями ФБР и ему исполнилось всего 50 лет. Его внезапный уход в условиях военного времени является тем более удивительным. В других обстоятельствах средства массовой информации могли бы осудить это как то, что равносильно невыполнению долга, или, наоборот, восславить его увольнение как пример чистки ФБР после катастрофического провала. Вместо этого отставка человека, несущего главную ответственного за расследование событий 11 сентября, почти не привлекла внимания средств массовой информации.

Прецедент Перл-Харбора

Отказ от проведения расследования событий 11 сентября оправдывается самыми разными способами на почве того, что подобное расследование было бы неуместным в военное время или что оно стало бы проявлением борьбы между партиями.

Как показал опыт администрации Клинтона, едва ли в сегодняшнем Вашингтоне существует какое-либо нежелание участвовать в поисках козла отпущения и использовать расследования для сведения политических счетов. Можно только представить, какой была бы реакция республиканцев-членов Конгресса, если бы события 11 сентября случились в 2000, а не в 2001 году. Но, как заметил 14 декабря обозреватель New York Times Р.В. Эппл (Apple), «чрезвычайно удивительно, сколь мало людей в правительстве или вне его хотели обвинить разведслужбы в том, что они не справились со своей работой. И не было хора голосов, требующего головы Джорджа Дж. Тенета (Tenet), директора центральной разведки [ЦРУ]».

Что касается аргумента, что военное время препятствует масштабному расследованию, то прецедент Перл-Харбора полностью его опровергает. В течение месяца после нападения на Перл-Харбор Рузвельт назначил комиссию во главе с судьей Верховного суда Оуэном Робертсом (Roberts), чтобы расследовать поведение военных чиновников на Перл-Харборе. Эта комиссия получала свидетельские показания, опубликовала свои выводы и осудила двух ведущих офицеров Перл-Харбора, положив конец их карьерам без малейшего ущерба для военных приготовлений США.

Если правительство США смогло провести расследование в то время, когда оно было занято беспрецедентной военной мобилизацией против двух могущественных врагов, императорской Японии и нацистской Германии, то почему это невозможно сегодня, когда предполагаемым врагом является маленькая банда террористов, базирующаяся в самой бедной стране мира?

Белый дом и его апологеты используют на полную катушку прецедент Второй мировой войны, чтобы оправдать президентский приказ Буша о привлечении предполагаемых террористов к суду тайных военных трибуналов, ссылаясь на случай, когда Рузвельт санкционировал военный трибунал для рассмотрения дела восьми захваченных немецких диверсантов. Но они игнорируют пример Второй мировой войны, когда дело доходит до расследования предполагаемой «подлой атаки» 11 сентября.

(Однако пример трибуналов Рузвельта играет отнюдь не на руку администрации Буша. Рузвельт отдал распоряжение о проведении судебного процесса за закрытыми дверями не из-за военной необходимости военного времени, а вследствие того, что высшие чиновники разведслужб и военные представители оказались перед политическим затруднением. Двое из восьми диверсантов обратились к властям после своего прибытия в США, но ФБР первоначально отказалось поверить их сообщению, назвав их первый телефонный звонок «звонком шутника» [crank call]. Директор ФБР Дж. Эдгар Гувер хотел скрыть обнаружившуюся халатность, тогда как Военный департамент хотел утаить ту легкость, с какой эти восемь человек были высажены во Флориде и на Лонг-Айленде германскими подводными лодками — факт, очевидный для высшего нацистского командования, но неизвестный американской общественности).

Новый толчок к расследованию

20 декабря, через два месяца после своих первоначальных комментариев, Маккейн и Либерман огласили законопроект об учреждении комиссии по расследованию в составе 14 человек, взяв за образец Комиссию Уоррена или расследование Перл-Харбора. Четыре члена должны были быть назначены Бушем, а еще десять — лидерами Конгресса от обеих партий. Маккейн предложил кандидатуры сенаторов Гэри Харта (Hart) и Уоррена Рудмана (Rudman) в качестве возможных сопредседателей, поскольку они председательствовали в предыдущей комиссии, которая предсказала в 1999 году, что в будущей террористической атаке «американцы, вероятно, погибнут на американской земле и, возможно, в большом количестве».

Маккейн сказал, что он и Либерман предали огласке свой план, потому что «внутри всех этих служб существует сопротивление независимому расследованию».

Объясняя, почему совместное расследование, включающее как исполнительную, так и законодательную ветви власти, являлось необходимым, Маккейн сказал: «Ни администрация, ни Конгресс не способны провести тщательное, непартийное, независимое расследование того, что произошло 11 сентября».

Анне Воммак (Wommak), пресс-секретарь Белого дома, дала уклончивый ответ на эти предложения, повторив то объяснение, которым администрация Буша оправдывала свое бездействие: «Мы рассмотрим их в будущем», — сказала она. «В настоящее время президент концентрируется на ведении войны с терроризмом».

New York Times, сообщая о новых требованиях независимого расследования, писала, что «для демократов, по словам одного старшего помощника Конгрессмена, путаная реакция правительства на бациллы сибирской язвы, посланные в письмах сенаторам Тому Дэшлу (Daschle), демократу от штата Южная Дакота, и Патрику Дж. Лихи (Leahy), демократу от Вермонта, вызвала болезненный отклик в Сенате и добавила заинтересованности в расследовании действий правительства, в том числе явное отсутствие у нее планов борьбы с биотерроризмом».

Мы имеем право интерпретировать этот эзопов язык в свете того, что мы знаем о нападениях с применением бацилл сибирской язвы, в которых были использованы чрезвычайно сильнодействующие споры, полученные в результате реализации программы армии США по применению бактериологического оружия. Нападения с использованием бацилл сибирской язвы были попыткой уничтожить руководство демократов в Конгрессе. Это признается некоторыми демократами и, вероятно, также Маккейном, вынуждая их тем самым высказывать лишь очень неопределенные и осторожные возражения.

Было бы глупо доверять таким вынужденным шагам. История того, как Демократическая партия реагировала на государственные провокации и нападки на демократические права представляет собой постоянно снижающуюся в течение последней четверти века кривую: от ограниченных разоблачений Уотергейта и комиссии Черча по преступлениям ЦРУ и ФБР в 1973-1976 годах через неспособность преодолеть сопротивление администрации Рейгана в деле «Иран-контрас» 1987 года до прострации перед лицом кампании правых по дестабилизации администрации Клинтона, которая достигла своей кульминации в попытке импичмента президента.

Провокация и война

Данные, суммированные в настоящей серии статей, представляют только факты, преданные огласке в американской и международной прессе. У общественности нет доступа к намного более обширной информации, основанной на электронных перехватах, тайном наблюдении и других источниках, которые были доступны всему американскому разведывательному аппарату в период, предшествующий 11 сентября. Однако даже эта ограниченная выборка показывает лживость заявлений США о том, что нападение на Всемирный Торговый центр являлось не поддающейся предвидению внезапной атакой.

В расследовании любого преступления центральным должен быть вопрос: «кому это выгодно»? Центральные фигуры, извлекшие выгоду от разрушения Всемирного Торгового центра, находятся в соединенных Штатах: администрация Буша, Пентагон, ЦРУ и ФБР, индустрия производства оружия, нефтяная промышленность. Резонно спросить, не внесли ли свой вклад в осуществление этой трагедии те, кто в такой степени выгадал от нее?

Тем, кто считает немыслимым, что правительство США могло осуществить подобную акцию, можно посоветовать основательно изучить историю. Почти в каждой войне с тех пор, как Соединенные Штаты впервые сто лет назад вышли на арену в качестве мировой державы, правящий класс пользуется событиями или жестокостями подобного рода, чтобы преодолеть инстинктивное нежелание американского народа быть вовлеченным в заграничные конфликты.

В некоторых случаях casus belli [предлог к войне] был полностью сфабрикован, как во время инцидента в Тонкинском заливе в 1964 году, который привел к прохождению в Конгрессе резолюции, разрешающей масштабную интервенцию США во Вьетнаме. Или предлог может быть делом случая: взрыв, который в 1898 году в порту Гаваны разрушил военный корабль Maine, подготовил сцену для Испано-американской войны. Однако в большинстве случаев событие, выбранное для начала войны, в значительной мере являлось объектом закулисных манипуляций правительства США.

Потопление «Лузитании» в 1915 году было заранее предвидимым результатом решения администрации Вильсона позволить пассажирским лайнерам во время Первой мировой войны доставлять военные грузы британо-французской стороне. Когда германская субмарина торпедировала этот корабль, что привело к гибели 1200 человек, вызванное этим актом возмущение общественного мнения помогло обеспечить вступление США в войну. Подобным же образом Перл-Харбор был заранее предвиден администрацией Рузвельта — если и не в смысле знания конкретного времени и места, то определенно в качестве осознанной вероятности превентивного удара со стороны Японии — как только США прервали всякое снабжение Японии нефтью и металлоломом летом 1941 года.

Более явным случаем манипуляции является вторжение Ирака в Кувейт в августе 1990 года, которое стало поводом для широкомасштабного — и кажущимся уже постоянным — размещения американских войск и боевых самолетов в зоне Персидского залива и на Аравийском полуострове.

В течение 1980-х годов Саддам Хусейн являлся de facto [фактически] военным союзником Соединенных Штатов, получая от США разведывательную информацию и оружие в качестве помощи в своей войне против Ирана. После того, как Иран в 1988 году был вынужден согласиться на прекращение огня, условия которого были весьма благоприятны для Ирака, основной заботой США (и Саудовской Аравии) было не допустить в зоне Персидского залива господства Багдада с его испытанной в боях миллионной армией.

Затем последовал ряд конфликтов, спровоцированных главным образом Кувейтом. Богатый нефтью эмират требовал немедленного погашения миллиардных военных займов Ирака, несмотря на то, что в то же самое время сам выкачивал нефть из нефтяного месторождения Румейла, которое лежит преимущественно на иракской стороне границы, и оказывая таким образом на Ирак жесткое финансовое давление. В ответ Саддам Хусейн разразился декларациями, в которых отчетливо слышалось бряцание оружием. Он характеризовал Кувейт как утраченную девятнадцатую провинцию Ирака, отхваченную от этой страны британским империализмом.

Реакция США на конфликт Ирака и Кувейта была крайне сдержанной. Во время своей ставшей известной сегодня встрече с Саддамом Хусейном, состоявшейся за месяц до иракского вторжения, посол США Эйприл Глэспи (Glaspie) заявила, что спор Ирака с Кувейтом является делом самих этих двух стран и не требует участия Соединенных Штатов в его разрешении. Между тем, по приказу Колина Пауэлла, тогдашнего председателя Объединенного командования штабов, генерал Норман Шварцкопф составил план масштабной военной интервенции США в зону Персидского залива, направленной против Ирака. Военная игра по этому плану завершилась в июле 1990 года, в дни встречи Глэспи с Хусейном.

Существует достаточное основание для того, чтобы полагать, что США молчаливо подталкивали Ирак к нападению, чтобы обеспечить предлог для разгрома иракских вооруженных сил и реализовать давно желаемую цель внешней политики США: установление господствующего в военном отношении положения Америки в зоне богатого нефтью Персидского залива. Подобным же образом администрация Буша использовала катастрофу Всемирного Торгового центра как возможность для размещения американских вооруженных сил в Центральной Азии и в бассейне Каспийского моря — регионе, где находятся огромные неиспользуемые запасы нефти, и который, по оценкам экспертов, должен стать Персидским заливом двадцать первого века.

После иракского вторжения в Кувейт представители США выражались в том смысле, что они не думали, что Саддам Хусейн захватит всю страну. Другими словами, они разжигали его аппетиты, ожидая только пограничного конфликта, который сделал бы США третейским судьей и таким образом усилил бы их роль в зоне Персидского залива. Подобный же просчет мог быть сделан и в случае воздушных захватов 11 сентября, поскольку их последствия оказались намного более разрушительными, чем можно было бы ожидать.

Невозможно определить, основываясь на доступных сегодня фактах, точный объем той информации, которой обладало американское правительство относительно катастрофы Всемирного Торгового центра. Этот вопрос заслуживает самого тщательного расследования.

Альтернативные объяснения — что ФБР и ЦРУ были виновны в столь явной некомпетентности, которая равнозначна преступной халатности — не выставляют правительство США в более выгодном свете. От американского народа требуют слепой поддержки неограниченной и бессрочной военной кампании правительства, которое либо позволило осуществить, либо оказалось неспособным предотвратить массовое убийство тысяч своих граждан.

www.wsws.org/ru/2002/feb2002/gove-f18.shtml

 

ТЁМНАЯ СТОРОНА АМЕРИКИ

 

Положение этой страницы на сайте: начало11 сентября 2001  

 

страна люди 11 сентября 2001 интервенции развал СССР США и Россия фотогалереи
  "культура" Запада библиотека ссылки карта сайта гостевая книга

 

Начало сайта

 

 

 

.